ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1520/19 от 15.11.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0001-01-2019-00604-65

Дело № 5-1520/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 ноября 2019 г. г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда Калининграда Дорошенко О.Л.,

при секретаре Бабуновой Э.Р.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Калининградский институт управления» (АНООВО «КИУ»), расположенного по адресу – Калининград, ул. Литовский вал, д.38, ранее не привлекавшейся к административной ответственности по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

АНООВО «КИУ» имеет лицензию № 1748 от 10.11.2015 г., выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и осуществляет образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии по адресам : Калининград, Литовский вал, 38 Литер 1, Калининград, ул. Спортивная, дом 6 литер Б, Калининград, ул. Баженова, дом 4.

В период с 03 по 06 сентября 2019 г. на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.08.2019 № 1225 была проведена плановая выездная проверка в отношении Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Калининградский институт управления» (далее - лицензиат), расположенного по адресу: 236016, <...>, Литер А1, задачей которой в том числе являлось осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

В ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно:

- подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), - у лицензиата отсутствует на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности, расположенные по адресу: 236000, <...>, литер «Б» ;

-подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствует обязательное материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика; 38.03.03 Менеджмент; 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, включающее в себя: оборудованное помещение для самостоятельной работы (отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы. Подтверждается осмотром здания лицензиата, отраженным в экспертном заключении) ;

- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствует обязательное материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности: 09.02.04. Информационные системы (по отраслям); 38.03.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.07 Банковское дело; 40.02.01 Право и организациями социального обеспечения, включающее в себя: читальный зал с выходом в сеть «Интернет», оборудованное помещение для самостоятельной работы (отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы и читальный зал;

- подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление», утвержденная ректором организации 17.05.2018, разработана в нарушение части 5 статьи 12 Закона об образовании не в полном объеме, в ее составе отсутствуют рабочие программы дисциплин Б.1.4 Управление персоналом в органах государственной власти и МСУ, Б.В.3.2 Исследование систем управления, изучение которых предусмотрено учебным планом, утвержденным 17.05.2018 (подтверждается учебным планом по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление», справкой 06.09.2019 № 1)

-подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, право на реализацию которых установлено лицензией ;

-подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствуют в штате или привлечение им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.07 Банковское дело; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, и соответствующие требованиям части 1 статьи 4 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, (отсутствуют мастера производственного обучения);

- подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствуют безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных по адресу: 236000, <...>, литер «Б» (подтверждается запросом по системе межведомственного взаимодействия № RPN 113942);

-подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, - у лицензиата отсутствуют научные работники, соответствующие статье 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Частью 3 статью статьи 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:

формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;

развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Однако указанные обязанности не включены ни в трудовой договор, ни в должностную инструкцию.

10 сентября 2019 года в отношении АНООВО «КИУ» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

07 октября 2019 года материалы дела поступили в Ленинградский районный суд Калининграда для рассмотрения.

В судебном заседании защитник АНООВО «КИУ» по доверенности ФИО1 вину в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) не признала, просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование такой позиции указала, что АНООВО «КИУ» не было надлежащим образом уведомлено о дне и времени составления протокола, что указывает на нарушение права на защиту и влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу. Кроме того, протокол не соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку не содержит описания места совершения и события вменяемого АНООВО «КИУ» административного правонарушения. Кроме того, должностным лицом, составившим протокол, в нарушение ст. 1.5 КоАП РФ не приведены доказательства фактического осуществления деятельности (как то: ведение образовательной деятельности по ул. Спортивной, д.6 лит. «Б», реализация программ дополнительного образования детей и взрослых и пр.) и не приведены последствияя или возможность их наступления, наличие которых позволяет квалифицировать правонарушение как грубое нарушение лицензионных требований, поскольку сам по себе факт несоответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям, при неосуществлении лицензируемого вида деятельности не образует состав административного правонарушении ни по ч. 2 ни по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

