ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-14/2017 от 14.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 5-14/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новороссийск 14 февраля 2017 г.

Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе

судьи Спорчич О.А.,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

старшего уполномоченного отдела административных расследований Новороссийской таможни, действующего на основании доверенности ФИО1,

представителя юридического лица ООО «............., действующего от имени морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc»), действующего на основании доверенности ФИО2,

рассмотрев поступившее из Новороссийской таможни дело об административном правонарушении №............. в отношении юридического лица морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ,

установил:

Юридическое лицо морской перевозчик – компания «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») совершило административно-наказуемое деяние – сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто товаров, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, при следующих обстоятельствах.

24.08.2016 в регион деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни к причалу № ............. «.............» в 21:30 час. прибыл т/х «.............» ............. с товаром - контейнеры, в количестве 327 ед. для выгрузки в порту Новороссийск, и 511 ед. транзитных контейнеров.

Однако, в ходе таможенного наблюдения в рамках ст. 114 ТК ТС (Акт таможенного наблюдения № .............) было установлено нахождение на борту контейнера № ............., сведения о котором отсутствовали в представленных таможенному органу документах. Разрешение таможенного органа на выгрузку данного контейнера также отсутствовало.

Таким образом, морской перевозчик – компания «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») в нарушение требований ст.ст. 156, 158, 159 ТК ТС, ст. 194 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», сообщил таможенному органу недостоверные сведения о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто товаров, находящихся на борту судна «.............», при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления в таможенный орган недействительных документов: генеральной декларации от 24.08.2016, грузовой декларации от 24.08.2016, судового манифеста от 20.08.2016, в которых сведения о контейнере № ............., отсутствовали, что свидетельствует о совершении морским перевозчиком – компанией «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

29.08.2016 г. по данному факту старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни .............. в отношении морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №............. по ч. 3. ст. 16.1 КоАП РФ.

В судебном заседании старший уполномоченный отдела административных расследований Новороссийской таможни, действующий на основании доверенности ФИО1 пояснил, что совершение юридическим лицом морским перевозчиком – компанией «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») административного правонарушения подтверждается материалами дела. Просил признать юридическое лицо морского перевозчика – компанию «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») виновным в совершении административного правонарушения и назначить наказание в соответствии с санкцией ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

Представитель юридического лица ООО «............., действующий от имени морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc»), действующего на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании просил дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») прекратить, в виду отсутствия в действиях компании «ALL Ocean transportation, Inc» состава административного правонарушения. При этом пояснил, что в материалах дела об административном правонарушении имеется Соглашение об управлении судном (.............) от 09 сентября 2006 года, заключенное между компанией All Oceans Transportation Inc., выступающей в качестве собственника теплохода ............., и компанией .............. Соглашение составлено по стандартной форме «.............», утвержденной ............. Согласно условий данного соглашения компания .............. принимает на себя обязательства по укомплектованию судна экипажем, по техническому управлению, страхованию, фрахтованию, бункеровке, эксплуатации судна и по ведению бухгалтерского учета. Указанное Соглашение об управлении судном от 09 сентября 2006 года является правовым основанием (титулом) владения и использования судна ............., которое имелось у компании .............. на момент совершения действий, послуживших причиной для возбуждения таможенным органом настоящего дела об административном правонарушении. Теплоход ............. был передан в управление компании ........................... сразу после его постройки (12.06.2006, согласно техническим характеристикам судна ............. л.д. .............) и до настоящего времени находится в технической и коммерческой эксплуатации данной компании. Члены экипажа теплохода ............. являются сотрудниками также компании ............., что подтверждается, в том числе, объяснениями капитана судна ............. и старшего помощника судна ............. от 25.08.2016, а также протоколами опроса свидетелей от 11.09.2016, составленных по результатам опроса указанных лиц. С учетом вышеизложенного, компания .............. считает, что лицом ответственным за исполнение обязанностей, предусмотренных статьями 158-159 ТК ТС, по представлению таможенным органам РФ документов и сведений относительно груза, находившегося на борту судна ............., была компания .............. Данное лицо является ответственным за использование теплохода ............., в том числе, его коммерческую и техническую эксплуатацию, что полностью соответствует понятию перевозчика, данному в пп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса. В соответствии с положениями Стандарта 5.3 приложения 1 к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 9 апреля 1965 года), устанавливающих, что в случае обнаружения ошибок в предусмотренных настоящим Приложением документах, подписанных судовладельцем, капитаном или от их имени, никакие штрафы не должны налагаться до тех пор, пока не будет представлена возможность убедить государственные власти в том, что эти ошибки являются неумышленными, не имеют серьезного значения, не являются следствием постоянной небрежности и допущены без намерения нарушить законы или правила. Об отсутствии у морского перевозчика намерения на умышленное совершение административного правонарушения свидетельствует, в том числе, письмо исх. № ............. от 25.08.2016, направленное со стороны ООО «.............», являющегося морским агентом ............., в котором сразу же при обнаружении контейнера № ............. с грузом, не заявленного в декларации о грузе, информировало таможенный орган о данной технической ошибке и просило рассмотреть возможность принять корректный транзитный манифест на указанный контейнер. На данное письмо ООО «.............» Новороссийская таможня предоставила ответ б/д № ............. в котором сообщила, что в связи с данными обстоятельствами в действиях морского перевозчика усматривается событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Об отсутствии намерения скрыть ошибку, допущенную при представлении таможенному органу документов и сведений, свидетельствует также письмо ООО «.............» № 1 от 25.08.2016 с запросом на перемещение контейнера № ............. через причал из одного грузового места в другое, на который была получена разрешающая резолюция Начальника ОСТП .............. и Начальника ОТД .............

