ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-14/2012 от 25.07.2012 Тацинского районного суда (Ростовская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

 ст.Тацинская 25 июля 2012 г.

 Судья Тацинского районного суда Ростовской области Сорокин А.М.

 рассмотрев дело об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ООО «Быстрянское шахтостроительное управление»

 У С Т А Н О В И Л :

 Согласно протокола об административном правонарушении №2.3.4-47/3 от 20.07.2012 г. составленного Главным государственным инспектором труда ГИТ в Ростовской области ФИО1, при проведении плановой проверки в деятельности ООО «Быстрянское Шахтостроительное управление» выявлены нарушения законодательства о труде и об охране труда РФ: п.1) допуск к работам с вредными и (или) опасными условиями труда связанным с загрязнением работников без СИЗ, утвержденным локальным нормативным актом, что является нарушением ст.ст. 212, 220 и 221 ТК РФ, п.23 Правил безопасности на угольных шахтах ПБ 05-618-03; п.2) при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков, не проводится инструктаж работников о правилах применения, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, не проводятся тренировки по их применению, что является нарушением п.24 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; п.3) работники занятые на работах с вредными и опасными условиями труда или связанные с загрязнением, не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной и коллективной защиты прошедшие в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, что является нарушением ст.221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; п.4) предприятием не предоставлены локальные нормативные акты подтверждающие информирование работников о полагающихся СИЗ. При заключении трудового договора работодатель не знакомит работников с Межотраслевыми правилами обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами СИЗ, типовыми нормами выдачи СИЗ, что является нарушением п.9 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; п.5) на предприятии не ведется учет СИЗ возращенных работниками по истечении сроков носки, но пригодных для дальнейшей эксплуатации с фиксацией в личной карточке учета выдачи СИЗ, что является нарушением п.22 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; п.6) не в полной мере осуществляется контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, что является нарушением п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; п.7) не разработан перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, что является нарушением п.13 приложения №2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 г. №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда (СБТ) «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; п.8) на предприятии не заведены личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств, что является нарушением п.24 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 г. №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда (СБТ) «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; п.9) учет выдачи работникам СИЗ ведется с применением программных средств, при этом электронная форма учетной карточки не соответствует установленной форме, что является нарушением п.2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №209н. Кроме указанных пунктов нарушений законодательства о труде и об охране труда РФ, протокол об административном правонарушении содержит 9 пунктов о неисполнении работодателем ООО «Быстрянское Шахтостроительное управление» требований Постановления Правительства РФ от 24.05.2012 г. №506 «Об утверждении Правил проверки соответствия знаний, умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям».

 Постановлением Главного государственного инспектора труда ГИТ в Ростовской области ФИО1 от 23.07.2012 г. №2.3.4-47/6 ООО «Быстрянское Шахтостроительное управление» в части допущенных нарушений законодательства о труде и об охране труда РФ выразившиеся в неисполнении требований Постановления Правительства РФ от 24.05.2012 г. №506 «Об утверждении Правил проверки соответствия знаний, умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб., а потому предметом рассмотрения дела об административном правонарушении судьей являются нарушения, указанные в п.п.1-9 протокола об административном правонарушении от 20.07.2012 г. №2.3.4-47/5.

 Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и дополнительные документы, представленные представителями Государственной инспекции в Ростовской области и ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» в судебном заседании, заслушав представителя Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО2, и представителей ООО «БШСУ», прихожу к следующим выводам.

 Факт нарушения ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» законодательства о труде и охране труда подтверждается:

 актом проверки от 20.07.2012 г., согласно которого при проведении Главным государственным инспектором труда ГИТ в РО и государственным инспектором труда в РО проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Быстрянское шахтостроительное управление», были выявлены следующие нарушения: допуск к работам с вредными и (или) опасными условиями труда связанным с загрязнением работников без СИЗ, утвержденным локальным нормативным актом, что является нарушением ст.ст. 212, 220 и 221 ТК РФ, п.23 Правил безопасности на угольных шахтах ПБ 05-618-03; при выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков, не проводится инструктаж работников о правилах применения, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, не проводятся тренировки по их применению, что является нарушением п.24 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; работники занятые на работах с вредными и опасными условиями труда или связанные с загрязнением, не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной и коллективной защиты прошедшие в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, что является нарушением ст.221 ТК РФ, п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; предприятием не предоставлены локальные нормативные акты подтверждающие информирование работников о полагающихся СИЗ. При заключении трудового договора работодатель не знакомит работников с Межотраслевыми правилами обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами СИЗ, типовыми нормами выдачи СИЗ, что является нарушением п.9 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; на предприятии не ведется учет СИЗ возращенных работниками по истечении сроков носки, но пригодных для дальнейшей эксплуатации с фиксацией в личной карточке учета выдачи СИЗ, что является нарушением п.22 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; не в полной мере осуществляется контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки, что является нарушением п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами ИЗ, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №290н; не разработан перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, что является нарушением п.13 приложения №2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 г. №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда (СБТ) «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; на предприятии не заведены личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств, что является нарушением п.24 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 г. №1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда (СБТ) «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»; учет выдачи работникам СИЗ ведется с применением программных средств, при этом электронная форма учетной карточки не соответствует установленной форме, что является нарушением п.2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1.06.2009 г. №209н.;

 протоколом об административном правонарушении предусмотренном ст.5.27 КоАП РФ №2.3.4-47/3 от 20.07.2012 г. составленного Главным государственным инспектором труда ГИТ в Ростовской области,;

 предписанием №2.3.4-47/3 от 20.07.2012 г., составленным Главным государственным инспектором труда ГИТ в РО об обязании устранения выявленных недостатков;

 копиями личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты;

 приказом директора ООО «БШСУ» от 23.07.2012 г. №126 об устранении нарушений выявленных при проведении проверки Государственной инспекцией труда в Ростовской области 19-20 июля 2012 г.