АНООВО «КИУ» вменяется нарушение пп. «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выраженное в отсутствии отдельного помещения для самостоятельной работы, необходимое для реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика, 38.03.04 государственное и муниципальное управление

- отсутствии отдельного помещения для самостоятельной работы и читального зала, необходимое для реализации основной профессиональной образовательной программы среднего образования по направлениям подготовки: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.07 Банковское дело, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Однако, как указала защитник, федеральные государственные образовательные стандарты перечисленных направлений образовательных программ высшего образования не содержат требований к оборудованию ОТДЕЛЬНЫХ помещений для самостоятельных занятий, а федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям 09.02.04 Информационные системы. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения содержат Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений. Помещений для самостоятельной работы в этом перечне нет, нет и требований к ОТДЕЛЬНОМУ читальному залу с выходом в Интернет. ФГОС СПО не содержат требования о наличии помещений для самостоятельной работы.

В свою очередь, ФГОС СПО по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): 38.02.07 Банковское дело не содержат требований о наличии читального зала с выходом в сеть Интернет.

Указывая, что положениями п. 6.1. ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения ППССЗ (программа подготовки специалистов среднего звена), а также п. 6.1 ФГОС по специальностям 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) не предусмотрено производственного обучения, вследствие чего у лицензиата отсутствует обязанность включать в штат мастеров производственного обучения, настаивала на отсутствии у лицензиата нарушений подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, связанного с отсутствием в штате АНООВО «КИУ» мастеров производственного обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

В то же время защитник указывала и на то, что прокол не содержит описания события админстративного правонарушения в части нарушения требований о наличии у лицензиата безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных по адресу: <...>. Литер Б, в протоколе не указано какое именно нарушение допущено лицензиатом, в чем именно выражено несоответствие. Доказательств тому не представлено, а сам по себе запрос Рособрнадзора по системе межведомственного взаимодействия № RPN 113942, на что имеется ссылка в протоколе, не может рассматриваться как доказательство по делу об АП.

Полагала также, что основания для выводов ор нарушении ОНООВО «КИУ» положений ч. 5 ст. 12 ФЗ Об образовании, выраженное в противоречии дополнительной программы профессиональной переподготовки по направлению ГМУ (утв. 18.05.2018) учебному плану (также утв. 18.05.2018), отсутствуют, поскольку наличие противоречиий между разработанной программой и учебным планом не может быть квалифицировано по ч3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В то же время отсутствует и нарушение подпункта «к» пункта б Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившееся в отсутствии у научных работников лицензиата обязанностей по формированию у обучающихся профессиональных качеств по избранным профессиям, специальностям или направлениям подготовки, а также обязанностей развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, поскольку Трудовой договор № 3 от 03.09.2018 г. и Трудовой договор № 2 от 01.02.2018 г.такие обязанности содержат.

Выслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В части 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 данного Положения.

Из материалов дела усматривается, что АНООВО «КИУ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 1748 от 10.11.2015 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В ходе проверки, проведенной Управлением надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность в период с 03 по 06 сентября 2019 г. на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26.08.2019 № выявлено, что у лицензиата отсутствует на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности, расположенные по адресу: 236000, <...>, литер «Б», что подтверждается договором аренды от 08.02.2010 № 1279, срок действия которого истек 17 сентября 2018 г.

Вместе с тем, подпунктом "а" пункта 6 Положения установлено лицензионное требование к наличию у лицензиата на праве собственности либо ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Таким образом, АНООВО «КИУ» допущено грубое нарушение лицензионных требований.

Доводы защитника о том, что по адресу <...> АНООВО «КИУ» не осуществляет образовательной деятельности, а потому отсутствуют основания для выводов о нарушении требований подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 суд отклоняет.

