Дело № 5-14/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
06 октября 2020 года с. Кунгуртуг
Тере-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Сата А.К.,
при секретаре Рамазановой С.Р.,
а также с участием помощника Кызылской межрайонной прокуратуры Ооржак С.Ф.,
привлекаемого должностного лица – директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ,
установил:
31 августа 2020 года заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Монгуш А.Д. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва (далее - МБОУСОШ с. Кунгуртуг) ФИО1 ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. В обоснование возбуждения дела прокурором указано, что Кызылской межрайонной прокуратурой на поднадзорной территории Тере-Хольского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Проверкой установлено, что численность работников в МБОУСОШ с. Кунгуртуг составляет 84 чел., тогда как квота для трудоустройства инвалида должна составлять 2 рабочих места. Вместе с тем, в МБОУСОШ с. Кунгуртуг трудоустроены 2 инвалида, сведения о потребности в работниках на квотируемые рабочие места в ГКУ Центр занятости населения Кызылского района – филиал в Тере-Хольском районе не подавались. Директор МБОУСОШ с. Кунгуртуг ФИО1 в своем объяснении пояснила, что локальный нормативный акт по квотируемым рабочим местам ею не издавался, сведения о создании и выделении 2 рабочих мест по квоте в Центр занятости района не направлялись. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (п. 1 ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов в РФ). Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента создания или выделения рабочих мест (в том числе социальных) и трудоустройства на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Таким образом, вопреки установленным выше требованиям законодательства до настоящего времени в МБОУСОШ с. Кунгуртуг не выделены и не созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов, квота для приема на работу инвалидов в полном объеме не выполняется, локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах не приняты, информация о наличии свободных рабочих мест в органы службы занятости ежемесячно не предоставляются.
Считает, что в действиях должностного лица – директора МБОУСОШ с. Кунгуртуг ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, квалифицируемое как неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.
Помощник прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Ооржак С.Ф. в судебном заседании, поддержав постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, просила привлечь должностное лицо к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Не знание закона не освобождает от ответственности.
Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 пояснила, что в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг трудоустроены 2 инвалида, фактически работают 3 человека. О том, что надо издать локальный нормативный акт (либо положение, либо приказ) по квотируемым рабочим местам не знала. Также не знала о том, что информацию о создании и выделении 2-х рабочих мест по квоте, надо направить в Центр занятости населения Кызылского района – Филиал в Тере-Хольском районе РТ. О том, что было допущено нарушение, узнала только при даче объяснения прокурору. При рассмотрении административного материала вину признала, административное правонарушение совершила впервые, просила принять во внимание отсутствие прямого умысла на совершение правонарушение, допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, обществу и государству, в связи отсутствием прямого умысла просит прекратить производство по делу и ограничиться устным замечанием.
Изучив материалы административного дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности, инвалидов. Статьей 13 этого же закона установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона о социальной защите инвалидов РФ).
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны, в том числе создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (п. 1 ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов РФ).
Согласно статье 21 Закона о социальной защите инвалидов РФ работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 4 Закона Республики Тыва от 16.03.2004 N 608 ВХ-1 (ред. от 28.10.2019) "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите" работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников, квота для приема на работу граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, кроме инвалидов, в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Распоряжением председателя администрации Тере-Хольского кожууна № от 17 октября 2016 года ФИО2 назначена и.о. директора МБОУСОШ с. Кунгуртуг с 17 октября 2016 года.
Судом установлено, что заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Монгуш А.Д была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
Из письменного объяснения специалиста ГКУ РТ Центра занятости населения Кызылского района – филиал в Тере-Хольском районе РТ Б.А.В., отобранного заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры МонгушА.Д. 27 августа 2020 года следует, что МБОУ СОШ с. Кунгуртуг локальный нормативный акт, содержащий сведения по квотируемым рабочим местам для трудоустройства инвалидов не издавался, ежемесячные сведения в Центр занятости населения в Тере-Хольском районе о создании и выделении 2 рабочих мест по квоте не направлялись,
Из письменного объяснения ФИО1, отобранного заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Монгуш А.Д. 31 августа 2020 года, следует, что в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг всего работает 87 работников, из них 2 работника имеют 3 группу инвалидности С.А.В, М.У.О. Локальный нормативный акт по квотируемым рабочим местам для трудоустройства инвалидов не издавался, сведения в Центр занятости населения в Тере-Хольском районе о создании и выделении 2 рабочих мест по квоте не направлялись по причине незнания, впредь подобных нарушений не допустит и в кратчайшие сроки будут устранены.
