ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-149/2017 от 10.07.2017 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Нижневартовск 10 июля 2017 года

Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Васильев С.А.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исполняющей обязанности директора МАОУ СОШ №4, ФИО3,

защитника, адвоката - Данилова А.А., предоставившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

начальника отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры ФИО13., предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в отношении юридического лица Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», юридический адрес и адрес места нахождения: <адрес>, имеющего основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица , ИНН , ранее административному наказанию не подвергавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 24 по 26 апреля 2017 года на предмет соблюдения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №4» (далее - МАОУ СОШ №4), расположенным по адресу: <адрес> лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), а именно:

1. В нарушение пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ), п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основанного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (далее – Порядок организации образовательной деятельности), п.п. 19.7, 19.8, 19.10.1 раздела III Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (далее – ФГОС НОО), в основной образовательной программе начального общего образования на 2016-2017 учебный год, утвержденной приказом Учреждения от 22.08.2016 №129/2-О:

- раздел «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» не соответствует требованиям ФГОС начального общего образования;

- раздел «Программа коррекционной работы» не содержит планируемые результаты коррекционной работы;

- календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации.

2. В нарушение пп. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ, п. 9 Порядка организации образовательной деятельности, п. 18.3.1.1, пп. 8 п. 18.2.1 раздела III Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС ООО), в основной образовательной программе основного общего образования на 2016-217 учебный год, утвержденной приказом Учреждения от 22.08.2016 №129/2-О:

- календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации;

- в содержательном разделе не отражены виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.

По указанному факту 03 мая 2017 года Обрнадзором Югры составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законный представитель юридического лица ФИО3 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала и показала, что она работает заместителем директора школы и имеет первую квалификационную категорию по должности «заместитель директора по учебно-воспитательной работе». На данный момент на время отпуска директора школы исполняет ее обязанности. В школе имеются в наличии все программы, необходимые для реализации учебно-воспитательного процесса. В этом учебном году разработано и утверждено 8 образовательных программ. Программы утверждены приказом директора школы и были представлены на проверку экспертам Обрнадзора Югры. Замечания были сделаны к 2 из них, всего 4 замечания. По каждому замечанию пояснила следующее.

Раздел «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» не соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. ФГОС - это требования, которых должна придерживаться любая школа при разработке образовательных программ, но каждая программа должна быть адаптирована под школу, в которой она реализуется, что у нас имеет место быть. Данный раздел в школе составлен в соответствии с ФГОС и примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ Ни ей, ни директору школы нарушения по данному разделу программы ни устно, ни письменно экспертом службы конкретизированы не были. Был сделан акцент лишь на "необходимость дословного совпадения текста" ФГОС с основной образовательной программой школы (далее - ООП). При детальном изучении этого раздела программы никаких существенных различий ООП школы с ФГОС выявлено не было. Все, что требует стандарт в разделе "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" имеет место быть. Например, есть цели и задачи ООП, описаны мероприятия по организации работы в данном направлении через план в ООП школы (с ФГОС НОО они идентичны), критерии и показатели эффективности имеют место быть в программе школы, более того, в программе школы они конкретизированы (п.4), так же как и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов (например, в школе инструментарием являются отслеживание динамики заболеваемости, степень травматизма и др. показатели, которые в программе школы конкретизированы). Экологическое воспитание школьников кроме урочной, реализуется и через внеурочную деятельность в школе. Ежегодно по окончанию учебного года заместителем директора по ВР пишется итоговая аналитическая справка по результатам работы школы в данном направлении. По итоговой справке за 2016-2017 учебный год можно сделать вывод: работа школы в направлении экологического обучения и воспитанию детей поставлена на должный уровень, имеются результаты, в школе реализована 100% охват детей мероприятиями экологической направленности.

