ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1513/2022 от 01.08.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Сочи 01.08.2022 года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Бутяев В.И., рассмотрев поступившие из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края протокол -П/2022 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ), в отношении должностного лица - заместителя начальника управления по образованию и науке администрации муниципального образования г. Сочи Косян А. ОвА.ны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Сочи Краснодарского края, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной по адресу: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд г. Сочи из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края поступили протокол об административном правонарушении и другие материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – заместителя начальника управления по образованию и науке администрации муниципального образования г. Сочи Косян А.О.

Из протокола об административном правонарушении -П/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Дуровой М.А. следует, что в соответствии с пунктом 2.21 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2021 год проведен анализ исполнения государственной программы Краснодарского края «Развитие образования» за 2021 год в рамках экспертно- аналитического мероприятия « Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год» которым установлено, что в 2021 году в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утверждённой постановлением главы администрации ( губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ выполнялось мероприятие по предоставлению из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований субсидий на проведение капитального ремонта задний и сооружений и благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций.

Согласно п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) пол субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта РФ.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края (далее - Правила ). Согласно абз. 2 п. 3 Правил порядок предоставления и распределения субсидий устанавливается в соответствующей государственной программе Краснодарского края. Приложением к Госпрограмме утверждены правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в рамках реализации мероприятий государственной программе Краснодарского края «Развитие образования» (далее - Правила).

Как следует из содержания п.5.1 Правил субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - Министерство) на основании соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования Краснодарского края.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства в 2021 году между Министерством и администрацией МО г.-к. Сочи заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение), согласно п.1.1 которого бюджету муниципального образования г. Сочи предоставлена субсидия на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (приобретение движимого имущества для оснащения вновь созданных мест в муниципальных общеобразовательных организациях)

В соответствии с п. 2.1 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) в 2021 году в бюджет муниципалитета поступили средства краевого бюджета в сумме 73 462,8 тыс. рублей (общий объем бюджетных ассигнований по Соглашению - 78 152,0 тыс. рублей).

Согласно с п.4.3.3 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) муниципальному образованию следовало обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии в 2021 году (то есть до ДД.ММ.ГГГГ), а именно: «количество оснащенных мест в общеобразовательных организациях» - 1200 мест.

В силу п.5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В силу п.5.2 Соглашения в случае нарушения условий предоставления субсидии, недостижения МО установленных значений показателей результативности предоставления субсидии и других обязательств администрации, применяются меры предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в школу не поставлено оборудование для оснащения новых мест по договорам с ООО «Открытый урок» (интерактивный стрелковый тренажер для кабинета ОБЖ на сумму 992,8 тыс. рублей) и с ООО «Форумкидс» (комплект для развития речи, навыков создания и проведения презентаций, создания портфолио, ведения прессдеятельности на родном и иностранных языках, стенды информационные, наборы по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования и по учебным предметам на сумму 155,0 тыс. рублей). Контракты для приобретения указанного оборудования заключены согласно заявке главы МО г. Сочи от 12.07.2021.02-12, которая содержит обязательство об обеспечении реализации мероприятия в срок, установленный Соглашением, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Невыполнение муниципалитетом условий Соглашения подтверждаются отчетом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о выполнении в 2021 году муниципальными образованиями края условий соглашений о предоставлении субсидий из краевого бюджета.

Таким образом, значение установленного показателя результативности в 2021 году администрацией МО г. Сочи не достигнуто, то есть условие расходования субсидии нарушено: вместо 1200 мест оснащено только 800.

На основании п. 6.1.1 Соглашения Управление по образованию и науке является уполномоченным органом администрации МО г. Сочи, на который возлагаются функции по исполнению Соглашения и предоставлению отчетности.

В соответствии со сводной бюджетной росписью муниципального бюджета МО г. Сочи на 2021 год расходы на приобретение движимого имущества для оснащения вновь созданных мест в муниципальных общеобразовательных организациях (реализация мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие образования») включены в структуру расходов Управления по образованию и науке администрации МО г. Сочи (далее - Управление по образованию, Управление, УО).

Администрацией МО г. Сочи проведено служебное расследование в целях выявления причин и обстоятельств невыполнения условий Соглашения. Согласно Справке по итогам служебного расследования причиной невыполнения условий Соглашения явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей заместителем начальника Управления по образованию и науке администрации МО г. Сочи Косян А. ОвА.ной, выразившееся в необеспечении должного контроля за выполнением условий предоставления субсидии.

В соответствии с Положением, утвержденным решением Городским собранием Сочи МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, Управление по образованию и науке администрации МО г. Сочи является отраслевым органом администрации МО г. Сочи и осуществляет реализацию краевых и муниципальных программ развития образования, утверждает и распределяет бюджетные ассигнования по всем подведомственным организациям, осуществляет планирование расходов по централизованным мероприятиям.