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

24.08.2016 в регион деятельности Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни к причалу № ............. ООО ЗТК КТ «.............» в 21:30 час. прибыл т/х «.............» флаг ............. с товаром - контейнеры, в количестве 327 ед. для выгрузки в порту Новороссийск, и 511 ед. транзитных контейнеров.

Согласно подпункту п.п. 2 п.1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет документы и сведения.

Однако, в ходе таможенного наблюдения в рамках ст. 114 ТК ТС (Акт таможенного наблюдения № .............) было установлено нахождение на борту контейнера № ............., сведения о котором отсутствовали в представленных таможенному органу документах. Разрешение таможенного органа на выгрузку данного контейнера также отсутствовало.

Согласно ст. 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах.

Согласно ст. 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

В соответствии с положением ст. 194 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан:

1. доставить товары в место прибытия или в иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 ФЗ;

2. предъявить товары таможенному органу;

3. представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен ст. 159 ТК ТС;

4. представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия;

5. совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.

Статьей 159 ТК ТС предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

При международной перевозке водными судами необходимо представить, в том числе, документы: о наименовании, описании, общем количестве товаров, о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту, описание размещения товаров на судне.

В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП России сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации путем представления недействительных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП России, для целей применения 16 главы КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные у документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Доводы представителя юридического лица ООО «............., действующего от имени морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc»), действующего на основании доверенности ............. о том, что морской перевозчик – компания «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») не является лицом ответственным за исполнение обязанностей, предусмотренных статьями 158-159 ТК Тс, по представлению таможенным органам РФ документов и сведений относительно груза, находившегося на борту т/х «.............», суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечается, что «при определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств данного правонарушения».

Согласно ст. 4 Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. ответственность перевозчика за груз на основании настоящей Конвенции охватывает период, в течение которого груз находится в ведении перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгрузки.

Для целей пункта 1 настоящей статьи считается, что груз находится в ведении перевозчика:

a) с момента, когда он принял груз от:

i) грузоотправителя или лица, действующего от имени грузоотправителя; или

ii) какого-либо органа или иного третьего лица, которому в силу закона или правил, применяемых в порту погрузки, груз должен быть передан для отгрузки;

b) до момента, когда он сдал груз:

i) путем передачи груза грузополучателю; или

ii) в случаях, когда грузополучатель не принимает груз от перевозчика, - путем предоставления его в распоряжение грузополучателя в соответствии с договором, или законом, или обычаем данной отрасли торговли, применяемых в порту разгрузки; или

iii) путем передачи груза какому-либо органу или иному третьему лицу, которым в силу закона или правил, применяемых в порту разгрузки, должен быть передан груз.

В пунктах 1 и 2 настоящей статьи ссылка на перевозчика или грузополучателя означает помимо перевозчика или грузополучателя также служащих или агентов, соответственно, перевозчика или грузополучателя.

Статья 16 Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. гласит, что если в коносаменте содержатся данные, касающиеся общего характера, основных марок, числа мест или предметов, веса или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они не точно соответствуют фактически принятому, либо если у него не было разумной возможности проверить такие данные, перевозчик должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на эти неточности, основания для подозрений или отсутствие разумной возможности проверки.

Таким образом, у морского перевозчика морского перевозчика – компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, так же не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП России является установленный таможенным законодательством порядок прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП России, является лицо, сообщившее в таможенный орган недостоверные сведения о товаре при прибытии на Таможенную территорию Таможенного союза. В данном случае, таким лицом является морской перевозчик – компания «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc»).