Раздел «Программа коррекционной работы» не содержит планируемые результаты коррекционной работы. Коррекционная работа в школе осуществляется с обучающимися с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) следующими педагогами: логопедом, психологом и дефектологом. Данные педагоги составляют рабочие программы на учебный год, в которых четко прописаны планируемые результаты коррекционной работы. Рабочие программы педагога-психолога, педагога-дефектолога, педагога-логопеда являются неотъемлемой частью ООП НОО (ст.2 ФЗ "Об образовании в РФ"). В конце года проводится каждым педагогом диагностика детей с ОВЗ и результаты коррекционной работы отражаются в карте развития ребенка. Кроме этого, все перечисленные педагоги пишут аналитические справки по работе с детьми ОВЗ, где указаны конкретные достижения и результаты работы каждого педагога при организации коррекционной работы с детьми ОВЗ. Сам же ФГОС не раскрывает, какими именно должны быть планируемые результаты коррекционной работы. В Примерной образовательной программе, одобренной федеральным учебно-методическим объединением, данный пункт отсутствует, поскольку предполагается реализация Программы коррекционной работы через рабочие программы специалистов и адаптированные образовательные программы школы, в которых и конкретизируются результаты применительно к каждому обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

Календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации. Сроки промежуточной аттестации определены и утверждены приказом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ г. Кроме того, сроки промежуточной аттестации четко прописаны во всех рабочих программах педагогов школы, а в соответствии со ст. 2 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. То есть рабочие программы являются неотъемлемой частью образовательной программы. Подтверждением того могут служить письма Министерства образования РФ и Департамента образования автономного округа, где говорится, что рабочие программы являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года в соответствии с Положением о промежуточной аттестации обучающихся и текущем контроле знаний, утвержденного приказом директора школы. Подтверждением этому служат отчеты заместителя директора ФИО4, которая отвечает за сбор информации о прохождении аттестации и регулярно составляет сводные ведомости по итогам ее проведения. Комиссии данные ведомости за последние 3 года были предоставлены.

В содержательном разделе ООП ООО не отражены виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей. В соответствии с п.16 Стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г.№1897, основные образовательные программы основного общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Школа реализует все программы самостоятельно. Основываясь на ст.7 ФГОС, которая гласит, что стандарт должен быть положен в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона РФ, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений. Данный пункт о видах взаимодействия с учебными организациями был исключен из ООП, так как школа не нуждается в этом разделе, школой не реализуется взаимодействие со сторонними учреждениями для реализации ООП. А в основной образовательной программе отражаются только те условия и содержание, которые характеризуют образовательную организацию. В <адрес> нет ВУЗов и они не заключают договоры со специалистами ВУЗов для реализации ООП, так как их просто нет - это и есть специфика <адрес> (стандарт дает им такое право). ООП реализуются только педагогами школы, имеющими соответствующий уровень образования и квалификации. Школа укомплектована кадрами в полном объеме. Кадры школы были также проверены с 24-26 апреля 2017 года специалистами Обрнадзора Югры, нарушений в этом направлении выявлено не было. Кроме того, во время проверки директором школы было дано письменное пояснение о том, что школа не реализует образовательные программы через сетевую форму взаимодействия. В школе имеются планы межведомственного взаимодействия для организации воспитательной работы в различных направлениях, но ответственные лица (работники городской больницы, пожарные, работник МЧС и т.д.), прописанные в этих планах не реализуют ООП школы. ООП школы реализуется только педагогами школы в рамках часов, установленных учебным планом.

Кроме того, программа по начальной школе была составлена заместителем директора по учебно-воспитательной работе ФИО11, имеющей 1 кв.категорию (заместитель), высшую кв.категорию (учитель начальных классов), стаж работы в должности заместителя директора по УВР 10 лет, за добросовестный труд и высокий профессионализм награждена правительственной наградой - Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Программа по основному общему образованию была составлена заместителем директора по учебно-воспитательной работе ФИО3, имеющей 1 кв.категорию (заместитель), 1 кв.категорию (учитель русского языка и литературы), стаж работы в должности заместителя директора по УВР - 5 лет. ФИО3 в ноябре 2016 года была аттестована Службой по контролю и надзору <адрес> как эксперт Службы (сдала экзамены и может привлекаться в качестве эксперта для проведения контрольных мероприятий в образовательных учреждениях по ХМАО-Югре).

