ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-14/20 от 20.05.2020 Красногвардейского районного суда (Белгородская область)

Дело №5-14/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 мая 2020 года г. Бирюч

Судья Красногвардейского районного суда Белгородской области Никулина Т.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении областного государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», юридический адрес: <данные изъяты>

у с т а н о в и л а:

ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», являясь юридическим лицом, отвечающим за содержание автомобильных дорог, обеспечение осуществления дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, не исполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения, которое выразилось в отсутствии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей край проезжей части, на автодороге «<данные изъяты>».

27 февраля 2020 года в нарушение требований п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 " Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" на автодороге <данные изъяты>» с 0 км + 0 м по 14 км + 0 м отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.2 (обозначает край проезжей части).

27 февраля 2020 года должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району в отношении ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

26 марта 2020 года по результатам административного расследования государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району С.О.Е. составил в отношении ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайствовал о назначении наказания с применением правил ч.ч. 3.2, 3.3, 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела, ссылался на то, что ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» является некоммерческой организацией и у нее отсутствуют собственные денежные средства, финансируется за счет средств бюджета.

Вина ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которые согласуются между собой.

Согласно протоколу об административном правонарушении <данные изъяты> от должностным лицом – государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району 27 февраля 2017 года установлено, что ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», являясь юридическим лицом, отвечающим за содержание автомобильных дорог, обеспечение осуществления дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, допустило нарушение требований п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" по обеспечению безопасности дорожного движения на автодороге «<данные изъяты>», где на участке дороги 0 км + 0 м по 14 км + 0 м отсутствовала горизонтальная дорожная разметка 1.2 (обозначающая край проезжей части), тем самым не обеспечив безопасность дорожного движения.

Действия юридического лица квалифицированы по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Протокол составлен уполномоченным лицом в отсутствие представителя юридического лица, который был надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения административного правонарушения в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. В нем указаны обстоятельства административного правонарушения, сущность допущенного правонарушения.

Из письменного объяснения представителя ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» К.Е.М. содержащегося в материалах дела, следует, что отсутствие горизонтальной дорожной разметки на автодороге «<данные изъяты>» и наличие у ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» обязанности по обеспечению содержания дороги не оспаривается. При этом он также указал, что постановлением Правительства Белгородской области от 9.12.2013 -пп автомобильная дорога «<данные изъяты>» передана ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» на праве оперативного управления. Согласно Уставу ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» самостоятельно не осуществляет дорожную деятельность, а в соответствии с п.3.1 Устава выступает государственным заказчиком на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Белгородской области, в том числе при строительстве, реконструкции, ремонте, капитальном ремонте, содержании и эксплуатации автомобильных дорог Белгородской области. Дорожную деятельность по строительству, реконструкции, содержанию в соответствии с нормами действующего законодательства осуществляют подрядные организации на основании заключенных государственных контрактов. 19.08.2019 между Управлением и ООО «ДорКолор» был заключен государственный контракт -раз на выполнение работ для государственных нужд Белгородской области, согласно которому ООО «ДорКолор» приняло на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования «<данные изъяты>». Нанесение горизонтальной дорожной разметки (краевая линия 1.2) на указанном участке дороги «<данные изъяты>» государственным контрактом не было предусмотрено и обусловлено это тем? что Учреждение является некоммерческой организацией и не обладает денежными средствами для нанесения горизонтальной дорожной разметки. Деятельность Учреждения финансируется учредителем в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Размеры и порядок расходования лимитов, доводимых ОГКУ на осуществление дорожной деятельности, определены в Постановлении Правительства Белгородской области -ПП от 28.10.2013 года «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Совершенствование транспортной системы и дорожной сети Белгородской области на 2014-2020 годы». Выйти за рамки доведенных лимитов или перераспределить их внутри утвержденной программы не представляется возможным. В связи с чем, Учреждение не имеет законных полномочий для увеличения размера выделяемых денежных средств, необходимых для проведения мероприятий по нанесению горизонтальной дорожной разметки на областных автодорогах.

Государственный инспектор дорожного надзора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району С.О.Е. составивший протокол об административном правонарушении, подтвердил обстоятельства составления протокола, факт правонарушения. Пояснил, что в соответствии с Уставом на ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» возложена обязанность по содержанию дороги регионального значения - «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ГОСТов. Проект организации дорожного движения предусматривает наличие горизонтальной разметки 1.2 - краевая линия. Однако при заключении государственного контракта от 19.08.2019 указанный вид работ не был предусмотрен, что подтверждается приложением к контракту и перечнем автомобильных дорог. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» не имело возможность надлежаще исполнить возложенную на них обязанность, представлено не было.

