ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-14/19 от 17.04.2019 Никольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-14/2019

УИД 35RS0017-01-2019-000110-78

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Никольск 17 апреля 2019 года

Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Пожилова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.02.2019 года № ХХ юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» (далее – образовательное учреждение, школа-интернат) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах: на основании приказа Департамента образования Вологодской области от 21.01.2019 года № ХХ, с целью реализации ежегодного плана проведения плановых проверок в 2019 году в период с 01.02.2019 по 22.02.2019 года была проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска», расположенного по адресу: 161440, <...>.

22.02.2019 года в 09 часов 00 минут в ходе проверки установлены факты нарушения лицензионных требований, а именно:

1. В нарушение требований части 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), частей 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на момент проведения проверки образовательное учреждение неправомерно осуществляет образовательную деятельность по адресу, не предусмотренному лицензией: 161440, <...>, что подтверждается договором № ХХ безвозмездного пользования земельным участком от 02.10.2018, заключенным администрацией МО г. Никольск с образовательным учреждением;

2. В нарушение требований подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательным учреждением не разработана адаптированная образовательная программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (4-9 классы);

3. В нарушение требований подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), некоторые педагогические работники школы-интерната не соответствуют требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, требованиям раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: - педагогические работники не прошли обучение по освоению дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности в сроки не реже чем один раз в три года: В.А., О.В., Н.В., К.Н. (учителя индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья); - образовательным учреждением заключены трудовые договоры с педагогическими работниками по должностям, установленным штатным расписанием (утверждено приказом от 03.05.2018 № ХХ): - В.А., К.Н. по должности «учитель» при отсутствии у работников документов, подтверждающих профессиональное образование; - Н.В., имеющей квалификацию «воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и (или) речевого развития», по должности «учитель» при отсутствии у работника специальной подготовки;

4. В нарушение требований подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), школа-интернат осуществляет образовательную деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения по адресу: 161440, <...>, что подтверждается сведениями из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов от 30 января 2019 года;

5. В нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательным учреждением не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся по адресу: 161440, <...> - отсутствует заключение о соответствии объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности по вышеуказанному месту осуществления образовательной деятельности.

Представитель Департамента образования Вологодской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просят рассмотреть дело без участия представителя Департамента.

Представитель привлекаемого к административной ответственности юридического лица на основании прав по должности директор школы ФИО1 с протоколом об административном правонарушении по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении руководимого им учреждения согласился частично. Пояснил, что нарушения были, но они могут быть признаны малозначительными. Пояснил, что юридическому лицу вменяется отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности места осуществления образовательной деятельности по адресу: <...> представляющего земельный участок площадью хххххххххх кв.м., получение которого в безвозмездное пользование школы на 11 месяцев зафиксировано в договоре № ХХ от 02.10.2018 г. безвозмездного пользования земельным участком, заключенным администрацией МО г. Никольска со школой-интернатом. Пояснил, что данный договор заключен по формальным основаниям по рекомендации Департамента образования. По указанному в договоре адресу школа после заключения договора никогда образовательной деятельности не осуществляла, поэтому указанные заключения и не были получены. Кроме того, в указанном договоре указана глава МО города Никольска ФИО2, которая на момент заключения договора главой муниципального образования г. Никольск не являлась. В настоящее время указанный договор расторгнут, что подтвердил документально. Относительно педагогов В.А., К.Н. предоставил суду заверенные копии дипломов, педагогов В.А., К.Н., О.В. – заверенные копии удостоверений о повышении квалификации; относительно педагогов Н.В., имеющей квалификацию «воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и (или) речевого развития», работающей по должности «учитель» при отсутствии у работника специальной подготовки, а также педагога К.Н. пояснил, что указанные педагоги были приняты вынужденно, так как в населенном пункте проживания детей, нуждающихся в индивидуальном обучении, педагогические кадры отсутствуют, при этом оставить детей без обучения не мог. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости под редакцией ФИО3 выставлена на школьном сайте (364 стр.).

Представитель администрации МО г. Никольска по доверенности ФИО4 подтвердила в суде, что школа-интернат не осуществляла образовательную деятельность по адресу: <...> договор № ХХ от 02.10.2018 был заключен с ошибками, 06.03.2019 расторгнут.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

В силу подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В силу подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 23 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373; пункт 22 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, грубым нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности является осуществлении образовательной деятельности в отсутствие разработанной адаптированной образовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости; отсутствие в штате образовательного учреждения педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам; отсутствие безопасных условий обучения, в том числе, в связи с несоответствием здания образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности, осуществление образовательной деятельности при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.

Вина МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных пунктами «г», «д», «ж» и «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966, нашла свое подтверждение в судебном заседании частичным признанием вины представителем школы-интерната ФИО1, приказом о проведении плановой выездной проверки от 21.01.2019 года № ХХ, актом проверки от 22.02.2019 года № ХХ, другими материалами дела в их совокупности.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд считает установленной и доказанной вину МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» в совершении вменяемого правонарушения и квалифицирует действия по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность суд считает совершение однородного правонарушения в течение года впервые, признание вины представителем привлекаемого к ответственности юридического лица. Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.

В силу абзаца 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

Оценив фактические обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, совершенного МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» в данном конкретном случае, принимая во внимание, что административное правонарушение совершено впервые, суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа или приостановления деятельности носит неоправданно карательный характер, не соответствующий степени вины лица, привлеченного к ответственности, тяжести правонарушения, которое каких-либо опасных последствий не повлекло, повышенную угрозу причинения вреда не создало, что подтверждается совокупностью представленных документов, а потому суд приходит к выводу о признании совершенного правонарушения малозначительным, возможности освобождения МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» от административной ответственности и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. 2.9, 29.10, 30.1-30.3 КоАП РФ,

постановил:

Освободить Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Никольска» от административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив устное замечание. Производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Никольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Мотивированное постановление составлено 17.04.2019 года.

Судья А.И. Пожилов