Проверки школы, проведенные с 2010 года специалистами Службы по контролю и надзору ХМАО-Югры подтверждают соответствие программ школы всем лицензионным требованиям и Стандарту (стандарт был введен в действие и утвержден приказом Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009 г.). С 2012 года школа прошла дважды процедуру смены лицензии и один раз процедуру аккредитации. Результатами проверки явилось подтверждение условий соблюдения лицензирования (получение лицензии от ДД.ММ.ГГГГ) и аккредитации (получено свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ). В 2013 г. в школе была выездная идентичная проверка по соблюдению лицензионных требований. В каждом случае для прохождения процедуры предъявлялись для проверки в Службу по контролю и надзору образовательные программы школы, замечаний к программам школы выявлено не было. Помимо этого, достижения школы свидетельствуют об отсутствии грубых нарушений.

Также заявила ходатайство о приобщении к материалам дела об административном правонарушении в обоснование своих доводов копий документов: 1) аналитическую справку заместителя директора школы по ВР ФИО5 по итогам работы школы в экологическом образовании и воспитании обучающихся; 1.1) копию рабочей программы педагога-психолога ФИО6; 2) копию рабочей программы педагога-дефектолога ФИО7; 3) копию рабочей программы педагога-логопеда ФИО8; 4) копии отчетов по результатам деятельности педагогов (психолога, дефектолога, логопеда), копии карт диагностики воспитанников (образец); 5) копию приказа «Об утверждении сроков промежуточной аттестации»; 6) копию приказа «Об утверждении Положения о промежуточной аттестации» и Положение о промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №4; 7) сводные ведомости по итогам промежуточной аттестации за три года; 7.1) документы, подтверждающие, что рабочие программы педагогов являются неотъемлемой частью ООП школы; 8) выдержку из п.7 Стандарта; 9) копию пояснения директора школы для Службы по контролю и надзору; 9.1) справку по педагогическим кадрам за 2016-2017 учебный год по школе; 9.2) планы межведомственных взаимодействий по воспитательной работе; 10) копии документов по проверке к процедуре лицензирования; 11) копии документов к процедуре аккредитации; 12) копии документов по проверке соблюдения лицензионных условий (идентичная проверка, проведенная в 2013 году); 13) копии документов заместителя директора по УВР ФИО11; 14) копии документов заместителя директора ФИО3; 15) краткую информацию по школе за 12 лет; 16) копии документов на директора школы ФИО9 Данное ходатайство законного представителя юридического лица удовлетворено, копии указанных документов приобщены к материалам дела об административном правонарушении.

Защитник Данилов А.А. в судебном заседании поддержал доводы законного представителя юридического лица ФИО3 и также указал, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о вменяемых МАОУ СОШ №4 нарушениях, не содержат доказательств, которые могут служить тому подтверждением.

Представитель Обрнадзора Югры ФИО13 в судебном заседании показал, что в ходе плановой проверки Обрнадзором Югры были выявлены вышеуказанные нарушения, отраженные в акте проверки и директор школы на тот момент нарушения признала, в своем объяснении обещала данные нарушения устранить. Указанные нарушения являются формальными, но Кодексом об административных правонарушениях за данные нарушения предусмотрена административная ответственность. Просит привлечь юридическое лицо к административной ответственности.

Допрошенная по ходатайству защитника Данилова А.А. свидетель ФИО11 в судебном заседании показала, что работает заместителем директора школы. В соответствии с должностными обязанностями ежегодно разрабатывает основные общеобразовательные и адаптированные программы. В 2016-2017 учебном году в школе реализуются 8 образовательных программ, 4 из которых были составлены ею. С выявленными нарушениями в их школе не согласна по следующим основаниям.