 Наличие нарушений требований нормативных документов в области законодательства о труде и об охране труда, указанных в протоколе об административном правонарушении, не оспаривается и представителями ООО «БШСУ». При этом, представители ООО «БШСУ» ссылаются на то, что в основном нарушения имеют место в части надлежащего оформления документации по учету выдачи работникам СИЗ, проведения инструктажей, учету возращенных СИЗ работниками по истечению сроков носки, но пригодных для дальнейшей эксплуатации. Не отрицается представителями ООО «БШСУ» и факт не полного обеспечения всех работников средствами индивидуальной защиты по нормам положенности. В то же время из пояснений представителей ООО «БШСУ» следует, что работники к исполнению трудовых обязанностей без необходимых средств индивидуальной защиты не допускаются, инструктажи работников о правилах применения, простейших способах проверки их работоспособности и исправности проводятся, при заключении трудовых договоров работников знакомят с Межотраслевыми правилами обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами СИЗ, типовыми нормами выдачи СИЗ, в настоящее время перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств разработан и утвержден приказом.

 В обоснование данных доводов представителями ООО «БШСУ» представлены трудовые договора с работниками, в которых имеется роспись работников об ознакомлении с Перечнем профессий, должностей имеющих право на бесплатное получение СИЗ, Межотраслевыми правилами обеспечения работников спец.одеждой, спец.обувью и другими нормами СИЗ; копии журналов инструктажей по безопасности; ведомости выдачи работникам спец.одежды, спец.обуви и предохранительных приспособлений; приказ от 26.03.2012 г. №69 «Об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спец.обуви и других средств индивидуальной защиты»; приказ от 23.06.2012 г. №118А «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств».

 Из представленных копий ведомостей следует, что личные карточки учета выданных средств индивидуальной защиты не содержат полной информации о всех видах выданных работникам спец.обуви, спец.одежды и других средств индивидуальной защиты. В то же время, представленными ведомостями не подтверждается факт обеспечения в полной мере работников ООО «БШСУ» спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами индивидуальной защиты по нормам положенности, утвержденных приказом директора ООО «БШСУ» от 26.03.2012 г., что не оспаривается и представителями ООО «БШСУ». При этом представителями ООО «БШСУ» предъявлены 4 счета от 24.07.2012 г. на оплату значительного количества СИЗ, имеющих сертификаты соответствия.

 Из пояснений представителя Государственной инспекции труда по Ростовской области следует, что проверка обеспеченности работников ООО «БШСУ» спец.одеждой, спец.обувью и другими средствами индивидуальной защиты проводилась исключительно путем проверки предоставленных работодателем личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, в которых работодатель, согласно п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. №290н, обязан учитывать выдачу работникам СИЗ. Фактическое наличие у работников, находящихся при исполнении трудовых обязанности спец.обуви, спец.одежды и других СИЗ не проверялось.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении нашли свое подтверждение допущенные ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» нарушения законодательства о труде и об охране труда РФ выразившиеся в не обеспечением в полоном объеме работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной и коллективной защиты прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, что является нарушением ст.221 ТК РФ, согласно которой работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

 Таким образом, в бездействии ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 КоАП РФ по признакам: нарушение законодательства о труде и охране труда.

 Решая вопрос о назначении наказания суд руководствуется ст.3.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а так же ст.3.12 КоАП РФ, согласно которой административное приостановление деятельности применяется лишь в случае угрозы жизни или здоровью людей, иных случаях, указанных в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

 Не обеспечением работников занятых на работах с вредными и опасными условиями труда в полоном объеме специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной и коллективной защиты является грубым нарушением трудовых прав работников и трудового законодательства, в связи с чем ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» должно быть назначено строгое наказание.

 В то же время суд учитывает, что доказательств непосредственного допуска работников к исполнению трудовых обязанностей без спец.одежды, спец.обуви и иных средств индивидуальной защиты, то есть наличия обстоятельств непосредственно создающих угрозу жизни и здоровью работников, суду не представлено.

 Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» на момент рассмотрения дела об административном правонарушении приняты меры по устранению нарушений трудового законодательства, в том числе по обеспечения работников СИЗ в полном объеме, а так же мнение представителя Государственной инспекции труда, полагавшего возможным, в связи с данным обстоятельством, не применять к ООО «БШСУ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности, суд приходит к выводу, что в отношении ООО «Быстрянское шахтостроительное управление» необходимо применить административное наказание в виде штрафа в максимальном размере.

 Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ

 П О С Т А Н О В И Л :

 Признать ООО Быстрянское шахтостроительное управление» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

 В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ штраф подлежит уплате в течение тридцати дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, с предъявлением документа об уплате штрафа в Тацинский районный суд Ростовской области.

 Получатель штрафа: УФК Ростовской области (Гострудинспекция в РО); р/счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области г.Ростов-на-Дону; ИНН <***>; КПП 616301001; БИК 046015001; ОКАТО 6040100000000; код дохода: 150 1 16 19000 01 6000 140.

 Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Тацинский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

 Судья: