ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-151/2015 от 10.12.2015 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Первомайского районного суда г. Омска Кульков В.С.,

при секретаре Земляновой Е.Б.,

рассмотрев 10 декабря 2015 года в г. Омске в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки установлен факт грубого нарушения учреждением лицензионных требований, а именно:

- в нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности по адресу: <адрес>Г.

- в нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, у учреждения отсутствуют действующие документы, подтверждающие наличие безопасных условий для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования в части соблюдения требований пожарной безопасности. За последние 6 месяцев учреждение для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности не обращалось.

Данные нарушения согласно пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании являются грубыми, в связи с чем действия БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», директор ФИО2, действующая на основании приказа , с фактами изложенными в протоколе об административном правонарушении согласилась. Суду пояснила, что наименование учреждения изменилось, однако ни сущность деятельности организации, ни тип, ни организационно-правовая форма, ни вид деятельности учреждения не привели к ухудшению условий обучения и содержания учащихся, а также последствиям, указанным в ч. 11 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в настоящее время у учреждения имеется на исполнении одно предписание, выданное Управлением Роспотребнадзора по Омской области со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по которому составлен локальный сметный расчет на сумму 212 399 рублей, который передан в планово-экономический отдел Департамента образования Администрации г. Омска на рассмотрение, написаны служебные записки на имя директора департамента ФИО3 с просьбой о выделении финансирования. ДД.ММ.ГГГГ учреждением получено новое санитарно-эпидемиологическое заключение взамен прежнего.

Относительно отсутствия действующего заключения о соблюдении требований пожарной безопасности пояснила, что новое заключение получено 02.11.20015 года после устранения нарушений, выявленных в ходе проверки ТОНД САО г. Омска в сентябре 2015 года). При оформлении данных заключений, органы проводившие обследование помещений школы нарушений не выявили и выдали соответствующие заключения. Полагала, что правонарушение, допущенное учреждением, по ее мнению является малозначительным.

Министерство образования Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление, в котором просило рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

На основании распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, а также отсутствует действующее заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, таким образом, установлено, что учреждением образовательная деятельность осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований.

По результатам проверки уполномоченным на проведение проверки должностным лицом главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.

В части нарушения БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» п. «ж» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам задний, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества расположенных по адресу: <адрес>Г, суд приходит к следующему.

Согласно подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности.

В данном случае на момент проверки учреждением было представлено санитарно- эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, которое выдавалось БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова».

Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 № 224 Пунктом 10 Приложения № 2 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений определено, что переоформление санитарно-эпидемиологического заключения обязательно в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции.

Вместе с тем, в период с 2007 года по 2015 год у учреждения изменилось наименование с муниципального образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», на бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. При этом новое санитарно-эпидемиологическое заключение учреждение не получало. Таким образом, представленное к моменту проверки санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ не являлось соответствующим действующему законодательству.

Согласно подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На момент проверки учреждением было представлено заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, выданное учреждению (МОУ «Средняя общеобразовательная школа ) как соискателю на получение лицензии со сроком действия на шесть месяцев. Однако действующие документы, подтверждающие наличие безопасных условий для осуществления образовательной деятельности по программам образования в части соблюдения требований пожарной безопасности Бюджетным образовательным учреждением г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», при проведении проверки представлены не были.

Действительно, в соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, образовательная организация обязана обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Вместе с тем, допущенное БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» нарушение, в указанной конкретной части носит формальный характер в силу отсутствия прямого указания в действующем законодательстве, после вступления в силу Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, на необходимость оформления именно нового заключения после получения лицензии на ведение образовательной деятельности.

При этом, согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, являются грубыми.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт ведения образовательной деятельности в здании по адресу: <адрес> в отсутствие действующих санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности не отрицался представителем учреждения и так же подтверждается иными документами: приказом от ДД.ММ.ГГГГ гола «О зачислении учащихся в БОУ г.Омска «СОШ №4 им. И.И. Стрельникова» на 2015-2016 учебный год, утвержденным расписанием уроков начальных классов, расписанием уроков для 5-11 классов, штатным расписанием на 2015 год с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в действиях БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства директором ФИО2 представлены новые выданные взамен недействующих санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ и заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает устранение юридическим лицом нарушений требований лицензионного законодательства.

При этом заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ является доказательством выполнения выданного образовательному учреждению ранее предписания ТОНД ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Степень общественной опасности совершенного правонарушения является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству либо значительности ущерба административным органом не представлено. Доказательств пренебрежительного и безразличного отношения руководством юридического лица к исполнению действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что совершенное правонарушение повлекло наступление тяжелых последствий либо иной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, при оформлении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, Управлением Роспотребнадзора по Омской области и ТОНД Центрального АО г. Омска проводивших обследование здания и помещений школы каких-либо нарушений законодательства, в части несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности, выявлено не было.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, с учетом степени вины юридического лица, судья приходит к выводу о возможности квалификации правонарушения, совершенного БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» как малозначительного.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 2.9., 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья,-

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», юридический адрес: <адрес>Г от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и объявить ему устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в отношении Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вручения или получения копии постановления через Первомайский районный суд г. Омска.

постановление вступило в законную силу 29.12.2015 года