Так, переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае прекращения реализации образовательных программ, прекращение осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (часть 14 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В нарушение требований ст.91 Закона Российской Федерации "Об образовании", части 14 статьи 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиатом не произведено переоформление лицензии, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности по адресу филиала - Калининград. ул. Спортивная, д.6 литер Б в лицензирующий орган на дату составления акта проверки не направлено.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки №298/Л/З/К от 06.09.2019г., предписанием№ 07-55-158/37-Л от 06.06.2019 г., экспертным заключением от 06 сентября 2019 года.

В этой связи следует прийти к выводу о том, что АНООВО «КИУ» допущено грубое нарушение условий, предусмотренных п. "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Согласно Приказу Минобрнауки России N 1327 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)" 7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарскою типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (П. 7.3.1 ФГОС).

Аналогичные требования к помещениям для самостоятельной работы установлены приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)", Приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 N 1567 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата).

В силу пп. "б" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. N 966 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

Отсутствие у АНООВО «КИУ» материально-технической базы - оборудованных в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами помещений для самостоятельной работы, установлено в ходе проведенной Рособрнадзором проверки и подтверждается актом №298/Л/З/К.

Утверждение защитника о том, что ФГОС перечисленных программ высшего образования не содержат требований к оборудованию отдельных помещений для самостоятельной работы основано на неверном токовании вышеприведённых норм.

В то же время, вопреки позиции защитника, Приказом Минобрнауки России от 05.02.2018 N 67 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело" установлены требования к помещениям для самостоятельной работы обучающихся, которые должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии) ( п.4.3.2).

Аналогичные условия к материально-техническому обеспечению установлены для реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности: 09.02.04. Информационные системы (по отраслям); 38.03.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 40.02.01 Право и организациями социального обеспечения

Отсутствие обязательного материально-технического обеспечения, необходимого для перечисленных программ СПО является грубым нарушением лицензионных требований и подтверждается протоколом по делу об АП, экспертным заключением от 06.09.2019 г. и указывает на нарушение требований подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

АНООВО «КИУ» вменяется нарушение требований подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, которое состоит в том, что :

1. дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление», утвержденная ректором организации 17.05.2018, разработана в нарушение части 5 статьи 12 Закона об образовании не в полном объеме, в ее составе отсутствуют рабочие программы дисциплин Б.1.4 Управление персоналом в органах государственной власти и МСУ, Б.В.3.2 Исследование систем управления, изучение которых предусмотрено учебным планом, утвержденным 17.05.2018

2. у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, право на реализацию которых установлено лицензией.

Между тем, несоответствие дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление», утвержденной ректором организации 17.05.2018 учебному плану, утвержденному 17.05.2018 г., которым предусмотрены, но не разработаны рабочие программы дисциплин Б.1.4 Управление персоналом в органах государственной власти и МСУ, Б.В.3.2 Исследование систем управления, изучение которых предусмотрено учебным планом, утвержденным 17.05.2018 само по себе не свидетельствует об отсутствии самой образовательной программы, а потому не указывает на нарушение положений п. "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности и подлежит исключению из объема вмененного АНООВО «КИУ» административного правонарушения.

В свою очередь отсутствие у АНООВО «КИУ» разработанных и утвержденных образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых, право на реализацию которых установлено лицензией, является нарушением требований подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Доводы защитника о том, что такие образовательные программы не реализуются лицензиатом, суд отклоняет, поскольку обязанность по переоформлению лицензии о прекращении лицензируемого вида деятельности АНООВО «КИУ» не исполнена, а потому обязанность разрабатывать и утверждать образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, право на реализацию которых установлено лицензией, у АНООВО «КИУ» сохраняется.

Судом также установлено нарушение АНООВО «КИУ» положений п. «д» п. "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Так, в силу п. 7.1 Приказа Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения" при формировании ППССЗ образовательная организация среди прочего обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, поэтому отсутствие в штате либо привлеченных на ином законном основании педагогических работников (мастеров производственного обучения), имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.07 Банковское дело; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, и соответствующие требованиям части 1 статьи 4 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, указывает на допущенное нарушение требований п. «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Отсутствие в штате АНООВО «КИУ» мастеров производственного обучения подтверждается проколом по делу об АП от 10.09.2019 г. и не оспаривалось защитником юридического лица в ходе рассмотрения дела.