Раздел "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни" не соответствует требованиям ФГОС НОО. В чем именно не соответствует, эксперты Службы не пояснили ни в устной форме, ни в письменной. ФГОС НОО утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Считает, что данный раздел в школе составлен в соответствии с ФГОС НОО, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). А именно, в Стандарте говорится, что программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) цель, задачи и результаты деятельности - в программе школы прописаны и цели, и задачи, и результаты деятельности; 2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школы содержит направления: создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды, использование возможностей УМК "Школа России" в образовательном процессе, организация физкультурно-оздоровительной работы, реализация дополнительных образовательных программ и др.; 3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивный и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - в программе школы виды деятельности и формы занятий с обучающимися отражены в плане ежегодных мероприятий по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Он собственно и является моделью организации работы; 4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся; 5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Данные пункты отражены в программе школы в разделе "Оценка эффективности реализации программы". В данном разделе программы отмечается, что основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся не подлежат оценке индивидуальных достижения выпускников начальной школы, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, педагогов), анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека и т.д.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется в урочной и внеурочной деятельности через следующие формы работы: организация работы кружков, секций спортивной и экологической направленности "Юный эколог" и "Подвижные игры"; проведение акций "Спасти и сохранить"; проведение месячника экологической и природоохранной деятельности "Цвети, Земля"; конференция "Экология и здоровый образ жизни" и др. Ежегодно по окончанию учебного года заместителем директора по воспитательной работе пишется аналитическая справка по результатам работы школы в данном направлении. По итоговой справке за 2016/2017 учебный год можно сделать вывод, что экологическое воспитание в школе реализуется, здоровый и безопасный образ жизни у детей формируется. Об этом говорят высокие результаты и достижения в экологических конкурсах и спортивных соревнованиях. Считает, что программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует требованиям ФГОС НОО, реализуется в практической деятельности и имеет результаты.

Раздел "Программа коррекционной работы" не содержит планируемые результаты коррекционной работы. Данный раздел полностью соответствует примерной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с примерной образовательной программой начального общего образования "Программа коррекционной работы" школы содержит: цели и задачи программы коррекционной работы; принципы формирования программы; основные направления и содержание коррекционной работы; характеристику содержания; этапы реализации программы; механизмы реализации программы; требования к условиям реализации программы. Коррекционная работа в школе осуществляется с обучающимися с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) педагогами: логопедом, психологом и дефектологом. Данные педагоги составляют рабочие программы на учебный год, где четко прописаны планируемые результаты коррекционной работы. Данные рабочие программы являются неотъемлемой частью ООП НОО. В конце года проводится каждым педагогом диагностика детей с ОВЗ и результаты коррекционной работы отражаются в карте развития ребенка. Результаты коррекционной работы с детьми ОВЗ также отражены в ежегодном анализе работы данных педагогов.

Календарный учебный график школы на 2016-2017 учебный год не определяет сроки проведения промежуточной аттестации. В школе сроки проведения промежуточной аттестации ежегодно утверждаются дополнительным приказом, который конкретизирует календарные дни прохождения всеми участниками образовательного процесса промежуточной аттестации. Также в календарно-тематическом планировании рабочих программ, которые являются неотъемлемой частью образовательной программы, стоят точные данные проведения промежуточной аттестации с указанием форм. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года, регулярно составляются сводные ведомости по итогам ее проведения. Службе данные ведомости были предоставлены за последние 3 года, поэтому говорить о том, что школа нарушает законодательство, считает необоснованным. Положение о промежуточной аттестации в школе есть, сроки утверждены, подтверждающие ведомости есть, уровень качестве знаний с каждым годом растет. При осуществлении проверок в предыдущие годы экспертами Службы замечаний к основной образовательной программе начального общего образования и к календарному графику выявлено не было. Рассматривая все предложенные документы эксперты Службы полностью подтвердили их соответствие действующему законодательству.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также дополнительно представленные документы, судья приходит к следующему.

Положениями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.

По правилам ст.ст.1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие и виновность лица в совершении административного правонарушения, а также другие обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат доказыванию.

По правилам ч.1, ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав на основании имеющихся в материалах дела доказательств обстоятельства дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что отсутствует состав инкриминируемого МАОУ СОШ №4 правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим причинам.

Диспозицией ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 40 ч.1 ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 1 ст. 8 вышеуказанного закона определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.120.2013 №966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, п.п. 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с примечанием к ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона №99-ФЗ, в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «а»-«д», «ж»-«к» п. 6 и пп. «б», «д», «е» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение данных лицензионных требований относится к грубым нарушениям.