Проектом организации дорожного движения, представленным в материалы дела ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», подтверждается, что на автодороге «<данные изъяты>» с 0 км + 0 м по 14 км + 0 м предусмотрено нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.2 «краевая линия».

Государственным контрактом на выполнение работ для государственных нужд Белгородской области <данные изъяты> от 19.08.2019 года подтверждается, что ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» является государственным заказчиком на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки автомобильных дорог Белгородской области, подрядчик - ООО «ДорКолор».

Перечнем автомобильных дорог (приложение к контракту /раз от 19.08.2019 года) и графиком выполнения работ по горизонтальной разметке в Белгородской области (приложение ), представленным в материалы дела ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», подтверждается, что на автодороге «<данные изъяты>» с 0 км + 0 м по 14 км + 0 м не было предусмотрено нанесение горизонтальной дорожной разметки 1.2 «обозначает край проезжей части».

Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 27.02.2020, фототаблицей к нему, рапортом государственного инспектора дорожного надзора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Красногвардейскому району С.О.Е.. от 27.02.2020 года подтверждается отсутствие на автодороге «<данные изъяты>» с 0 км +0 м по 14 км + 0 м горизонтальной дорожной разметки 1.2 «обозначает край проезжей части».

Данный факт признается ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области».

В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 3 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 ст.26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 12 января 2015 года -рп для реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений и искусственных сооружений на них, обеспечения осуществления дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на указанных дорогах создано областное государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области».

В силу ст. 392.3 ГК РФ функции государственного заказчика по государственным контрактам, заключенным управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области переданы вновь образованному областному государственному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области».

Уставом ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» подтверждается, что оно является юридическим лицом, отвечающим за содержание автомобильных дорог, обеспечение осуществления дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Согласно п.1.3 Устава областного государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» функции и полномочия учредителя ОКГУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» от имени Белгородской области осуществляет управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области.

В соответствии с п.2.1 Устава деятельность ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» направлена на осуществление в пределах определенных Уставом полномочий исполнительных органов государственной власти Белгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений и искусственных сооружений на них, обеспечение осуществления дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах на территории Белгородской области.

Согласно п.2.2 Устава целями создания ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений и искусственных сооружений на них.

На основании п. п. 3.1, 3.2, 3.10 Устава ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» выступает государственным заказчиком на выполнение работ, в том числе при строительстве, реконструкции, содержании и эксплуатации дорог Белгородской области, получает средства из областного бюджета и при этом обеспечивает их результативность, утверждает сметную документацию.

Постановлением Правительства Белгородской обл. от 09.12.2013 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений, относящихся к государственной собственности Белгородской области и находящихся на праве оперативного управления областного государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области". Согласно Приложению к Постановлению автодорога «<данные изъяты>» протяженностью <данные изъяты> км (идентификационный номер <данные изъяты>) передана в оперативное управление ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области».

Пунктом 6.3.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) установлено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Действия ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» квалифицируются по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» не выполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, выразившееся в непринятии мер по выполнению п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, согласно которому дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТу 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256; разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, а также ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Указанные положения закона не были соблюдены, горизонтальная дорожная разметка 1.2 на автодороге «<данные изъяты>» с 0 км + 0 м по 14 км + 0 м отсутствовала, что угрожало безопасности движения, поскольку по автодороге перемещался транспорт.

На основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, собранных и представленных в материалах дела, оцениваемых в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, считаю вину ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, доказанной.

Из материалов дела следует, что указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области». В соответствии с Уставом и требованиями нормативных актов учреждение является лицом, уполномоченным осуществлять содержание указанного участка автомобильной дороги и ответственным за нанесение на нем дорожной разметки. Недостаточное бюджетное финансирование, к тому же не подкрепленное какими-либо доказательствами, не является основанием для освобождения ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства.

Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности содеянного, наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не имеется. Ссылки представителя юридического лица о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, доказательствами не подтверждены.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а:

Признать областное государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Указанную сумму заплатить в <данные изъяты>

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

В случае несвоевременной уплаты лицо подлежит административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде двукратной стоимости неоплаченного штрафа либо административного ареста сроком до 15 суток либо обязательными работами на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 суток через районный суд.

Судья Никулина Т.В.

Постановление