Дело № 5-14/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 февраля 2016 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания»,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> поступила служебная записка советника департамента лицензирования и контроля министерства о розничной продаже в магазине «<адрес>, алкогольной продукции с признаками подделки федеральных специальных марок.
В ходе работы по обращению установлено, что деятельность по продаже алкогольной продукции в указанном магазине осуществляет ООО «Торговая компания», лицензия серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В этот же день произведен осмотр принадлежащих обществу помещений по указанному адресу, визуально проверена следующая продукция: <данные изъяты><данные изъяты>
В результате осмотра установлено, что детектор защитных элементов при поднесении к федеральным специальным маркам (далее по тексту – ФСМ), нанесенным на указанную продукцию, защитных элементов, люминесцирующих под действий ультрафиолетового излучения, не выявил, что является признаком подделки ФСМ. Кроме того, ФСМ, нанесенные на <данные изъяты>», напечатаны на простой бумаге, на марках отсутствует припресованная способом горячего тиснения медная голографическая фольга с деметаллизацией; ФСМ, нанесенные на всю осмотренную продукцию, не содержат скрытую защитную нить с чередующейся прямой и перевернутой аббревиатурой «РФ», люминесцирующей в ультрафиолетовом излучении.
В этой связи в этот же день главным государственным инспектором департамента лицензирования и контроля Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области К.А в отношении ООО «Торговая компания» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении названного общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области К.Е протокол об административном правонарушении поддержала, настаивала на том, что вина общества подтверждена материалами дела, а потому имеются основания для привлечения его к административной ответственности по вменяемой норме.
Защитник ООО «Торговая компания» У.Д против привлечения общества к административной ответственности возразил, сославшись на недопустимость протокола об административном правонарушении по мотиву его составления в отсутствие сведений о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени его составления, недопустимость результатов проверки общества, как проведенной с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку указанная в материалах дела алкогольная продукция на реализации в магазине не находилась, а принадлежала продавцу общества.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Пунктом 16 названной статьи предусмотрено, что оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу частей 2, 3, 3.3, 4 и 6 статьи 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак» в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.
Перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 12 июля 2012 года № 191.
Пунктами 3.1 - 3.6 названного Перечня предусмотрено, что марки должны быть напечатаны на самоклеящейся бумаге. Верхний слой бумаги из 100% целлюлозы, без водяного знака, имеет пониженный уровень фонового свечения под воздействием ультрафиолетового излучения, со специальной химической защитой, машиночитаемым элементом защиты от подделок и двумя видами волокон. Красное волокно, не имеющее люминесценции под воздействием ультрафиолетового излучения, и волокно переменного сечения, с участками, люминесцирующими под воздействием ультрафиолетового излучения.
На оборотной стороне марки: гильоширные розетки с аббревиатурой "РФ". Текст "АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ" отпечатан бесцветной краской, люминесцирующей под воздействием ультрафиолетового излучения.
Самоклеящаяся бумага должна содержать защитную нить шириной 4 мм с открытыми участками нерегулярного образа, с поляризационным эффектом и люминесценцией под воздействием ультрафиолетового излучения.
На бумагу должна быть припрессована способом горячего тиснения медная голографическая фольга с деметаллизацией. Медное голографическое изображение должно содержать: аббревиатуру "РФ" на монотонном фоне, дифракционный микротекст "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", недифракционный микротекст, микротексты "АП", "РФ", "РОССИЯ" высотой не более 100 мкм.
Марки должны быть напечатаны с использованием не менее четырех способов печати: офсетным, трафаретным, флексографским и струйным. Также может применяться нетрадиционный - специальный высокозащищенный способ печати - металлографский с орловским эффектом.
На марки должны быть нанесены:
- две гильоширные нераппортные сетки с двумя ирисными переходами;
- контурный и директный микротексты и микротекст, выполненный переходом из директного в контурный, высота букв должна быть не более <данные изъяты>
- машиночитаемые элементы защиты от подделок на отдельных элементах марки.
В оформлении марки должны содержаться элементы защиты от подделок, выполненные специальной краской с переменными визуализируемыми свойствами, а также элементы, видимые в косопадающем свете, отпечатанные краской, люминесцирующей в ультрафиолетовом излучении.
Марки должны содержать специальные краски, обладающие специальными свойствами в различных спектральных диапазонах.
Марки должны иметь фигурные надсечки, которые обеспечивают невозможность их отклеивания без повреждения.
Марки должны содержать информацию о наименовании изготовителя, адресе его местонахождения (город), годе изготовления, уровне защиты.
Из материалов дела видно, что ФСМ, нанесенные на выявленную в принадлежащем ООО «Торговая компания» магазине алкогольную продукцию, приведенным выше требованиям законодательства не соответствуют.
Кроме того, на части выявленной алкогольной продукции установлено несоответствие нанесенных на продукцию ФСМ символов данным, указанным в отношении таких ФСМ в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Торговая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод защитника о недопустимости протокола об административном правонарушении является несостоятельным, поскольку о месте и времени его составления законный представитель общества был извещен лично, о чем в деле имеется почтовое уведомление.
Указание о том, что имеющаяся в уведомлении подпись законному представителю общества не принадлежит, является голословным и объективными данными не подтверждено.
Кроме того, административным органом соответствующее извещение было направлено и по юридическому адресу общества, которое вернулось в орган невостребованным.
Доводы защитника о нарушении административным органом процедуры производства по делу являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела видно, что основанием для проведения осмотра магазина «Люкс» явилось непосредственное обнаружение должностными лицами министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, повод для возбуждения дела, как ошибочно полагает защитник, имелся.
То обстоятельство, что наблюдение за соблюдением ООО «Торговая компания» лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции было поручено должностным лицам министерства исполняющим обязанности министра в рамках изданного последним распоряжения, не свидетельствует о том, что в отношении общества проводилась проверка в рамках лицензионного контроля, а потому ссылки защитника на нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае являются несостоятельными.
Напротив материалами дела подтверждено, что при наличии повода для возбуждения дела об административном правонарушении должностными лицами осуществлялись меры обеспечения производства по делу в рамках административного расследования, на которое нормы вышеназванного Федерального закона не распространяются.
Утверждение защитника о том, что алкогольная продукция с поддельными федеральными специальными марками обществом не приобреталась и не хранилась, правового значения не имеет, поскольку протоколом осмотра установлено, что указанная продукция находилась на реализации на витрине магазина «Люкс».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания<адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия товаров № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области), <данные изъяты>
Разъяснить ООО «Торговая компания», что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При этом, копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицом, привлечённым к административной ответственности, должна быть направлена в Южно-Сахалинский городской суд.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель (часть 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление по делу может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Е.Н. Лукша