Из материалов дела видно, что заместитель прокурора в ходе проведения проверки выяснил численность работников МБОУ СОШ с. Кунгуртуг.
На основании проведённой проверки заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Монгуш А.Д. 28 августа 2020 года составлена справка по выявленным нарушениям федерального законодательства.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, подтверждается собранными по данному делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.08.2020г., объяснением специалиста ГКУ РТ Центра занятости населения Кызылского района – филиал в Тере-Хольском районе РТ Б.А.В., объяснением ФИО1, справкой заместителя Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д., списком работников МБОУ СОШ с. Кунгуртуг.
Таким образом проведенной проверкой установлено, что вопреки установленным требованиям законодательства до настоящего времени в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг не выделены и не созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов, квота в полном объеме не выполняется, локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах не приняты, информация о наличии рабочих мест в органы службы занятости населения ежемесячно не предоставляется.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о виновности должностного лица - директора МБОУ СОШ с. Кунгуртуг ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, поскольку должностным лицом локальный нормативный акт по квотируемым рабочим местам для трудоустройства инвалидов не издавался, сведения в ГКУ «Центр занятости населения в Тере-Хольском районе» о создании и выделении 2 рабочих мест по квоте не направлялись.
Правонарушение было выявлено заместителем прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Монгуш А.Д. 27 августа 2020 года, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Согласно представленному письменному возражению ФИО1, следует, что численность работников МБОУ СОШ с. Кунгуртуг составляет 84 человека, трудоустроены 2 инвалида, фактически работают 3 инвалида, о том, что надо издать нормативный акт по квотируемым рабочим местам она не знала, также не знала, что информацию о создании и выделении 2-х рабочих мест по квоте, надо направить в занятости населения Кызылского района – филиал в Тере-Хольском районе РТ. О том, что было допущено нарушение, узнала только при даче объяснения прокурору. Учесть полное признание вины, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие прямого умысла на совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.42 КоАП РФ, тогда как с субъективной стороны правонарушения, предусмотренное ч.1 ст.5.42 КоАП РФ характеризуется только прямым умыслом, в связи с чем признать бездействие малозначительным, освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. В связи с отсутствием прямого умысла соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих, что должностное лицо ФИО1 по уважительной причине не выполнила требования прокурора в материалах дела не имеется, а также не представлены суду сведения об устранении выявленных нарушений.
Не знание должностным лицом (руководителем) требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, не является основанием освобождения от ответственности, а также суд не находит оснований признания бездействия ФИО1 малозначительным, поскольку не принятие нормативного акта влечет нарушение права инвалидов на труд.
При назначении административного наказания, суд руководствуется требованиями ст.ст. 4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающих общие правила назначения административного наказания, учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, влекущего нарушение законодательства о социальной защите инвалидов, личность ФИО1, которая, как видно из материалов административного дела, является должностным лицом, ранее не привлекавшийся к административной ответственности.
К смягчающим обстоятельствам суд относит совершение правонарушения впервые.
Отягчающих ответственность обстоятельств суд не находит.
Принимая во внимание, что ФИО1, как должностное лицо призвана беспрекословно соблюдать установленные законы на федеральном уровне, не исполнил обязанности работодателя, закреплённые в федеральном законодательстве, суд приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа, в пределах санкции ч. 1 ст. 5.42КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать должностное лицо –директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
В силу ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Сумма административного штрафа вносится в кредитную организацию: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Прокуратура Республики Тыва), л/сч <***>, БИК 049304001, ИНН <***>, КПП 170101001, р/счет <***>, КБК 824 1 17 050 500 50000 180 (бюджет муниципального района), ОКТМО Тере-Хольского района 93643000.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Тере-Хольский районный суд Республики Тыва (включая выходные и праздничные нерабочие дни).
Председательствующий А.К. Сат