ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-150/2021 от 25.01.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2021-000271-03

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 января 2021 года г. Братск

№ 5-150/2021

Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, не трудоустроенного, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

В Братский городской суд поступил материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), по факту того, что 23.01.2021 ФИО1, являясь активным участником публичных мероприятий в форме митинга на площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, с 14.00 часов до 15:00 часов по местному времени и в форме демонстрации с 15.00 часов до 16.00 часов по местному времени от площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, по ул. Кирова, далее по улице Мира в сторону ул. Подбельского, до площади Ленина г. Братска, в которых приняло участие около 70 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Братска, не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Братск – ФИО2, консультанта по работе с общественно-политическими и религиозными организациями организационно-контрольного управления аппарата администрации г. Братска, о прекращении проведения и участия в несогласованных мероприятиях, о чем ФИО2 уведомила всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и ФИО1, находящимся в 5 метрах от неё, который не мог не слышать требование ФИО2, чем нарушил пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При рассмотрении дела ФИО1 вину полностью признал, раскаялся, обстоятельств дела не оспаривал.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В Федеральном законе N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг – массовое присутствие граждан в специально отведенном месте или приспособленном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ч. 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ).

Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Законом Иркутской области от 09.07.2008 N 32-оз "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Иркутской области" (далее – Закон N 32оз) устанавливается порядок подачи уведомления о проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования либо проводимой в различном сочетании этих форм акции (далее - публичное мероприятие) на территории Иркутской области.

Согласно ст. 2 Закона N 32оз при проведении публичного мероприятия на территории городского округа уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в администрацию городского округа.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23.01.2021 ФИО1, являясь активным участником публичных мероприятий в форме митинга на площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, с 14.00 часов до 15:00 часов по местному времени и в форме демонстрации и с 15.00 часов до 16.00 часов по местному времени от площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, по ул. Кирова, далее по улице Мира в сторону ул. Подбельского, до площади Ленина г. Братска, в которых приняло участие около 70 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Братска, не выполнил законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Братск – ФИО2, консультанта по работе с общественно-политическими и религиозными организациями организационно-контрольного управления аппарата администрации г. Братска, о прекращении проведения и участия в несогласованных мероприятиях, о чем ФИО2 уведомила всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и ФИО1, находящимся в 5 метрах от неё, который не мог не слышать требование ФИО2

Таким образом, ФИО1 принял участие в публичном мероприятии в форме митинга и демонстрации, проведение которого не было согласовано с органом местного самоуправления г. Братска, несмотря на требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Братск о прекращении участия в данном публичном мероприятии, тем самым нарушив п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», за что предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность ФИО1 подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 23.01.2021 № 048984;

- рапортом полицейского роты № 2 ОБ ППСП МУ МВД России «Братское» в котором указано, что в ходе охраны общественного порядка по адресу: <...>, напротив здания администрации г. Братска, по адресу: <...>, выявлен молодой человек, который принял активное участие в несанкционированном митинге напротив администрации <...>;

- сообщением, поступившим в дежурную часть МУ МВД России «Братское», от исполняющей обязанности мэра г. Братска ФИО3, по факту размещения информации в сети интернет следующего содержания: «Братск, митинг состоится 23.01. в 14 ч. 00 мин. на площади Ленина. Будьте аккуратны!»; «Братск присоединяется к всемирному маршу за освобождение Алексея Навального!, Братчане невероятно смелые - они организовались сами без участия нашего штаба, потому что им надоело терпеть бесконечную ложь и произвол путинского режима. Акция пройдет в субботу, 23 января в 14:00, у здания городской администрации по адресу: Ленина, 37;

- сообщением и.о. мэра г. Братска ФИО3 от 22.01.2021, согласно которому в администрацию г. Братска уведомления о проведении 23.01.2021 каких-либо публичных мероприятий, в том числе мероприятий в поддержку А. Навального, не поступало;

- письменным объяснением ФИО1, в которых указано, что примерно с 2015 года он является пользователем социальной сети в интернете «Вконтакте», именно с данного сайта 21.01.2021 года он узнал о том, что 23.01.2021 года с 14 часов 00 минут на площади напротив администрации г. Братска, по адресу: <...> будет проводиться митинг и демонстрация в поддержку «Навального». Решил поучаствовать в данном митинге, при этом является ли он санкционированным (законным), он не знал, т.к. информации по этому поводу в интернете много и она была разной. 23.01.2021 года примерно в 14 часов 00 минут он приехал на площадь напротив администрации г. Братска, по адресу: <...> где проходил митинг. На площади находилось много людей, ему показалось, что не меньше 100 человек. Он присоединился к данным гражданам, они громко выражали свое недовольство к власти, громко кричали «ПУТИН ВОР», «ДОЛОЙ ВОРОВ», «НЕТ КОРРУПЦИИ» и т.д. Присоединившийся к ним, он громко кричал «НЕТ КОРРУПЦИИ» и размахивал руками. С 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут проходил данным митинг, с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут демонстрация (шествие) с разными высказываниями, такие как «ПУТИН ВОР», «ДОЛОЙ ВОРОВ», «НЕТ КОРРУПЦИИ» и т.д. и демонстрацией разных плакатов с надписями «ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ», «СВОБОДУ АЛЕКСЕЮ НАВАЛЬНОМУ» и т.д. Демонстрация (шествие) проходило по ул. Кирова, движение было до ул. Мира, после этого до ул. Подбельского, после чего они вернулись обратно на площадь напротив администрации г. Братска, по адресу: <...> после этого стали расходится по своим делам. Двигаясь по ул. Ленина в сторону ул. Подбельского, в районе Сбербанка России, к нему подошли сотрудники полиции, представились, и попросили предоставить документы, поскольку документов у него с собой не было, они предложили проехать в отдел полиции для дальнейших разбирательств.

- видеозаписью, на которой зафиксировано активное участие ФИО1 в митинге и демонстрации. Из видеозаписи также видно, что уполномоченный представитель органа исполнительной власти предупредил участников мероприятия о его несогласованности в установленном законом порядке и просил их разойтись, ФИО1 в этот момент присутствовал среди участников публичного мероприятия.

Оценивая вышеприведенные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что вина ФИО1 установлена и доказана, а его действия квалифицирую по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, соответствуют требованиям ст. 26.11 КоАП РФ. Так, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО1, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется. В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся организатором несогласованного публичного мероприятия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Разрешая вопрос о виде и мере наказания, учитываю личность ФИО1, его имущественное положение, характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность - что допущенное правонарушение было совершено впервые, признание вины, раскаяние; отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю, что для достижения цели административного наказания необходимо применить административное наказание в пределах санкции инкриминируемой нормы КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, поскольку данное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу, судьей не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа:

Получатель УФК по Иркутской области ГУ МВД России по Иркутской области

ИНН <***>, КПП 380801001,

р/с <***> в отделение Иркутск, г.Иркутск.

БИК 042 520 001, КБК 188 116 01201010601140

ОКТМО получателя 25624000 протокол АД № 048984

УИН 18880338210730488948.

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1 ст.32.3 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Иркутский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: О.В.Орлова