ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 февраля 2014 г. г. Астрахань
Судья Трусовского районного суда г. Астрахани Хасьянов Н.Д., при секретаре Савельевой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренным ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8»,
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки, проводимой на основании приказа министерства образования и науки Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения <адрес> «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», должностным лицом было установлено, что по адресу: <адрес>» в указанном образовательном учреждении, осуществляется образовательная деятельность с грубым нарушением требований, действующего законодательства РФ.
Так в данном образовательном учреждении педагогическую деятельность осуществляет ФИО1 в должности учителя физической культуры, имея высшее профессиональное образование, а именно диплом Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ года, с квалификацией «инженера-механика» по специальности «Судовые силовые установки», иных документов о наличии необходимого образования не имеется.
Вместе с тем, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", установлены требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в указанном образовательном учреждении педагогическую деятельность осуществляет ФИО2 в должностях педагога дополнительного образования, учителя музыки, изо, имея среднее профессиональное образование, а именно диплом Астраханского музыкального училища от ДД.ММ.ГГГГ года, квалификация «преподаватель ДМШ и концертмейстер ДМШ» по специальности «Фортепиано», иных документов о наличии необходимого образования, не имеется.
Вместе с тем, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", установлены требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы; и требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в ходе неплановой проверки установлено, что в указанном образовательном учреждении в должности библиотекаря работает ФИО3, имея среднее специальное образование, а именно диплом ОГБО СПО «Астраханский колледж культуры» от ДД.ММ.ГГГГ года, квалификация «Руководитель творческого коллектива, преподаватель» по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество", иных документов о наличии необходимого образования, не имеется.
Вместе с тем, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", установлено, что наименование должности «Педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, и установлены следующие требования к квалификации педагога-библиотекаря: высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
За нарушение против порядка управления в отношении юридического лица Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом министерства образования и науки Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении ФИО4 подтвердил факт выявленного административного правонарушения, совершенного юридическим лицом.
Представитель юридического лица директор образовательного учреждения ФИО5 вину в совершении административного правонарушения признала, дополнительно пояснив, что в настоящее предприняты все меры по устранению выявленных нарушений, а именно сотрудник ФИО2 более не осуществляет преподавательскую деятельность в должности учителя ИЗО, на данную должность принята педагог ФИО6 с которой заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ года, и которая соответствует требованиям к квалификации учителя ИЗО; сотрудник ФИО3 с должности библиотекаря переведена на другую должность; сотрудник ФИО1 в настоящее время проходит обучение в Астраханском государственном университете на факультете педагогики, социальной работы и физической культуры. За время осуществления ФИО2, ФИО3 и ФИО1 педагогической деятельности на занимаемых ими должностях каких либо жалоб на их недобросовестность и качество образования со стороны учеников и их родителей в адрес администрации образовательного учреждения не поступало, напротив благодаря работе указанных лиц, учебный процесс в школе по преподаваемым ими дисциплинам не прерывался, был качественным, при этом учитель физической культуры ФИО1 не однократно на протяжении всего периода осуществляемой им педагогической деятельности награждался почетными грамотами за многолетний добросовестный труд в системе образования.
Суд, выслушав должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная статья является бланкетной нормой права, понятия, применяемые законодателем при описании признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, даны в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности").
В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно подпункта «д» пункта 6 «Положений о лицензировании образовательной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности» следует, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является в том числе наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Подпунктом «а» пункта 9 указанных Положений к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 27.12.2013 года следует, что в нарушение требований ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.п. «д» п. 6 «Положений о лицензировании образовательной деятельности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности» Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», не соблюдает лицензионные требования, допустив к осуществлению образовательной деятельности лиц, не соответствующих требованиям к квалификации по занимаемым должностям.
При таких обстоятельствах, в действиях Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст19.20 КоАП РФ.
Факт совершения юридическом административного правонарушения подтвержден материалами дела: протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ года; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО3 и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.; Приказом о приеме на работу работника ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. с работником ФИО1, приказом о приеме на работу работника ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ. с работником ФИО2 и дополнительным соглашением к договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выражается в грубом нарушении условий и требований, предусмотренных лицензией.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ формальный, наступления вредных последствий не требуется.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу, или государству. При этом суд учитывает, что возможность применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, является ли состав совершенного административного правонарушения формальным или материальным, поскольку все административные правонарушения с учетом различных объектов противоправных посягательств по своему общественному характеру и степени общественной опасности не исключают применение ст. 2.9 КоАП РФ при определенных фактических обстоятельствах.
В ходе производства по делу представленными по делу доказательствами достоверно установлено, что за время осуществления ФИО2 и ФИО1 педагогической деятельности на занимаемых ими должностях каких либо жалоб на их недобросовестность и качество образования со стороны учеников их родителей, проверяющих организаций в адрес администрации образовательного учреждения не поступало, учебный процесс в школе по преподаваемым ими дисциплинам не прерывался. За время работы ФИО3 в должности библиотекаря, в адрес дирекции также не поступали какие-либо жалобы в отношении её трудовой деятельности в данной должности со стороны учеников и проверяющих организаций.
Рассмотрев все обстоятельства административного правонарушения, оценив его последствия, убедившись, что данными действиями со стороны юридического лица, не нанесен сколько-нибудь значительный вред учебному процессу в образовательном учреждении, непосредственно учащимся или обществу в целом, исследовав обстановку, в которой совершено административное правонарушение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу, что действия юридического лица, хотя формально и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области порядка управления, действия со стороны юридического лица, не привели к наступлению каких-либо общественно опасных последствий.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», при обстоятельстве, предусмотренном ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 2.9, 29.9, 29.10, 29.11, 30.1, КоАП РФ, суд
Постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8», в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Вынести в отношении юридического лица Муниципального казенного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 8» устное замечание о недопущении нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд, через Трусовский районный суд г. Астрахани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
судья Н.Д. Хасьянов
На момент опубликования постановление не вступило в законную силу