Вина морского перевозчика товаров компании «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») в лице капитана судна, выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно: капитан т/х «.............» мог ответственно подойти к исполнению своих обязанностей перед таможенным органом и представить полную и достоверную информацию о товарах, находящихся на борту судна, после сопоставления сведений о товарах, содержащихся в товаросопроводительных документах с фактически находящимися на борту судна. Кроме того, в ходе погрузки товара на борт судна морской перевозчик, посредством своих представителей, в лице капитана т/х «.............» либо иных членов судовой команды, мог и должен был осуществлять контроль за погрузкой товаров, а также за соответствием их фактического количества, наименования и веса утвержденному грузовому манифесту. При этом, со стороны работников морского перевозчика достаточно было присутствовать при погрузке товара на борт судна, осуществлять подсчет контейнеров, загружаемых на борт судна и проверить судовые манифесты перед их подписанием.

Изложенные обстоятельства в своей совокупности позволяют сделать вывод о недостаточности предпринятых морским перевозчиком товаров компанией «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза. У компании имелась возможность для соблюдения норм таможенного законодательства Таможенного союза, но компанией «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») не были предприняты все необходимые для этого меры. Компания «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») вступая в соответствующие правоотношения, должна было знать о существовании установленных обязанностей и должна была обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

Непринятие указанных мер привело к сообщению в таможенный орган морским перевозчиком - компанией «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе брутто товаров путем представления недействительных документов.

Факт совершения Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.10.2016 г.; уведомлением о прибытии судна «.............» от 24.08.2016, представленное в Новороссийскую таможню судовым агентом ООО «.............» ..............; генеральной декларацией от 24.08.2016, грузовой декларацией от 24.08.2016, судовым манифестом от 20.08.2016, заверенными печатью и подписью капитана судна, представленными в Новороссийскую таможню при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, согласно которым на борту судна «.............» находилось 327 контейнеров, подлежащих выгрузке в порту г. Новороссийска; актом таможенного наблюдения № ............., согласно которого на борту судна «.............» находился незаявленный контейнер .............; письменными пояснениями .............; объяснениями ............. являющегося капитаном судна «.............»; объяснениями ............. являющегося старшим помощником судна «.............»; показаниями свидетеля .............; показаниями свидетеля ............. показаниями свидетеля .............., являющегося начальником отдела по работе с клиентами ООО «.............»; показаниями свидетеля .............., являющегося судовым агентом ООО «.............»; показаниями свидетеля .............., являющегося судовым агентом ООО «.............»; информацией Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни, представленной служебной запиской от 02.11.2016 исх. №.............; фидерным коносаментом от 10.08.2016 № ............., списком для судового манифеста, представленным в таможенный орган при прибытии т/х «.............», флаг ............. в порт Новороссийск, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Предмет административного правонарушения по делу №............. не изымался, а был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой (выпуск для внутреннего потребления).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости наложения на юридическое лицо административного штрафа, но не максимального, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

В соответствии с ст.24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); из сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

Согласно ч.3 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» гласит, что при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с ч.4 ст.24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Согласно представленных счетов на оплату №............. от 22.09.2016 г. на сумму 3 927 рублей и 25 рублей, №............. от 22.11.2016 г. на сумму 492 рубля, общая сумма за оказание услуг перевода с английского языка на русский язык в соответствии с государственном контрактом №............. от 01.02.2016 г. и 04.10.2016 г. составляет 4444 рублей.

Таким образом, издержки по делу об административном правонарушении, за услуги перевода в размере 4419 рублей отнести на счет федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 16.1, 29.7- 29.11, КоАП РФ, судья

постановил:

Признать юридическое лицо морского перевозчика – компанию «Олл Оушен Транспортейшн» («ALL Ocean transportation, Inc») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Реквизиты платежного документа по оплате штрафа: наименование получателя: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); наименование банка получ.: ОПЕРУ-1 Банка России, <...>; р/сч <***>; БИК: 044501002; ИНН: <***>; КПП: 773001001; ОКТМО 45328000; назначение платежа: «Новороссийская таможня; код: 10317000, код бюджетной классификации 15311604000016000140, УИН штрафа 15310103170001051165».

Издержки по делу об административном правонарушении, за услуги перевода в размере 4444 (четыре тысячи четыреста сорок четыре) рублей отнести на счет федерального бюджета (УИН для оплаты издержек №15311103170001051160).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска Спорчич О.А.