Согласно ч.7 ст.12 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897.

Из материалов дела следует, что МАОУ СОШ №4 осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Обрнадзором Югры (т.1 л.д. 58-60).

В МАОУ СОШ №4 имеются образовательные программы начального общего образования и основного общего образования на 2016-2017 учебный год, утвержденные приказом директора школы ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.91-112, 113-115).

В соответствии с п.п.9,10 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В вину юридическому лицу вменяется то, что в основной образовательной программе начального общего образования на 2016-2017 учебный год раздел «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» не соответствие требованиям ФГОС начального общего образования; раздел «Программа коррекционной работы» не содержит планируемые результаты коррекционной работы; календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации.

Кроме того, в основной образовательной программе основного общего образования на 2016-2017 учебный год календарный учебный график не определяет сроки проведения промежуточной аттестации; в содержательном разделе не отражены виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей.

При детальном изучении основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №4 на 2016-2017 учебный год усматривается, что она имеет в своем содержании раздел 2.4 «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», в которой прописаны факторы, с учетом которых составлена программа, цели, задачи, содержание программы, мероприятия по организации работы в данном направлении, критерии и показатели эффективности и т.д. (т.1 л.д.94-105). При этом в протоколе об административном правонарушении не конкретизировано, в чем именно данный раздел не соответствует ФГОС начального общего образования.

Раздел «Программа коррекционной работы» полностью соответствует примерной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) и содержит цели, задачи, принципы формирования программы, основные направления и содержание коррекционной работы, характеристику содержания и т.д. (т.1 л.д. 106-111).

В судебном заседании также установлено, что коррекционная работа в школе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется педагогами - логопедом, психологом и дефектологом, которые составляют рабочие программы на учебный год, где четко прописаны планируемые результаты коррекционной работы. Например, в программе коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования на 2016-2017 учебный год, утвержденной приказом директора школы ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ прописаны планируемые результаты коррекционной работы: оптимальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной жизненной ситуации; уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ и т.д. (т.2 л.д.129-173). Кроме того, все указанные педагоги пишут аналитические справки по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, где указаны конкретные достижения и результаты работы каждого педагога при организации коррекционной работы с детьми (т.2 л.д.174-187).

Сроки промежуточной аттестации определены и утверждены приказом директора школы -О от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, сроки промежуточной аттестации четко прописаны во всех рабочих программах педагогов школы (т.2 л.д.189-202).

При этом, в силу п.9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рабочие программы учебных предметов являются частью образовательной программы.

Также заслуживают своего внимания пояснения законного представителя юридического лица о том, что пункт о видах взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей, был исключен их основной образовательной программы в связи с тем, что школа не нуждается в этом разделе, школой не реализуется взаимодействие со сторонними учреждениями для реализации основной образовательной программы, а в основной образовательной программе отражаются только те условия и содержание, которые характеризуют образовательную организацию. В их городе нет ВУЗов и они не заключают договоры со специалистами ВУЗов для реализации основной образовательной программы, так как их просто нет, это и есть специфика <адрес>. Стандарт дает им такое право. Основная образовательная программа реализуется только педагогами школы. Также в школе имеются планы межведомственного взаимодействия для организации воспитательной работы в различных направлениях, но ответственные лица (работники городской больницы, пожарные, работники МЧС и т.д.), прописанные в этих планах, не реализуют основную образовательную программу школы (т.2 л.д. 230-233).

В соответствии с п.16 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 основные образовательные программы основного общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Стандарт должен быть положен в основу деятельности работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросов участников образовательных отношений (п.7 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).

Исключение данного пункта из основной образовательной программы основного общего образования объясняется его невозможностью исполнения в условиях <адрес> ХМАО-Югры, что не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что МАОУ СОШ №4 осуществляет образовательную деятельность без нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, в связи с чем отсутствует состав вмененного МАОУ СОШ №4 в вину правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По правилам п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.2 ч.1 и п.1 ч.1.1 ст.29.9, ч.1 ст.29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: С.А. Васильев