ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1515/19 от 03.02.2020 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №5-5/2020

68MS0040-01-2020-000021-40

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 февраля 2020 года г.Тамбов

Судья Октябрьского района г.Тамбова Яковлева М.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.14 ст.19.5 КоАП РФ

в отношении ПАО «Пигмент», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: <...>,

УСТАНОВИЛ:

03.12.2019 старшим инженером отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тамбовской области в отношении ПАО «Пигмент»», был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ. Из указанного протокола следует, что 03.12.2019 в 11 час. 00 мин. ПАО «Пигмент» не выполнило пункты №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара от 07.12.2018 №28/1/1, срок которого истек 01.11.2019, а именно: Производственные помещения категории «А» цеха № 20 корпус С (отделение синтеза) ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п.А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 6 корпус К 12-4 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 6 корпус К 12 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории«А» цеха № 32 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 15 Л-37-4 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 5 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные и складские помещения категории «А» цеха №21 ВС-161 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0).

Согласно представленных документов по расчету категории производственных помещений склада тары цеха № 21 ПАО «Пигмент» ВС-161 (помещение № 1) категории В1, площадью более 300 кв. м. и (помещение № 2) категории В2, площадью более 1000 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0).

В судебном заседании представители ПАО «Пигмент» по доверенности ФИО1 и ФИО2 просили признать административное правонарушение, предусмотренное частью 14 статьей 19.5 КоАП РФ, малозначительным и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Поясняли, что предписание №28/1/1 от 07.12.2018 г., выданное ГУ МЧС России по Тамбовской области, было частично выполнено за исключением пунктов, требующих привлечения больших финансовых средств, рассмотрены различные варианты систем пожаротушения, в том числе водяные, пенные, газовые. Проанализирован опыт эксплуатации подобных систем на других предприятиях. В ходе анализа было выявлено, что системы автоматического пожаротушения сами являются источником опасности для работников. В практике эксплуатации известны многочисленные случаи, когда в результате ложного срабатывания таких систем гибли люди. Обществом проводятся мероприятия для исполнения предписания в полном объеме, в частности рассмотрены различные варианты пожаротушения, в том числе водяные, пенные, газовые, проанализирован опыт эксплуатации подобных систем на других предприятиях. ПАО «Пигмент» приняты меры по обеспечению пожарной безопасности. В результате неисполнения в полном объеме предписания не причинен вред ни работникам предприятия, ни окружающей среде, ни имуществу общества.

Представитель ГУ МЧС России по Тамбовской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании составленный протокол об административном правонарушении поддержал и просил признать ПАО «Пигмент»» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, не возражал против снижения административного штрафа с учетом положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Суд, выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

03.12.2019 в 11 час. 00 мин. установлено, что ПАО «Пигмент» не выполнило пункты №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара от 07.12.2018 №28/1/1, срок которого истек 01.11.2019, а именно: Производственные помещения категории «А» цеха № 20 корпус С (отделение синтеза) ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п.А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 6 корпус К 12-4 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 6 корпус К 12 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории«А» цеха № 32 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 15 Л-37-4 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные помещения категории «А» цеха № 5 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв.м., не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0); Производственные и складские помещения категории «А» цеха №21 ВС-161 ПАО «Пигмент», площадью более 300 кв. м, не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. А4, А10, приложение А СП 5.131.2009; п. 4, 14 НПБ 110-0).

В результате 03.12.2019 года в отношении ПАО «Пигмент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, подлежит квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в случае, если оно было совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления, которым указанное лицо уже было подвернуто административному наказанию за совершение аналогичного правонарушения.

Факт совершения ПАО «Пигмент» административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ПАО «Пигмент» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Действия ПАО «Пигмент» суд квалифицирует по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.

Доводы представителя ПАО «Пигмент» о том, что приняты все зависящие от него меры по устранению содержащихся в предписании нарушений, но их устранение в установленный срок не представлялось возможным, не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, и приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ суд вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности совершенного правонарушения только при наличии исключительных обстоятельств. Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

На основании вышеизложенного, законных оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении заявителя по данному делу не имеется.

Вместе с тем, исходя из совокупности положений ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП Российской Федерации предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, принимая во внимание необходимость обеспечения достижения целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, суд считает в рассматриваемом случае соразмерным и справедливым, достигающим конечной цели административного воздействия наложение административного штрафа с учетом положений, указанных в ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 75 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ПАО «Пигмент» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Оплату штрафа производить по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Тамбовской области (Главное управление МСЧ России по Тамбовской области, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 682901001, БИК 046850001, расчетный счет <***>, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Тамбовской области г. Тамбов, ОКТМО 68701000, КБК 17711601191010005140.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 дней.

Судья М.В. Яковлева