№ 5-149/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 июля 2020г. судья Центрального районного суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области о привлечении к административной ответственности по ст.7.13 ч.1 КоАП РФ,
установил:
Из протокола по делу об административном правонарушении № 36 АД 2020 от 19.05.2020, составленного заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО8, следует, что в результате внеплановой документарной и выездной проверки в отношении госоргана – Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области местонахождения: 394036 <...> проведенной в период с 10.02.2020 по 10.03.2020, выявлены факты грубого нарушения госорганом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия при осуществлении переданных полномочий по федеральному государственному контролю и надзору за объектами культурного наследия, а именно:
- ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ), пп.5,7 приказа Минкультуры России от 04.06.2015 №1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» (далее – Приказ Минкультуры России №1745) в части утверждения границ территории объектов археологического наследия в отсутствие проектов границ территории указанных объектов,
- п.5 Приказа Минкультуры России №1745 в части отсутствия документации по установлению границ территорий объектов археологического наследия обосновывающих материалов по определению указанных границ территории, а также режимов использования их территории (приказы от 28.12.2019 №№ 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422),
- п. 1 ст. 31 Федерального закона №73-ФЗ, п. 2.1 приказа Минкультуры России №1745 при утверждении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Могильник курганный у с. Хреновое (5 насыпей)», в части отсутствия линий, обозначающих территорию указанного объекта культурного наследия, а именно в соответствии с графической, текстовой частями, а также таблицами координат установлено по 2 участка территории указанных объектов культурного наследия, что не соответствует целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418),
- ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не обеспечения мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда при установлении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка» в части несоответствия утвержденных границ учетным данным по указанному объекту, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия;
- п. 9 приказа Минкультуры России № 1745, в части несоответствия нормативно-правовых актов об утверждении границ территории объектов археологического наследия в части содержания графических схем описания местоположения границ объекта археологического наследия соответствующим картографическим материалам документации, послужившей основанием для утверждения указанных границ (приказы от 28.12.2019 № 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422),
- недостоверность сведений, содержащихся в приказах от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419 в отношении объектов культурного наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курган у с. Старый Курлак», а именно несоответствие графической схемы таблице координат,
- п. 13 приказа Минкультуры России №1745, в части внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объекты археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка», «Курган у с. Старый Курлак», «Могильник у с. Хреновое»);
- пп.4 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не установления ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ в отношении объектов археологического наследия, имеющих утвержденные границы территории,
- ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ в части не обеспечения предотвращения разрушения или причинения вреда объектам археологического наследия при осуществлении мероприятий государственной охраны по установлению границ территорий, в отсутствие режима использования территории объектов археологического наследия с учетом особенностей указанных объектов, а также обеспечивающего сохранность объектов археологического наследия в условиях ведущейся хозяйственной деятельности на их территории (распашка) (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422),
- пп.10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения,
- пп. 10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического наследия федерального значения,
- п.4 ст. 17 Федерального закона № 73-ФЗ в части направления утвержденных границ территории объектов археологического наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости в срок, превышающий 5 рабочих дней,
- п.6 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия разработанных и утвержденных проектов зоны объектов археологического наследия федерального значения. Таким образом, в действиях (бездействии), выраженными в ненадлежащем осуществлении переданных полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, госорган нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и его действия квалифицированы по ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.
Представитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу по доверенности ФИО9 полагала вмененное правонарушение доказанным материалами проверки; пояснила изложенное.
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по доверенности ФИО10 считал, что Управление не является субъектом вменяемого административного правонарушения; вмененные правонарушения не обоснованы; не раскрыта объективная сторона правонарушения в протоколе об административном правонарушении; недостоверность сведений содержащихся в приказе Управления от 28.12.2019 № 71-01-07/418 носили характер технической ошибки, допущенной кадастровым инженером и были устранены в ходе проведения проверки путем издания приказов Управления от 04.03.2020 №71-01-07/162, 71-01-07/163; представлены письменные возражения (т.2 л.д.178-187).
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в рассмотрении дела об административном правонарушении, изучив материалы дела о привлечении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области к административной ответственности, материалы проверки, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые регулируются Федеральным законом №73-ФЗ. Предметом правонарушения – объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины.
Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика объекта и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Разграничение полномочий в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия определено статьями 9-9.3 Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ полномочия по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, переданы Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области (далее – Управление).
Пунктом 3.1.2 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 13.04.2015 №275 установлены полномочия Управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраной объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации:
- государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (п. 3.1.2);
- осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (п. 3.1.4).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:
1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра;
2) проведение историко-культурной экспертизы;
3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия;
4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;
6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима;
7) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
8) согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
9) осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
10) установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта;
11) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
12) выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
13) утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия;
14) обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности;
15) иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия (ч. 2).
Как указано в статье 6 Федерального закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В силу подпункта 4 части 2 статьи 33 указанного закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (пп. 6 ч. 2 ст. 33)
Согласно ст. 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (ч. 1).
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.
В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ч. 2).
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (ч. 3).
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (ч. 4).
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5).
Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия (ч. 6).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (ч. 7).
В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, либо актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Указанные в настоящей части акты направляются утвердившим их органом охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, в котором закреплено, что границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1.). Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3). Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5). Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта (пункт 7).
В силу п. 9 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.
Информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме ее использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ (пункт 13).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Управления по охране объектов культурного наследи Воронежской области №71-01-07/147 от 08.06.2017 «О включении объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области включен объект археологического наследия «Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе» (т.1 л.д. 88). Утвержден особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе» (т.1 л.д. 89-90).
На основании Приказа Управления по охране объектов культурного наследи Воронежской области №71-01-07/101 от 10.04.2019 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца утверждено охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» (т.1 л.д. 183, 184-207).
Приказом Управления по охране объектов культурного наследи Воронежской области №71-01-07/122 от 07.05.2019 «О внесении изменений в приказ управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.04.2019 №71-01-07/101 внесены изменения в Охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» (т.1 л.д.208).
На основании Приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/234 от 07.10.2019 «О признании утратившим силу приказов управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области» признаны утратившими законную силу приказы управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области от 10.04.2019 №71-01-07/101, от 07.05.2019 №71-01-07/122 (т.1 л.д. 209).
Приказом Управления по охране объектов культурного наследи Воронежской области №71-01-07/163 от 04.03.2020 «О внесении изменений в приказ управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 28.12.2019 №71-01-07/419» внесены изменения в границы территорий объектов археологического наследия федерального значения, расположенные на территории Аннинского муниципального района, утвержденные приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 28.12.2019 №71-01-07/149 (т.2 л.д. 5-6, 7-12).
Как усматривается из материалов настоящего дела на основании мотивированного представления от 22.01.2020 №1, составленного по результатам анализа информации о ненадлежащем исполнении госорганом - Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области переданных полномочий в части утверждения охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов археологического наследия федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, актов технического состояния, а также зон охраны объектов археологического наследия, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по центральному федеральному округу ФИО1 от 24.01.2020 № 31-Р., руководителем Минкультуры России по ЦФО ФИО1., заместителем руководителя Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО2, начальником территориального отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО3, главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО4 и старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО5 в период с 10.02.2020 по 10.03.2020 проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, местонахождения: 394036 <...>). Указанная проверка проводилась с целью предупреждения и устранения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере охраны культурного наследия (т. 1 л.д. 137-140).
Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Воронежской области письмом от 30.01.2020 № 7/3-102В-2020.
Сообщение о проведении внеплановой документарной и выездной проверки с приложением копии распоряжения от 24.01.2020 №31-Р была направлено руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области письмом от 31.01.2020 исх. №275/2020, что также подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 04.02.2020 (т.1 л.д. 141,142-147).
Перечень документов, представление которых Госорганом необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой документарной и выездной проверки, указан в п.13 распоряжения от 24.01.2020 № 31-Р, а также был направлен руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области 10.02.2020 исх. № 71-11/312 (т.1 л.д.171-174).
Вышеуказанные факты нарушений действующего законодательства Российской Федерации отражены в Акте внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Госоргана от 10.03.2020 № 39 (т.1 л.д.148-154).
Руководителем Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО11 было вынесено предписание №18-П об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия воронежской области от 10.03.2020 (т.1 л.д.155-161).
Копия Акта проверки от 10.03.2020 №39 и копия предписания от 10.03.2020 №18-П были направлены руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области 10.03.2020 исх. №672/2020, а также в прокуратуру Воронежской области (т.1 л.д.163, 166, 167-170).
В подтверждение виновности Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ представлены: протокол по делу об административном правонарушении № 36 АД 2020 от 19.05.2020 (л.д. 6-14), акт №39 внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.03.2020 (л.д.148-154), предписание №18-П об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.03.2020 (л.д.155-162).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что недостоверность сведений, содержащихся в приказе Управления от 28.12.2019 № 71-01-07/418, носили характер технической ошибки, допущенной кадастровым инженером, и были устранены в ходе проведения внеплановой выездной проверки путем издания приказов Управления от 04.03.2020 №71-01-07/162, 71-01-07/163.
Также суд принимает во внимание (п.4 протокола об административном правонарушении – в части несоответствия утвержденных границ учетным данным, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия), что ранее раскопки кургана №5 и курганов №1,3, у с. Липовка были проведены ФИО6 и ФИО7 в 2006 и 2009 годах соответственно с полным изъятием археологических предметов, место раскопок рекультивировано; копии отчетов были представлены.
Также суд принимает во внимание, что Управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства об охране объектов культурного наследия направлены в орган регистрации прав информация и копии приказов об утверждении границ территории объектов археологического наследия, что подтверждается письмом заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.04.2020 №12-03218/20 (п.7 протокола об административном правонарушении).
Суд принимает во внимание, что объекты археологии Являются объектами федерального значения, полномочия в отношении которых переданы субъектам Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона №73-ФЗ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества и категории объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Как следует из материалов дела, Управление по охране объектов культурного наследия по Воронежской области неоднократно инициировало обращение правительства Воронежской области в Минкультуры России, что подтверждается письмами, об увеличении денежных средств для финансирования указанных мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Однако увеличения денежных средств для финансирования указанных мероприятий по охране объектов культурного наследия федерального значения в рамках предоставления субвенций бюджету Воронежской области не произошло.
Так, на разработку проектов предмета охраны, границ территории объектов археологического наследия выделено денежных средств всего на 25 объектов из 1305.
В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 29.9. КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья Михина Н.А.