ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1512/2022 от 17.08.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 17 августа 2022 года

Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., рассмотрев дело об административном правонарушении

в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки г. ФИО2, проживающей в ФИО2, <адрес>, лит. А, <адрес>-с, привлекаемой по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

«07» августа 2022 г. около « 09 » час. « 39 » мин. гражданка ФИО1, являясь пользователем канала «ПЬЯТNIЦА» (https://t.me/suicidal_friday), кроссплатформенного мессенджера «Телеграм» по ссылке: https://t.me/suicidal_friday/16172, разместила информационный материал с изображениями несогласованной в установленном порядке публичной акции против специальной военной операции, а именно пять фотографий ритуальных символов – крестов, установленных на берегу Пугаревского карьера, <адрес>, сопроводив данный визуальный ряд авторским текстом (описанием) – «Во Всеволожске анонимные активисты провели антивоенную акцию. Утром на берегу Пугаревского карьера появились 35 деревянных крестов с куар-кодами на пропаганду и речи Путина, которые сами себя разоблачают, - рассказали активисты. Число 35 так же выбрано не случайно – каждая из цифр соответствует числу букв в лозунге «Нет войне». Проведенным, в рамках КУСП128/22567 от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ осмотра места происшествия – Пугаревского карьера, факт размещения ритуальных символов нашел своё объективное подтверждение. Осмотром крестов установлено, что на них размещены QR-коды, содержащие ссылки на Интернет-страницы средств массовой информации с публикациями о гибели военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в ходе проведения Специальной военной операции. Таким образом, ФИО2 В.И. сопоставила в своей публикации Специальную военную операцию с «антивоенными акциями» и, соответственно, «войной», т.е. осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами государства, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании статьи 10 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.

Согласно пункту 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2976, к основным внешним военным опасностям относятся:

-наращиваниесилового потенциалаОрганизацииСеверо-атлантического договора (НАТО) инаделениеее глобальнымифункциями, реализуемыми внарушениенорммеждународного права, приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока;

- дестабилизацияобстановки вотдельныхгосударствахи регионахиподрывглобальной ирегиональной стабильности;

- развертывание (наращивание) воинскихконтингентовиностранных государств (группгосударств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;

- созданиеиразвертывание системстратегическойпротиворакетной обороны, подрывающихглобальную стабильностьинарушающихсложившееся соотношениесилвракетно-ядерной сфере, реализация концепции «глобального удара», намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

- территориальныепретензии кРоссийскойФедерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

- нарушениеотдельными государствамимеждународныхдоговоренностей, атакженесоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

- применениевоенной силынатерриторияхгосударств, сопредельныхсРоссийскойФедерацией иеесоюзниками, внарушение УставаОрганизацииОбъединенных Наций (ООН) идругихнорммеждународного права;

- наличие (возникновение) очаговиэскалациявооруженных конфликтовнатерриторияхгосударств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;

- наличие (возникновение) очаговмежнациональнойимежконфессиональной напряженности, деятельностьмеждународных вооруженныхрадикальныхгруппировок, иностранныхчастныхвоенных компанийврайонах, прилегающих кгосударственнойграницеРоссийской Федерациииграницамеесоюзников, атакженаличиетерриториальных противоречий, ростсепаратизма иэкстремизмавотдельных регионах мира;

- распространениеоружия массовогопоражения, ракети ракетныхтехнологий;

- растущаяугрозаглобального экстремизма (терроризма) иегоновых проявленийвусловияхнедостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

- использованиеинформационных икоммуникационныхтехнологий ввоенно-политическихцелях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;

- установлениевгосударствах, сопредельныхсРоссийскойФедерацией, режимов, втомчислеврезультате свержениялегитимныхорганов государственнойвласти, политика которыхугрожаетинтересам Российской Федерации;

- подрывнаядеятельность специальныхслужбиорганизаций иностранныхгосударствиих коалиций против Российской Федерации.

Пунктом 13 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2976, установлено, что основными внутренними военными опасностями являются:

- деятельность, направленная нанасильственноеизменение конституционногострояРоссийской Федерации, дестабилизациювнутриполитической исоциальнойситуациивстране, дезорганизациюфункционирования органовгосударственнойвласти, важныхгосударственных, военных объектовиинформационной инфраструктуры Российской Федерации;

- деятельностьтеррористических организацийиотдельныхлиц, направленнаянаподрывсуверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

- деятельностьпоинформационному воздействиюнанаселение, впервую очередьнамолодыхграждан страны, имеющаяцельюподрыв исторических, духовныхипатриотических традицийвобласти защиты Отечества;

- провоцированиемежнациональной исоциальнойнапряженности, экстремизма, разжиганиеэтнической и религиозной ненависти либо вражды.

Из содержания пункта 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, а ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма.

В силу пункта 5 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

Президент Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принял решение о проведении специальной военной операции по защите ЛНР и ДНР, целью которой является защита людей, демилитаризация и денацификация Украины, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.

Ранее главы ДНР и ЛНР обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой об оказании помощи. Совет Федерации дал разрешение на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).

Таким образом, целью использования Вооруженных сил Российской Федерации является защита интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (дата опубликования на официальном Интернет-портале (www.pravo.gov.ru): ДД.ММ.ГГГГ, № опубликования: ) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 20.3.3, согласно части 1 которой установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Распространение информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в специальной военной операции, вызывает большой общественный резонанс среди населения Российской Федерации и мирового сообщества, направлено на манипулирование общественным мнением, создание обстановки социальной напряженности, а с точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, провоцирует формирование негативного отношения к использованию на территории Украины Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Сведения о войне, а не о специальной военной операции, преподнесены без достоверных доказательств как не вызывающие сомнения, содержат прямое указание на истинное, с точки зрения распространителя сведений, положение вещей и подлинного характера действий Вооруженных Сил Российской Федерации, вскрытие истинных целей и задач, реализуемых на территории Украины и направленных вразрез с озвученными российским государством в официальных источниках данных.

Публичное распространение указанным лицом сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в войне, а не в Специальной военной операции, не соответствуют действительности, выдуманы или основаны на слухах и непроверенной информации, опровергаются в том числе Министерством обороны Российской Федерации в рамках ежедневного брифинга, информация о котором распространена на официальных Интернет-ресурсах Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в социальной сети «ВКонтакте» по электронному адресу: https://vk.com/mil.

С точки зрения граждан, среди которых пропагандируются такие убеждения, указанное поведение распространителя информации, провоцирует формирование недоверия и негативного отношения к военнослужащим (индивидуальным субъектам права, осуществляющим определенные социально необходимые функции, в том числе во исполнение требований статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне»), характеру, целям и задачам их деятельности за пределами территории Российской Федерации - на Украине.

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле» погребение определено как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации). В том числе, согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этническими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее – прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно статье 4.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования и утверждении порядков деятельности общественных кладбищ, воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления), крематориев» захоронение тел (останков) умерших, урн с прахом осуществляется на основании разрешения, выданного органами местного самоуправления.

Проведенной акцией ФИО2 В.И. умышленно, с целью подрыва среди граждан имиджа и доверия к использованию Вооруженных сил Российской Федерации, дискредитировала характер, цели и задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами государства и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а так же проведенной акцией причинила морально-нравственные страдания семьям погибших в ходе специальной военной операции военнослужащих, тем самым, оскорбив чувства родителей, жен, детей погибших в ходе специальной военной операции военнослужащих, заставив повторно пережить боль утраты близких им людей, выполнявших свой долг по защите Отечества.

Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то есть гражданка совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ

В судебном заседании ФИО2 В.И. вину в совершении административного правонарушения не признала. Считает, что состав административного правонарушения не доказан.

Защитник поддержал позицию подзащитной.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения участников процесса, судья приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Как усматривается из материалов дела, «07» августа 2022 г. около « 09 » час. « 39 » мин. гражданка ФИО1, являясь пользователем канала «ПЬЯТNIЦА» (https://t.me/suicidal_friday), кроссплатформенного мессенджера «Телеграм» по ссылке: https://t.me/suicidal_friday/16172, разместила информационный материал с изображениями несогласованной в установленном порядке публичной акции против специальной военной операции, а именно пять фотографий ритуальных символов – крестов, установленных на берегу Пугаревского карьера, <адрес>, сопроводив данный визуальный ряд авторским текстом (описанием) – «Во Всеволожске анонимные активисты провели антивоенную акцию. Утром на берегу Пугаревского карьера появились 35 деревянных крестов с куар-кодами на пропаганду и речи Путина, которые сами себя разоблачают, - рассказали активисты. Число 35 так же выбрано не случайно – каждая из цифр соответствует числу букв в лозунге «Нет войне». Проведенным, в рамках КУСП128/22567 от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками полиции ДД.ММ.ГГГГ осмотра места происшествия – Пугаревского карьера, факт размещения ритуальных символов нашел своё объективное подтверждение. Осмотром крестов установлено, что на них размещены QR-коды, содержащие ссылки на Интернет-страницы средств массовой информации с публикациями о гибели военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в ходе проведения Специальной военной операции. Таким образом, ФИО2 В.И. сопоставила в своей публикации Специальную военную операцию с «антивоенными акциями» и, соответственно, «войной», т.е. осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами государства, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом АП , актом о проведении осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, где отображены фотографии, размещённые в сети «Интернет» на канале активной участницы акций протестного толка в ФИО2, по ссылке: https://t.me/suicidal_friday/16172, размещен информационный материал с изображениями несогласованной в установленном порядке публичной акции против специальной военной операции, а именно пять фотографий ритуальных символов – крестов, установленных на берегу Пугаревского карьера, <адрес>, сопровожден данный визуальный ряд авторским текстом (описанием) – «Во Всеволожске анонимные активисты провели антивоенную акцию. Утром на берегу Пугаревского карьера появились 35 деревянных крестов с куар-кодами на пропаганду и речи Путина, которые сами себя разоблачают, - рассказали активисты. Число 35 также выбрано не случайно – каждая из цифр соответствует числу букв в лозунге «Нет войне», справкой - отождествлением от ДД.ММ.ГГГГ которой установлен пользователь канала- ФИО2 В.И., справкой отождествлением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой по результатам проведения комплекса оперативно - розыскных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами к нему, фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ,,, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом о/у ГУ УМВД России по СПб и ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, документами, удостоверяющими личности привлекаемого лица, сведениями том, что ФИО1 является фотокорреспондентом сетевого издания Вести 48, иными материалами дела, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, позволяющим и установить вину ФИО2 в совершении административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Совершенные ФИО2 действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусматривает за совершение данного административного правонарушения административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Ссылка ФИО2 и защиты относительно того, что ФИО2 выполняла редакционное задание, поскольку является фотокорреспондентом сетевого издания, что якобы влечет отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, безосновательны, поскольку ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности предусмотрена КоАП РФ.

ФИО2 В.И. при выполнении редакционного задания умышленно, с целью подрыва среди граждан имиджа и доверия к использованию Вооруженных сил Российской Федерации, дискредитировала характер, цели и задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами государства и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а так же проведенной акцией причинила морально-нравственные страдания семьям погибших в ходе специальной военной операции военнослужащих, тем самым, оскорбив чувства родителей, жен, детей погибших в ходе специальной военной операции военнослужащих, заставив повторно пережить боль утраты близких им людей, выполнявших свой долг по защите Отечества.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При избрании меры ответственности в судья исходит из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом суд учитывает, что наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность,

При назначении наказания суд учитывает личность виновной и характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать ФИО3 в совершении административногоправонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд и течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по <адрес> (ГУ МВД России по СПб и ЛО)

Номер счета получателя платежа КПП: 784201001

ИНН: 7830002600

Код ОКТМО: 41612101 БИК: 044106001

УИН18

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2022