Дело № 5-14/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
15 марта 2018 года пгт Кумены
Судья Куменского районного суда Кировской области Широкова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26.02.2018 № 1 ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
ФИО1, являясь главным бухгалтером администрации Куменского района Кировской области, в июне 2017 года, находясь в здании администрации Куменского района Кировской области, расположенном по адресу: <...>, санкционировала приобретение стендов за счет средств субвенции из областного бюджета на хранение и комплектование муниципальных архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами, относящимися к государственной собственности области и находящимися на территориях муниципальных образований; государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, относящихся к государственной собственности области и находящихся на территориях муниципальных образований; оказание государственных услуг по использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, относящихся к государственной собственности области, временно хранящихся в муниципальных архивах (далее – субвенция, субвенция на содержание архива).
Согласно приложению 18 к Закону Кировской области от 30.11.2016 № 21-ЗО «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на 2017 год Куменскому району выделена субвенция на содержание архива в сумме 41500 руб. Указанные средства заложены в бюджете Куменского района в полном объеме (решение Куменской районной Думы от 20.12.2016 № 4/23 «О бюджете муниципального образования Куменский муниципальный район Кировской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (с учетом вносимых изменений)). Главным распорядителем субсидии является МУ Администрация Куменского района.
Согласно п. 6 Разъяснений по Порядку предоставления и расходования субвенций, утвержденных распоряжением министерства культуры Кировской области от 25.12.2015 № 170 «О порядке предоставления и расходования субвенции местным бюджетам из областного бюджета» (с учетом изменений от 03.11.2017 № 405), выделенная субвенция направляется на оплату расходов по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, к которым относятся следующие расходы:
– расходы на оплату договоров на оказание коммунальных услуг, а именно: отопления и технологических нужд, горячего водоснабжения, потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги); потребленной электроэнергии; водоснабжения, канализации, ассенизации и другие аналогичные расходы;
– расходы на оплату договоров за услуги связи (приобретение знаков почтовой оплаты, за пользование сетью Интернет);
– расходы на оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества, в том случае, если аренда имущества необходима для хранения документов, относящихся к собственности Кировской области;
– расходы на оплату договоров гражданско-правового характера за проведение работ по упорядочению документов, исполнение запросов социально-правового характера, реставрацию документов, перемещение документов, сопровождение программы ПК «Архивный фонд»;
– расходы по содержанию в чистоте помещений, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарно-гигиеническому обслуживанию, светозащите окон в хранилищах, текущий ремонт;
– расходы на оплату пусконаладочных работ, технического обслуживания, ремонта имущества (оборудования, инвентаря);
– расходы на оплату услуг по договорам с охранными, пожарными организациями (установка, наладка, монтаж, обслуживание систем сигнализации и оповещения, установление датчиков, пропитка деревянных конструкций огнезащитными средствами) и другие противопожарные мероприятия;
– расходы на оплату договоров на приобретение технических средств (компьютер, системный блок, блок бесперебойного питания, сканер, ксерокс, факс, телефон, пылесос, огнетушители, противопожарные шкафы, картридж), приобретение лицензированных программ и сертификатов ключа усиленной квалифицированной электронной подписи;
– расходы на оплату договоров на оказание услуг, связанных с заправкой огнетушителей, картриджей, тонеров;
– расходы на оплату погрузо-разгрузочных работ, транспортных расходов (в том числе аренда транспортного средства) при перемещении документов областной собственности;
– расходы на приобретение компьютерного стола, кресла, стеллажа для архивных документов, тележки – рабочего столика, канцелярских товаров, дисков, дискет, хозяйственных расходов (моющие средства, инвентарь, халаты), комплектующих для компьютерной техники, приобретение специальной, методической литературы, необходимой в работе архивного служащего (журнал «Отечественные архивы», «Делопроизводство»).
Фактически заключен договор с ООО «<данные изъяты>» от 20.06.2017 на поставку стендов. Приобретение стендов оплачено платежным поручением от 22.06.2017 № 1271 с лицевого счета <данные изъяты> по коду бюджетной классификации 93601131500016010000 «Хранение и комплектование муниципальных архивов документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами, относящимися к государственной собственности области и находящимися на территориях муниципальных образований; государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, относящихся к государственной собственности области и находящихся на территориях муниципальных образований; оказание государственных услуг по использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, относящихся к государственной собственности области, временно хранящихся в муниципальных архивах» КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». Согласно накладной № 73 от 20.06.2017 стенды получены. Стенды установлены в архивохранилище.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно п. 2.13 и п. 4.3 должностной инструкции, утвержденной главой администрации Куменского района 05.08.2013, ФИО1 обязана принимать меры по предупреждению незаконного расходования денежных средств и нести ответственность при принятии к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования и расходования денежных средств.
ФИО1 в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ путем проставления визы на расчете расходов по архиву, что является расшифровкой к бюджетной смете и является ее неотъемлемой частью, а также отправив платежное поручение от 22.06.2017 № 1271 на оплату по электронной почте в программном комплексе «Бюджет-СМАРТ» за электронной подписью главы района, дала санкцию на расходы в сумме 6600 руб. на цели, не соответствующие условиям предоставления субвенции, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ею своих должностных обязанностей.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебной повестки.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, председатель Контрольно-счетной комиссии Куменского района Кировской области ФИО2 в судебном заседании пояснила, что о составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 извещалась по почте, протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, данные о месте жительства, должности и паспортные данные ФИО1 ею были взяты из копии трудового договора. В графе «от подписания протокола отказался» ею была ошибочно проставлена своя подпись. Копия протокола об административном правонарушении ФИО1 не направлялась.
Выслушав ФИО2, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, кроме прочего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как установлено в судебном заседании, в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ФИО1, отсутствуют ее полные имя и отчество, дата и место рождения, что не позволяет суду идентифицировать ее личность.
В представленных материалах отсутствуют сведения об извещении ФИО1 о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении. Копия протокола об административном правонарушении лицом, его составившим, ФИО1 не направлялась. Данный факт подтвержден в судебном заседании ФИО2 Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предоставленного ФИО1 действующим законодательством права на защиту.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен должностным лицом с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол, на стадии рассмотрения дела, принятого к производству судьей, по существу.
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 24.5 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Судья: