ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-14/2016 от 18.01.2016 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №5-14-2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

«18» января 2016 года г. Ижевск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен в 11.00 часов 20 января 2016 года.

Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Поляков Д.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой О.В.,

с участием:

представителя Управления Росприроднадзора по УР – ФИО4, доверенность от 14 января 2016 года,

представителей ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» - ФИО6, доверенность № 43 от 15 декабря 2015 года; ФИО7, доверенность № 44 от 15 декабря 2015 года; ФИО8, доверенность серии 56АА № 1313555 от 30 декабря 2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Закрытого Акционерного общества «Удмуртнефть-Бурение», юридический адрес, место нахождение Общества: <адрес>, зарегистрированного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по УР (), ранее не привлекавшегося к административной ответственности в соответствии,

в совершении административного правонарушения предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ,

Установил:

В Устиновский районный суд г. Ижевска из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике) поступил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

Административное правонарушение обнаружено при следующих обстоятельствах:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике была проведена плановая комплексная выездная проверка в отношении ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» (приказ Руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике на проведение проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения проверки установлено следующее:

ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ. за основным государственным регистрационным номером .

ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» действует на основании Устава, утверждённого решением единственного Акционера ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» (Протокол .). Общество является юридическим лицом.

Согласно Уставу ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет следующие основные виды деятельности:

Эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

Бурение, ликвидация и консервации скважин всех назначений, ликвидация и консервация объектов нефтедобычи;

Повышение нефтеотдачи пластов;

Основание нефтегазодобывающих скважин, проведение геофизических и геодинамических исследований;

Капитальный ремонт скважин методом бурения бокового ствола, в том числе горизонтального;

Тампонажные работы;

Ремонт забойных двигателей;

Грузовые перевозки автомобильным транспортом;

Строительство зданий, сооружений, как промышленного, так и гражданского назначения;

Деятельность по обращению с опасными отходами;

Осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам деятельности Общества.

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли от хозяйственном деятельности.

ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет производственную деятельность на одной производственной площадке (производственная база) и на 9 площадках месторождений нефти, на которых проводятся работы по бурению скважин.

В ходе осмотра территории производственных площадок принадлежащих ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» и анализа представленной документации установлено, что ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а именно осуществляется накопление, использование, транспортировка отходов I-V классов опасности. Всего у Общества образуется 29 наименований отходов производства и потребления 1.3.4.5 классов опасности. Из них 1 класса опасности - 1 вид отхода, 3 класса опасности 8 видов отходов. 4 класса опасности - 14 видов отходов. 5 класса опасности 6 видов отходов.

Образование и наличие указанных отходов подтверждается отчетом по форме 2-ГП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ, расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, данными учета в области обращения с отходами (Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721).

Для объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды. восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты па размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В ходе проверки установлено, что ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» заключило договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) с ФИО, однако на момент проверки ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет производственную деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В нарушение указанных норм ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет производственную деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст. 11 Федерального закона от 24 нюня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Также, ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет производственную деятельность при отсутствии утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, что является нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно служебной записке от 15.12.2015г. начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности ФИО9 проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Удмуртнефть -Бурение» не имеет, так же для получения лимитов на размещение отходов в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике не заявлялись.

В нарушение указанных норм ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет производственную деятельность при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и при отсутствии утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления, что является нарушениями ст. 11 и ст. 18 Федерального чакона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» организованы централизованные места временного хранения отходов, откуда они, по мере накопления, вывозятся на предприятия, осуществляющие переработку, использование или захоронение, либо используются для собственных нужд предприятия. При организации мест временною хранения отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности. Оборудование мест временного хранения проведено с учетом класса опасности, физико-химических свойств, реакционной способности отходов. Все мульды для отходов выполнены из металла, промаркированы, расположены на специально оборудованных площадках. Общее количество МВХ - 24.

Накопление твердых бытовых отходов осуществляется в контейнерах, находящихся на открытых оборудованных с твердым покрытием площадках. Накопление отработанных ртутных ламп осуществляется в отдельном закрытом помещении без доступа посторонних лиц. Лом черного металла накапливается на площадках с твердым непроницаемым покрытием.

Сбор и накопление отходов I-V класса опасности в ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» производится с последующей передачей специализированным организациям: договор на оказание услуг по приему отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп) с ООО «Удмуртвторресурс»; договор на вывоз отходов бурения для дальнейшего обезвреживания и размещения с ФИО1; договор на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых отходов с ФИО3 договор на сдачу лома и отходов черных металлов с ФИО2

По результатам проверки был составлен Акт

Изложенные обстоятельства подтверждаются: актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом Общества; служебной запиской начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 15.12.2015г.; служебной запиской начальника отдела экологической экспертизы и разрешительной документации ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ; договором от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых отходов с ФИО3; расчетами платы за НBOC за ДД.ММ.ГГГГ данными учета в области обращения с отходами производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ.; другими материалами проверки.

Время совершении правонарушении правонарушение является длящимся, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ - временем его совершения считается дата обнаружения правонарушения в ходе проверки - ДД.ММ.ГГГГ, что зафиксировано актом Акт

Таким образом, ЗАО «Удмуртнефть-Бурение», по мнению Управления Росприроднадзора по УР допустило нарушение ст. 11 Федерального чакона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г.. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указанные бездействия ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение экологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Представитель Управления Роспотребнадзора по УР ФИО4, доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении подтвердил, просил привлечь ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» к административной ответственности в виде штрафа.

Представители ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» с протоколом об административном правонарушении не согласились, полагали протокол об административном правонарушении не обоснованным, просили отказать в привлечении ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» к административной ответственности, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

По существу вменяемого административного правонарушения представили письменные объяснения, в которых указали на своё несогласие с вменяемым Обществу правонарушением.

Суд, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему выводу.

На основании приказа Управления Росприроднадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка исполнения природоохранного законодательства в период с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по УР по результатам проведённой проверки составлен акт проверки , в соответствии с которым в ходе проверки установлено отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.

Управлением Росприроднадзора по УР, ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» вменяется нарушение статей 11,18, части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Из части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.

Статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года № 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 05.08.2014 года № 349 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пунктов 4-6 данных методических указаний, в случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются: определение (расчет) нормативов образования отходов; определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов; обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания; обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

При принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР: наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам; имеющиеся технические возможности по использованию и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам; количество предлагаемых к размещению отходов; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 года № 792.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» заключило с ФИО договор на оказание услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и паспортов отходов 1-4 класса опасности.

Как обоснованно указано представителем ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» сроки разработки и утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и паспортов отходов 1-4 класса опасности природоохранным законодательством РФ не установлены.

Приложением № 1 к договору предусмотрены сроки разработки и согласования паспортов на отходы 1-4 классов опасности в Управлении Росприроднадзора, согласно которого разработаны и согласованы паспорта должны быть не позднее ДД.ММ.ГГГГ

На основании частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росприроднадзора по УР из ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» направлены паспорта отходов, которые получены Управлением ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» обратилось в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» с просьбой о предоставлении ответа о рассмотрении заявок ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» для отходов не включённых в ФККО и БДО.

Письмом Управления Росприроднадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ (получено ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» ДД.ММ.ГГГГ), ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» проинформировано о результатах проверки обоснованности установления классов опасности отходов, проведённой ФБУ «ФЦАО», а также разъясняет необходимость, с целью включения отходов в ФККО, проведения вторичной процедуры паспортизации.

Проверкой Управления Росприроднадзора по УР установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ у ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» возникла обязанность составить и утвердить паспорт на отходы I - IV класса опасности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712.

Согласно разъяснений о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, содержащихся в письме Росприроднадзора от 28 октября 2014 года, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно пункта 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее - Постановление), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в настоящее время указанный порядок не установлен).

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в случае, если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Как следует из акта проверки , проведённой Управлением Росприроднадзора по УР, следует, что проверкой выявлено (л.д. № 7 акта проверки), что ЗАО «Удмуртнефть-Бурение приняло все зависящие от него меры в соответствии с изменившимися требованиями законодательства по паспортизации образующихся отходов.

С учётом представленных доказательств, судья приходит к выводу о том, что ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» произвело все зависящие от Общества действия, и предприняла все меры направленные на получение проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.

ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» Управлением Росприроднадзора по УР вменяется нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой, запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.

ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» и ФИО3 заключён договор, предметом которого являются услуги по приему и размещению отходов на полигон твёрдых бытовых отходов с базы производственного обслуживания и объектов строительства нефтяных скважин. Размещение отходов, вышеуказанным договором предполагалось по адресу: г. Воткинск 4 километр Чайковского тракта.

Как следует из представленного из представленного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ФИО3 и ФИО5 обязуется по заданию ФИО3 оказывать услуги по приёму в целях размещения и размещению (хранению и захоронению) отходов на полигоне.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 592 от 25 сентября 2014 года в государственный реестр размещения отходов включён полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов, находящийся в ведении ФИО5

При этом, как следует из вышеуказанных договоров, ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» самостоятельно вывозом ТБО не занимается, отходы нигде не размещает. В связи с этим, суд полагает, что ссылка Управления Росприроднадзора по УР на нарушение ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» положений части 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» несостоятельна.

Как указывалось выше, объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ выражается в действии или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу частей 1, 2 статьи 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Из содержания статьи 26.2 КоАП РФ следует, что одним из основополагающих доказательств совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.

На основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Анализ указанных норм административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в протоколе об административном правонарушении, наряду с другими необходимыми сведениями, необходимо описание существа совершённого правонарушения, в том числе указание на то, в чём выражается противоправность действия (бездействия) лица привлекаемого к административной ответственности, его вина.

Полагаю, что административным органом не установлена и не доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении в отношении ЗАО «Удмуртнефть-Бурение», административным органом, составившим протокол об административном правонарушении не был исследован вопрос о вине заявителя, вина заявителя надлежащим образом не установлена, в ходе судебного разбирательства доказательств виновности ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» в инкриминируемом административном правонарушении не представлено.

Из анализа представленных материалов дела, прихожу к выводу о том, что оспариваемое постановление содержит лишь констатацию выявленных административным органом нарушений, а также формальную отсылку на то, что нарушения произошли по вине общества ввиду ненадлежащего контроля за соблюдением экологических, санитарных и иные требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Административным органом не установлены обстоятельства, подтверждающие вину заявителя, которые свидетельствовали бы о невыполнении обществом экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку Управлением Росприроднадзора по УР, как следует из материалов дела в ходе проверки установлено, что ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» предприняло все зависящие меры по паспортизации образующихся отходов, допустимых доказательств наличия виновности в бездействии либо действий ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» в ходе рассмотрения дела не представлено, полагаю, что производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.11, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Постановил:

Производство по делу об административной правонарушении в отношении Закрытого Акционерного общества «Удмуртнефть-Бурение», юридический адрес, место нахождение Общества: <адрес>, зарегистрированного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по УР (), привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Д.В. Поляков