П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания по делу № 5-14/2019
Кировск Ленинградская область 30 января 2019
Судья Кировского городского суда Ленинградской области Туманова О.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, главного специалиста сектора правового обеспечения департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области, Ю.Ю.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «КАМПЕС», ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>.
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола об административном правонарушении № 07.1/20108 от 19.12.2018, АО Кампес» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории достопримечательного места «Военно-мемориальной зоны «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.», границы которого установлены приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 № 01-03/18-47, а именно 24.05.2018 в период с 12:30 до 13:30 в ходе осмотра территории «Песчаный карьер на участке «Малукса – II» Малуксинского месторождения песка в Кировском районе Ленинградской области в квартале 50 Мгинского участкового лесничества (южная часть) выявлено осуществление работ по добыче песка фронтальным погрузчиком (cat 773) в подъезжающий грузовой автотранспорт (КАМАЗ грз №), что является нарушением п. 2.2.2., 2.2.5, 2.2.6 приложения 2 «Требования к осуществлению деятельности на территории, не предназначенной под застройку, в границах территории достопримечательного места регионального значения «Военно-мемориальная зона Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.», и квалифицировано должностным лицом, как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 явился, вину Общества в совершении административного правонарушения не признал, представил мотивированные возражения, пояснил, что АО «КАМПЕС» на основании лицензии осуществляет добычу песка в месторождении «Малукса-1» и «Малукса-2» на территории лесных участков, в том числе переданных по договору аренды 02.12.2016, однако в связи с изданием приказа № 01-03/18-47, с 20.04.2018 добыча полезных ископаемых из недр была приостановлена, однако общество осуществляет вывоз складированного материала, путем его погрузки в грузовой автотранспорт. Кроме того, защитник сослался, что на основании решения Ленинградского областного суда от 12.10.2018 приказ Комитета по культуре Ленинградской области № № 01-03/18-47 от 19.04.2018 признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда 18.01.2019, ввиду его несоответствия действующему законодательству.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист сектора правового обеспечения департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области, Ю.Ю.И. в судебное заседание явился, подтвердил достоверность обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, пояснил, что АО «КАМПЕС» осуществляло хозяйственную деятельность в виде добычи полезных ископаемых на территории, отнесенной приказом Комитета по культуре от 19.04.2018 к достопримечательному месту регионального значения «Военно-мемориальной зоны «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.». Обстоятельства совершения административного правонарушения, время и место его совершения стали известны из материалов проверки Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области.
Выслушав объяснения защитника, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводы, что оно подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходя из следующего.
Часть 2 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия в частности на территориях достопримечательных мест, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, допустившие нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия отнесены достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
В пункте 1 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей.
Положениями пункта 2 этой же статьи допускается, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
В силу пункта 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
При этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что конкретные требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, равно как и требования к градостроительному регламенту в границах территории названного объекта культурного наследия указанной категории устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судами установлено, что приказом комитета по культуре Ленинградской области № 01-03/18-47 от 19.04.2018 установлены границы территории, требования к осуществлению деятельности и требования к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.» (том 1 л.д. 82-166).
Вышеназванный приказ опубликован в сети Интернет на официальных интернет-порталах правовой информации www.pravo.gov.ru, администрации Ленинградской области www.lenobl.ru и вступил в законную силу со дня его официального опубликования.
Согласно объяснениям должностного лица и представленной им карте (схеме) требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного месте (л.д. 28), в границы территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.» (том 1 л.д. 82-166) включены кварталы 36, 50 Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества Кировского района Ленинградской области.
Пунктами 2.2.2., 2.2.5 и 2.2.6 Требований к осуществлению деятельности для территории, не предназначенной под застройку, в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.» установлено, что не допускается: деятельность, разрушающая целостность сложившегося историко-культурного природно-ландшафтного комплекса; добыча полезных ископаемых, бурение промышленных скважин, устройство мусорных свалок и полигонов ТБО, лесозаготовительные работы; осуществление мелиоративных, лесоустроительных, хозяйственных и иных работ без соответствующего проекта.
АО «КАМПЕС» осуществляет использование лесных участков в кварталах 36, 50, 51 Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества Кировского района Ленинградской области на основании договора аренды № 265/К-2016-12 от 02.12.2016 в целях разработки Малуксинского месторождения строительного песка и песчано-гравийного материала (участка Малукса I и II) в муниципальном образовании Кировский муниципальный район (том 1 л.д. 16-23).
На основании распоряжения комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 19.03.2018 № 1-11-20050-18/ПВ проведена проверка деятельности АО «КАМПЕС» (том 1 л.д. 77-81).
Актом осмотра № 1-11-20050-18/ПВ от 24.05.2018 установлено, что в 50 квартале Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества обнаружено проведение работ по добыче песка и ПГС фронтальным погрузчиком в подъезжающий грузовой автотранспорт (том 1 л.д. 67-68).
Сообщение о выявленных нарушениях направлены в комитет по Культуре Ленинградской области письмом № К-09-1085/2018 от 08.06.2018 (том 1 л.д. 65-66), представлены материалы проверки.
В то же время, в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что АО «КАМПЕС» 24.05.2018 в 50 квартале Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества осуществляло деятельность, разрушающую целостность сложившегося историко-культурного природно-ландшафтного комплекса и добычу полезных ископаемых.
На основании приказа Генерального директора АО «КАМПЕС» № 76/КЦ от 20.04.2018 работы по добыче полезных ископаемых на арендуемых участках Малуксинского месторождения Малукса-2 остановлены до получения разъяснений комитета по Культуре Ленинградской области относительно издания приказов №01-03/18-46 от 19.04.2018 и № 01-03/18-47 от 19.04.2018 (том 1 л.д. 221), что подтверждается также отчетом о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2018 год (том 1 л.д. 234, 235-237) и контрольными маркшейдерскими замерами карьера «Малукса-2» за период с января 2018 по декабрь 2018, из которых следует, что добычные работы не производятся с мая 2018 (том 1 л.д. 222-234).
Из представленных черно-белых фотографий, сделанных в ходе осмотра 24.05.2018 видно, что фронтонный погрузчик (номер которого идентифицировать не представляется возможным) осуществляет погрузку песка, размещенного навалом, в грузовой автомобиль (марку и государственный регистрационный знак также идентифицировать не представляется возможным) (том 1 л.д. 69-71). При этом действий, совершаемые погрузчиком, относятся к работам по погрузке и не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых. Также из представленных фотографий не следует, что зафиксированными на них транспортными средствами осуществляется разрушение целостности сложившегося историко-культурного природно-ландшафтного комплекса, поскольку разработка данного месторождения осуществляется с 2016, что не позволяет делать выводы о его слаженности и целостности на момент утверждения границ территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944гг.» 19.04.2018.
Представленные в материалы дела цветные фотографии транспортных средств (том 1 л.д. 14, 15) не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, поскольку они представлены лицом, главным специалистом Ю.Ю.И., который не принимал непосредственное участие в осмотре территории АО «КАМПЕС» 24.05.2018 и не были представлены в качестве приложения к материалу проверки 24.05.2018.
Указание в протоколе об административном правонарушении №07.1/2018 от 19.12.2018 на осуществление АО «КАМПЕС» хозяйственных работ без соответствующего проекта, является надуманным, поскольку данный проект не запрашивался должностным лицом при составлении протокола, факт его наличия или отсутствия не устанавливался (том 1 л.д. 42, 43-44).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в деянии АО «КАМПЕС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «КАМПЕС» прекратить по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья О.В. Туманова