ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-151/2022 от 09.02.2022 Куйбышевского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 5-151/2022

УИД 54RS0025-01-2021-002629-93

Поступило: 03.02.2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства

по делу об административном правонарушении

09 февраля 2022 года г. Куйбышев, Новосибирская область

Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Карнышевой Ю.С.

при секретаре Разуваевой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес><адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 18 мин. ФИО1 по адресу: <адрес>, без подачи в установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке проводил публичное мероприятие с использованием звукоусиливающего устройства – микрофона по форме и содержанию приближенное к несанкционированному митингу, скандировал следующие лозунги «Голосуйте за КПРФ», «Голосуйте за ФИО2, с целью поддержки ФИО2, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник - Джафаров К.Н. вину в совершении указанного административного правонарушения не признали.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материала дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Таким образом, исходя из смыслового толкования вышеуказанных норм, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регламентирует вопросы проведения публичных мероприятий, проводимых в целях свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирования избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором группы административного законодательства МО МВД России «Куйбышевский» ФИО3, на л.д. 1 следует, что ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, по факту проведения ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 18 мин. по адресу: <адрес>, без подачи в установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке, публичного мероприятия с использованием звукоусиливающего устройства – микрофона по форме и содержанию приближенного к несанкционированному митингу, сопровождающемуся скандированием следующих лозунгов «Голосуйте за КПРФ», «Голосуйте за ФИО2», с целью поддержки ФИО2

ФИО1 суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ какого-либо публичного мероприятия, в том числе в форме митинга, не организовывал и не проводил, является депутатом Совета депутатов Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, в избирательных компаниях в указанном статусе, равно как и в ином, в указанную дату участия не принимал, ДД.ММ.ГГГГ присутствовал на встрече ФИО2 с избирателями, митинга там не было, когда приехал, ФИО2 выступал, когда закончил речь, попросил его – ФИО1 выступить, он – ФИО1 взял микрофон и высказался, там многие высказывались, в том числе с микрофоном, то, что взял микрофон значения не придал, мог высказаться и без него, о встрече с избирателями ФИО2 ему говорил, однако данную встречу с ним не согласовывали, выступил как присутствующий, цели агитации не было, высказанная позиция его – ФИО1 личная инициатива, его личное мнение.

Защитник – Джафаров К.Н. поддержал позицию ФИО1

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях необходимо выяснить: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В подтверждение виновности ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения должностным лицом представлены следующие доказательства: сообщение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4); рапорт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3); рапорт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5); объяснения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6); объяснения ФИО2 (л.д. 7, 20-23); протоколом осмотра места помещений от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами к нему (л.д. 8-14).

С выводами должностного лица суд согласиться не может, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов на л.д. 4, ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России «Куйбышевский» было зарегистрировано сообщение ФИО4 о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 18 мин. в районе администрации г. Куйбышева несанкционированного митинга с использованием звукоусиливающего устройства, сведений о лицах, участвующих в нем, в том их количестве, не сообщалось.

Согласно рапорту УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Куйбышевский» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 5 по указанному выше сообщению ФИО4 осуществлял выезд, в ходе которого было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 18 мин. ФИО2 около гостиницы «Юбилейная» по адресу: <адрес> проводил мероприятие с использованием звукоусиливающего устройства – микрофона, по форме и содержанию приближенное к несанкционированному митингу, уведомление для проведения публичного мероприятия в установленном порядке органа местного самоуправления (администрации г. Куйбышева НСО) от политической партии ГК ПП «КПРФ» никто не подавал, при этом из указанного рапорта не следует куда осуществлялся выезд в рамках проверки (на место проведения либо иное), сведений об участии ФИО1 в данном мероприятии, равно как и сведений, позволяющих достоверно идентифицировать данное мероприятие как митинг.

Из рапорта старшего инспектора ИАЗ МО МВД России «Куйбышевский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 3 следует, что по указанному выше сообщению ФИО4 была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 11 час. 18 мин. ФИО1 около гостиницы «Юбилейная» по адресу: <адрес> проводил мероприятие с использованием звукоусиливающего устройства – микрофона, по форме и содержанию приближенное к несанкционированному митингу, уведомление для проведения публичного мероприятия в установленном порядке органа местного самоуправления (администрации г. Куйбышева НСО) от политической партии ГК ПП «КПРФ» никто не подавал, при этом из данного рапорта не следует какие взаимосвязанные между собой организационно-распорядительные функции выполнял ФИО1, достоверно позволяющие суду сделать выводы о проведении им публичного мероприятия (митинга), равно как не содержится в нем сведений, позволяющих достоверно идентифицировать данное мероприятие как митинг, не содержится в нем и сведений относительно принадлежности ФИО1 к ГК ПП «КПРФ».

Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 8 ДД.ММ.ГГГГ в служебном кабинете администрации г. Куйбышева был произведен осмотр сотового телефона, в папке галерея данного телефона обнаружено три видеозаписи от ДД.ММ.ГГГГ, участвующая в осмотре ФИО4 пояснила, что на данных выступлениях зафиксированы выступления ФИО2 и ФИО1

Из объяснений ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 6 работает в администрации г. Куйбышева управляющей делами, ДД.ММ.ГГГГ увидела, что около гостиницы «Юбилейная» по адресу: <адрес><адрес> проводится массовое мероприятие с использованием звукоусиливающего устройства – микрофона, в мероприятии участвовало 20-25 человек (жителей), велась раздача агитационного материала, выступал ФИО2, ФИО1, в силу должностных обязанностей знала, что уведомления о проведении мероприятия не поступало, а поэтому по данному факту сообщила в полицию, кроме того, ей проводилась видеосъемка, однако из просмотренной видеосъемки не следует, что в мероприятии участвует указанное количество лиц, равно как раздача агитационного материала, кроме того, из данных объяснений не следует каких-либо конкретизирующих фактов, достоверно указывающих на выполнение ФИО1 взаимосвязанных между собой организационно-распорядительных функций по проведению публичного мероприятия (митинга).

Согласно просмотренной в судебном заседании видеозаписи, состоящей из трех последовательно невзаимосвязанных видеозаписей, на одной зафиксирован факт выступления ФИО1 с микрофоном, на двух других – факт выступления ФИО2 с микрофоном, на видеозаписи, фиксирующей факт выступления ФИО1, последний говорит о своей политической позиции в пользу ПП «КПРФ», ролик непродолжительный, рядом присутствует ФИО2, тремя видеозаписями факт согласованных действий ФИО1 с ФИО2 не зафиксирован, факт раздачи агитационного материала не зафиксирован, в момент выступления ФИО2 факт нахождения поблизости ФИО1 не зафиксирован.

Из объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 7, 20-23 следует, что ДД.ММ.ГГГГ был проездом в г. Куйбышеве НСО, проезжая мимо центральной части города остановился около гостиницы «Юбилейная» по адресу: <адрес>, чтобы как кандидат от ГК ПП «КПРФ» рассказать о своей предвыборной компании, о встрече никого не оповещал, не агитировал, специально кого-либо на нее не приглашал, когда стал говорить о своей предвыборной программе, люди, проходящие мимо стали останавливаться, слушать, впоследствии некоторые уходили, некоторые подходили, орган местного самоуправления о данной встрече не уведомлял, поскольку действующее законодательство этого не требует, поскольку встреча проходит на улице, имеется достаточный уровень шума, использовал микрофон, относительно участия ФИО1, его роли каких-либо сведений не содержится.

Согласно информациям от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 17, 19 уведомлений о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ от представителей политической партии ГК ПП «КПРФ» не поступало, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 являлся депутатом Совета депутатов Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, ФИО2 – кандидат в депутаты от ГК ПП «КПРФ», иного в указанной информации не содержится.

Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд не усматривает в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку, исходя из представленных должностным лицом доказательств расценить выступление ФИО1 как проведение публичного мероприятия в форме митинга не представляется возможным, равно как и то, что ДД.ММ.ГГГГ проводился митинг (ни один из представленных документов не подтверждает массовое присутствие граждан, массовость выступлений, последовательность и схожесть выступлений по содержанию, в целях формирования единой позиции присутствующих), не следует и из представленных материалов, что действия ФИО2 и ФИО1 были объединены общностью целей, по характеру и содержанию носили согласованный характер, направлены на формирование единой позиции, согласно пояснениям ФИО1 (при отсутствии иного), последний выразил личное мнение, на указанную дату в избирательных компаниях в качестве действующего депутата Совета депутатов Куйбышевского муниципального района Новосибирской области, в том числе в ином качестве, участия не принимал (представленными материалами не подтверждается принадлежность к ГК ПП «КПРФ», избирательной компании ФИО2), каких-либо документов, достоверно указывающих на организационно-распорядительные действия ФИО1 по обстоятельствам, имевшим место ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

Из представленных материалов следует, что протокол в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ составлен инспектором ИАЗ МО МВД России «Куйбышевский» ФИО3 (л.д. 1), рапорт от ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ИАЗ МО МВД России «Куйбышевский» ФИО6 (л.д. 3), рапорт от ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУП И ПДН МО МВД России «Куйбышевский» ФИО5 (л.д.5), объяснения у ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, объяснения у ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отобраны УУП ОУУП И ПДН МО МВД России «Куйбышевский» ФИО5 (л.д. 6-7), протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ составлен старшим дознавателем МО МВД России «Куйбышевский» ФИО7 (л.д. 8-14), объяснения у ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), объяснения у ФИО2ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23), определение о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24) вынесено старшим инспектором ИАЗ МО МВД России «Куйбышевский» ФИО6, при этом согласно резолюции начальника МО МВД России «Куйбышевский» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ материал в отношении ФИО1 был передан старшему инспектору ИАЗ МО МВД России «Куйбышевский» ФИО6, иное отсутствует.

Согласно ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

В силу ч. 3.1. ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Однако из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 24, равно как представленных документов, не следует, что ФИО1 был ознакомлен с указанным определением, что ему были разъяснены права и обязанности.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает, что следует прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ч. 2 ст. 20.2, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Копию постановления направить ФИО1, в МО МВД России «Куйбышевский».

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ю.С. Карнышева