Судом также установлено, подтверждается письменными материалами дела, что в нарушение требований подпункта "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 -, лицензиатом не представлены документы, подтверждающие обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся в званиях, строениях, сооружениях, расположенных по адресу – Калининград, ул. Спортивная, д.6 литер Б, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Указанные обстоятельства, вопреки возражениям защитника, свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) юридического лица АНООВО «КИУ» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 50 ФЗ " Об образовании в РФ" в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.

Научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны: 1) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; 2) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (ч.3 ст. 50 Закона Об образовании в РФ" ).

АНООВО «КИУ» вменяется нарушение подпункта "к" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - у лицензиата отсутствует в штатном расписании должность научного работника, в должностные обязанности которого входит формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Между тем, в трудовой договор № 03 от 03 сентября 2018 года, заключённый с работником по должности старшего научного сотрудника такие обязанности включены и содержатся в п. 2.2. трудового договора.

В этой связи из объема вмененного АНООВО «КИУ» административного правонарушения подлежит исключению указание на нарушение подпункта "к" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Таким образом, совокупностью исследованных по делу доказательств подтверждается нарушение АНООВО «КИУ» положений п.п. «а», «б», «г», «д», «з» ст. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", что является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Исключение двух эпизодов из объёма вмененных АНООВО «КИУ» нарушений лицензионных требований не влияет на квалификацию допущенного праовнарушения.

Таким образом, АНООВО «КИУ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка защитника на то, что не наступило вредных последствий от допущенных нарушений, правового значения для квалификации действий юридического лица не имеет, поскольку установлен факт осуществления лицензиатом образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий. На момент проведения проверки указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения п.п. «а»,, «б», «г», «д», «з» ст. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" имели место быть, а наступление каких-либо последствий не охватывается объективной стороной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Доводы защитника о ненадлежащем извещении АНООВО «КИУ» о дате и времени составления протокола по делу об АП опровергаются письменными материалами дела, из которых видно, что извещение о необходимости прибыть 10.09.2019 г. к 15-00 часам по адресу Рообрнадзора в г. Москве вручено законному представителю АНООВО «КИУ» ФИО2

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АНООВО «КИУ» имелась возможность для соблюдения законодательства в области порядка управления, за нарушение которого ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении наказания суд принимает во внимание, что законодательство об административных правонарушениях не исключает возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в отношении деяний, административная ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Однако анализ характера и обстоятельств совершенного АНООВО «КИУ» правонарушения, а также системное толкование положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", позволяют сделать вывод о том, что в данном конкретном случае виновные действия юридического лица признаков малозначительности не содержат, поскольку в них содержится существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку свидетельствуют об игнорировании заявителем требований закона, в связи с повышенной степенью общественной опасности оснований для освобождения АООВО «КИУ» от административной ответственности не имеется.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает привлечение АНООВО «КИУ» к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не усматривается.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае не имеется совокупности условий, предусмотренных ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ.

АНООВО «КИУ» не отнесено к числу субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. ст. 4.1.-4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, учитывая данные о характере совершенного административного правонарушения, финансовое положение АНООВО «КИУ», и то обстоятельство, что лицо, привлекаемое к ответственности является автономной некоммерческой организацией, а также то, что данных о том, что ранее АНООВО «КИУ» привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат, суд полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что составит 75000 рублей.

Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Калининградский институт управления» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Штраф подлежит внесению или перечислению по следующим реквизитам:

ИНН <***>

КПП 770201001

ОГРН 1047796344111л/сч 04951000770 в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства

р/сч № <***> в ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва

БИК 044501002ОКПО 00083397

ОКОГУ 13242

ОКТМО 45379000

КБК 0771 16 07000 01 6000 140

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки влечет административную ответственность.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд Калининграда в течение 10-ти дней со дня его получения.

Судья: