ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-152/18 от 18.04.2018 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №5-152/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 апреля 2018 года г. Димитровград

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Берхеева А.В.,

с участием представителя МБОУ «Средняя школа №2 города Димитровграда» ФИО1,

при секретаре Кузьминой О.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области», расположенного по адресу: <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

На основании распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области №66-р от 28.01.2018 в МБОУ «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области» проведена плановая проверка, в ходе которой было установлено, что к педагогической деятельности в указанном учебном заведении привлечена С* (учитель русского языка и литературы), в личном деле которой имеется копия диплома об окончании Кыргызского государственного университета от 07.07.1996, но отсутствует свидетельство о признании (нострификации) иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которое является стандартизированной формой легализации на территории РФ образования, полученного за рубежом, и дает право осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Отсутствие свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации на территории РФ, которое подтверждает получение С* среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и дает право осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, что не соответствует требованиям ст.46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» и является незаконным основанием привлечения работника к педагогической деятельности. Следовательно, МБОУ «СШ №2 города Димитровграда» нарушает лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленные п.п. «д» п.6 Положения.

В соответствии с п.п. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности», нарушение лицензионных требований, предусмотренных п.п. «д» п.6 Положения, относится к грубому нарушению лицензионных требований.

С учетом выявленного нарушения, исполняющей обязанности начальника отдела контроля качества образования по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области М* 28.02.2017 составлен протокол об административном правонарушении №* в отношении МБОУ «СШ №2 города Димитровграда Ульяновской области» по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Дата составления протокола указана, как 28.02.2017, однако из анализа протокола и приложенных к нему материалов, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом, составившим протокол, допущена описка, следовало правильно указать 28.02.2018.

Административный протокол с материалами был передан на рассмотрение в Димитровградский городской суд Ульяновской области.

В судебное заседание лицо, составившее административный протокол, не явилось, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, дополнительно указав, что признание в РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется на основании ст.107 Федерального закона от (ДАТА) №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с частями 2,3 ст.107 №273-ФЗ, иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, признаются на территории РФ без прохождения государственной процедуры признания. Однако, полученный С* (Р*) диплом не подпадает под действие международных соглашений, участником которого является Кыргызская Республика:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 27.03.1995 (вступило в силу 27.03.1995);

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 24.11.1998 "О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях" (вступило в силу 01.10.1999).

Диплом С* был выдан в период между двумя вступившими в силу соглашениями – 07.07.1996.

Представитель МБОУ СШ №2 г.Димитровграда, ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что не согласна с составленным в отношении образовательного учреждения административным протоколом. Пояснила, что действительно С* была принята на работу в качестве учителя русского языка и литературы 28.08.2011 года. На тот момент ст. 107 п.2,3 Федерального закона «Об образовании» не действовала, поскольку данный закон не вступил в законную силу. Кроме того, действовало Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики «О сотрудничестве в области высшего образования» от 10.07.1992 согласно которому документы об образовании, признаются эквивалентными. В настоящее время С* получила необходимый документ, подтверждающий соответствие ее образования на территории РФ.

Выслушав представителя МДОУ «СШ №2 города Димитровграда Ульяновской области», исследовав материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности,

осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.

Судом установлено, что в ходе проведения Министерством образования и науки Ульяновской области плановой проверки в период с 02.02.2018 по 02.03.2018 МБОУ «СШ №2 города Димитровграда Ульяновской области» было установлено, что к педагогической деятельности в указанном учебном заведении привлечена С* (учитель русского языка и литературы), в личном деле которой имеется копия диплома об окончании Кыргызского государственного университета от 07.07.1996, но отсутствует свидетельство о признании (нострификации) иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которое является стандартизированной формой легализации на территории РФ образования, полученного за рубежом, и дает право осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

Согласно ст.107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.

Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации

В Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.107 Закона).

В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.

Ранее аналогичные положения содержались в ст.27.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании"

Судом установлено, что в Российской Федерации действовали (действуют) следующие международные соглашения, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Кыргызстан в сфере образования:

Соглашение о сотрудничестве в области образования между Министерством народного образования Республики Кыргызстан, Министерством образования Российской Федерации и Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации" (Заключено в г. Москве 10.06.1992)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования" действовало в период с 27.03.1995 по 04.01.2015

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 24.11.1998 действующее в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан с 01.10.1999 по настоящее время.

В соответствии со ст.20 Соглашения от 27.03.1995 стороны признают эквивалентными выданные ранее документы об образовании и ученых степенях, квалификационные аттестаты, дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в области образования, разрабатывают положения по взаимному признанию новых документов об образовании и ученых степенях.

Таким образом, по указанному соглашению признаются эквивалентными выданные ранее документы об образовании, т.е. до 27.03.1995.

В соответствии со ст. 3 Соглашения от 10.06.1992 договаривающиеся Стороны гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца об образовании, переподготовке кадров, о присуждении ученых званий, выданных в обоих государствах к моменту заключения настоящего Соглашения.

Согласно ст. 4 указанного соглашения договаривающиеся Стороны устанавливают эквивалентность документов об образовании и квалификации, выданных после подписания Соглашения образовательными учреждениями, согласно законодательству государств каждой из Договаривающихся Сторон в целях определения равных прав их владельцев при поступлении на работу или продолжении образования.

Конкретные соотношения между документами об образовании и об ученых званиях устанавливаются отдельным протоколом в течение шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Таким образом, по указанному соглашению признаются эквивалентными выданные до 10.06.1992 документы об образовании. Эквивалентность документов об образовании, выданных после подписания соглашения должна устанавливаться в соответствии с конкретными соотношениями между документами об образовании, которые должны были быть установлены отдельным протоколом утвержденным в течении шести месяцев со дня подписания соглашения.

Однако договаривающиеся стороны не разработали и не подписали соответствующий протокол. Таким образом, установлено, что Соглашение в части признания эквивалентными документов об образовании после 10.06.1992 фактически не действует.

Соглашения от 24.11.1998 между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях не распространяет свое действие на ранее выданные документы об образовании.

Таким образом, установлено, что в период, когда С* был выдан об образовании (1996 год) между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан не имелось международного договора, соглашения, устанавливающих эквивалентность выданных на территории указанных государств документов об образовании. С учетом чего, МДОУ СШ №2 г.Димитровграда при приеме С* в качестве преподавателя должны были наряду с дипломом об образовании потребовать свидетельство о признании (нострификации) иностранного образования.

Судом установлено, что С* 12.02.2018 подала заявление в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки для признания ее диплома на территории РФ документом об образовании.

Распоряжением Рособрнадзора от 05.03.2018 №349-06 было удостоверено, что С* является обладателем образования и (или) квалификации которое признается в РФ соответствующим высшему образованию – специалист по направлению подготовки образование и педагогические науки (специальности) русский язык и литература с присвоением квалификации: учитель русского языка и литературы.

Таким образом, судом установлено, что МДОУ СШ №2 г.Димитровграда допустило нарушение изложенные в административном протоколе от 28.02.2018 и в действиях МДОУ СШ №2 г.Димитровграда имеется состав вмененного административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В то же время суд учитывая обстоятельства дела, полагает, что имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При рассмотрении дела установлено, что охраняемым общественным интересам не причинен вред. Отсутствие свидетельства в период с 2011 год по 2018 год не свидетельствовало о том, что к преподаванию в школе был привлечен не квалифицированный специалист. Указанное опровергается и тем, что Рособрнадзор подтвердил квалификацию С* в качестве учителя русского языка и литературы.

С учетом указанного суд приходит к выводу о возможности освободить МБОУ СШ №2 г.Димитровграда от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Производство по делу в связи с чем подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст.3.1, 4.1-4.3, 23.1, 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области» на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья А.В. Берхеева