Дело № года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Первомайского районного суда г. Омска Кульков В.С.,
при секретаре Земляновой Е.Б.,
рассмотрев 10 декабря 2015 года в г. Омске в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова»,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки установлен факт грубого нарушения учреждением лицензионных требований, а именно:
- в нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности по адресу: <адрес>Г.
- в нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, у учреждения отсутствуют действующие документы, подтверждающие наличие безопасных условий для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования в части соблюдения требований пожарной безопасности. За последние 6 месяцев учреждение для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности не обращалось.
Данные нарушения согласно пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании являются грубыми, в связи с чем действия БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», директор ФИО2, действующая на основании приказа №, с фактами изложенными в протоколе об административном правонарушении согласилась. Суду пояснила, что наименование учреждения изменилось, однако ни сущность деятельности организации, ни тип, ни организационно-правовая форма, ни вид деятельности учреждения не привели к ухудшению условий обучения и содержания учащихся, а также последствиям, указанным в ч. 11 ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в настоящее время у учреждения имеется на исполнении одно предписание, выданное Управлением Роспотребнадзора по Омской области со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по которому составлен локальный сметный расчет на сумму 212 399 рублей, который передан в планово-экономический отдел Департамента образования Администрации г. Омска на рассмотрение, написаны служебные записки на имя директора департамента ФИО3 с просьбой о выделении финансирования. ДД.ММ.ГГГГ учреждением получено новое санитарно-эпидемиологическое заключение взамен прежнего.
Относительно отсутствия действующего заключения о соблюдении требований пожарной безопасности пояснила, что новое заключение получено 02.11.20015 года после устранения нарушений, выявленных в ходе проверки ТОНД САО г. Омска в сентябре 2015 года). При оформлении данных заключений, органы проводившие обследование помещений школы нарушений не выявили и выдали соответствующие заключения. Полагала, что правонарушение, допущенное учреждением, по ее мнению является малозначительным.
Министерство образования Омской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило заявление, в котором просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
На основании распоряжения Министерства образования Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, а также отсутствует действующее заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, таким образом, установлено, что учреждением образовательная деятельность осуществляется с грубыми нарушениями лицензионных требований.
По результатам проверки уполномоченным на проведение проверки должностным лицом главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № в отношении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
В части нарушения БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» п. «ж» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам задний, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества расположенных по адресу: <адрес>Г, суд приходит к следующему.
Согласно подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности.
В данном случае на момент проверки учреждением было представлено санитарно- эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое выдавалось БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова».
Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 № 224 Пунктом 10 Приложения № 2 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений определено, что переоформление санитарно-эпидемиологического заключения обязательно в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции.
Вместе с тем, в период с 2007 года по 2015 год у учреждения изменилось наименование с муниципального образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», на бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. При этом новое санитарно-эпидемиологическое заключение учреждение не получало. Таким образом, представленное к моменту проверки санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ не являлось соответствующим действующему законодательству.
Согласно подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На момент проверки учреждением было представлено заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное учреждению (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №) как соискателю на получение лицензии со сроком действия на шесть месяцев. Однако действующие документы, подтверждающие наличие безопасных условий для осуществления образовательной деятельности по программам образования в части соблюдения требований пожарной безопасности Бюджетным образовательным учреждением г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», при проведении проверки представлены не были.
Действительно, в соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, образовательная организация обязана обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Вместе с тем, допущенное БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» нарушение, в указанной конкретной части носит формальный характер в силу отсутствия прямого указания в действующем законодательстве, после вступления в силу Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, на необходимость оформления именно нового заключения после получения лицензии на ведение образовательной деятельности.
При этом, согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «ж», «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, являются грубыми.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт ведения образовательной деятельности в здании по адресу: <адрес> в отсутствие действующих санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности не отрицался представителем учреждения и так же подтверждается иными документами: приказом № от ДД.ММ.ГГГГ гола «О зачислении учащихся в БОУ г.Омска «СОШ №4 им. И.И. Стрельникова» на 2015-2016 учебный год, утвержденным расписанием уроков начальных классов, расписанием уроков для 5-11 классов, штатным расписанием на 2015 год с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в действиях БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства директором ФИО2 представлены новые выданные взамен недействующих санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает устранение юридическим лицом нарушений требований лицензионного законодательства.
При этом заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ является доказательством выполнения выданного образовательному учреждению ранее предписания ТОНД ЦАО г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Степень общественной опасности совершенного правонарушения является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству либо значительности ущерба административным органом не представлено. Доказательств пренебрежительного и безразличного отношения руководством юридического лица к исполнению действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что совершенное правонарушение повлекло наступление тяжелых последствий либо иной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, при оформлении БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова» санитарно-эпидемиологического заключения и заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, Управлением Роспотребнадзора по Омской области и ТОНД Центрального АО г. Омска проводивших обследование здания и помещений школы каких-либо нарушений законодательства, в части несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности, выявлено не было.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, с учетом степени вины юридического лица, судья приходит к выводу о возможности квалификации правонарушения, совершенного БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова» как малозначительного.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 2.9., 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья,-
П О С Т А Н О В И Л:
Освободить Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», юридический адрес: <адрес>Г от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и объявить ему устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в отношении Бюджетного образовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.И. Стрельникова», прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента его вручения или получения копии постановления через Первомайский районный суд г. Омска.
постановление вступило в законную силу 29.12.2015 года