На основании приказа УО от ДД.ММ.ГГГГ-л, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем начальника УО с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является Косян А.О.

В соответствии с должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ, с которой ознакомлена под роспись Косян А.О., на заместителя начальника УО возложены обязанности по координации финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений; эффективному и целевому использованию средств, выделяемых из всех уровней бюджета, обеспечению реализации краевых целевых программ отрасли «Образование», национальных проектов.

Таким образом, по состоянию на 00 ч.01 мин. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, <адрес> ленинцев, <адрес>, в нарушение требований п.4.3.3, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, установленных в соответствии с п.З ст.139 БК РФ, п. 5.3 Правил, должностным лицом - заместителем начальника управления по образованию и науке администрации МО г. Сочи Косян А. ОвА.ной в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей не выполнены условия расходования субсидии, что выразилось в недостижении установленного значения показателя результативности использования субсидии.

С учетом изложенного, в действиях должностного лица - Косян А. ОвА.ны имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ - нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов.

Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края по доверенности Дурова М.А. просила суд привлечь Косян А.А. к административной ответственности по основаниям указанным в протоколе.

Косян А.А. в судебном заседании свою вину не признала, дело об административном правонарушении просила прекратить, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было получено ДД.ММ.ГГГГ в связи, с чем оснащение мест было невозможно, к 31.12.20221 а мероприятие звучит, как «оснащение вновь созданных мест». Просила суд признать нарушение малозначительным, поскольку ввод в эксплуатацию был произведён ДД.ММ.ГГГГ, а фактически места были созданы 11 февраля, в связи, с чем оснастить их было невозможно. В части поставки пояснила, что торги проводило управление муниципальных закупок, контракты были заключены вовремя. Однако поставщик сообщил, что он не может выполнить в срок условия поставки.

Выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, представленные доказательства, судья приходит к выводу, что действия должностного лица - Косян А.О. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3. КоАП РФ, по следующим основаниям.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14.КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина должностного лица Косян А.О. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: копией уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; копией заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; копией Соглашения; копией акта служебного расследования; копией паспорта Косян А.О., иными материалами по делу и иными материалами по делу.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11. КоАП РФ, действия заместителя начальника управления по образованию и науке администрации муниципального образования г. Сочи Косян А.О. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3. КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение, по факту совершения которого составлен рассматриваемый протокол, посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.

Исходя из положений ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП в сфере бюджетных правоотношений, с учетом признаков их объективной стороны ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку они существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Существенность угрозы охраняемым государством правоотношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.

Протокол об административном правонарушении в отношении заместителя начальника управления по образованию и науке администрации муниципального образования г. Сочи Косян А.О. составлен в соответствии с требованиями, к нему предъявляемыми. Изложенные в нем обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и подтверждаются представленными материалами дела.

Санкция ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административные наказание в виде административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП, составляет два года и в настоящее время не истек.

Обстоятельств, смягчающих наказание в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ, судьей не установлено.

В соответствии с требованиями ст. 4.3. КоАП РФ, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

При решении вопроса о виде административного наказания в отношении должностного лица Косян А.О., с учетом установленного факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение должностного лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, отсутствие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, иные заслуживающие внимание обстоятельства, судья приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа.

Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1. КоАП РФ не представляется возможной в отношении государственных или муниципальных органов и учреждений, поскольку они исходя из положений ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются субъектами предпринимательской деятельности. Наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства. Указанных обстоятельств не усматривается.

Иное рассмотрение дела с применением предусмотренных статьей 4.1.1. КоАП РФ правил назначения наказания будет являться существенным, иметь фундаментальный, принципиальный характер, влияющий на исход дела, приведет к неправильному его разрешению и не будет отвечать установленным ст. 24.1. КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Нет оснований для назначения должностному лицу Косян А.О. административного наказания в виде дисквалификации, поскольку менее строгий вид административного наказания в данном случае сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное наказание назначается в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1., 3.5., 4.1.-4.3. КоАП РФ, и соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями и является соразмерным содеянному.

На основании изложенного и руководствуясь 29.9.-29.10.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо - заместителя начальника управления по образованию и науке администрации муниципального образования г. Сочи Косян А. ОвА.ну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: получатель УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/с 04182000100), ИНН 2309061852, КПП 230901001, Единый казначейский счет: 40, Казначейский счет: 03, Банк получателя: Южное ГУ Банка России <адрес>, БИК ТОФК 010349101, ОКТМО 03701000, КБК: 810 116 01242 01 0000 140.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в течение шестидесяти суток со дня вступления постановления суда в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Копию постановления направить (вручить) сторонам.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья