ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-152/19 от 28.05.2019 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-152/2019; УИД: 42RS0010-01-2019-001226-30

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Киселевск 28 мая 2019 года

Судья Киселевского городского суда Кемеровской области Писаренко М.В.,

(652700, Кемеровская область, город Киселевск, ул. Гормашевская, 1а)

с участием защитников юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт», в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – Куркина Д.Л., Паскаль Ж.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица:

Общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Углесбыт», ИНН , КПП , ОГРН , расчетный счёт , банковские реквизиты: Филиал «Новосибирский» АО «Альфа-Банк» г. Новосибирск К/С , БИК , юридический и фактический адрес юридического лица: 652710, Кемеровская область, город Киселёвск ул. Юргинская,1, законный представитель юридического лица – Смирнов Сергей Анатольевич (генеральный директор, на основании устава Общества от ДД.ММ.ГГГГ),

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

При проведении мероприятий по контролю (надзору) на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» II класса опасности зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов - свидетельство о регистрации дата выдачи 01 марта 2019 г., с регистрационным номером от 22 января 2008г., по распоряжению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 апреля 2019 г. «О проведении плановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Углесбыт» на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) 22 мая 2019 г. в 16 часов 30 минут, в частности, при проведении выездной проверки в отношении ООО «Инвест-Углесбыт» установлено, что не соблюдается положение Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, с явными признаками, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно:

на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» ООО «Инвест-Углесбыт» нарушается проектная документация - «Дополнение №1 к техническому проекту разработки Киселевского каменноугольного месторождения по отработке запасов участков «Основное поле шахты «Тайбинская», «Акташский» и «Акташский 2» ООО «Инвест- Углесбыт», выполненная проектной организацией ООО «ПГПИ» в 2018 г., в части отработки запасов лицензионных участков недр «Основное поле шахты Тайбинская и Акташский», «Акташский 2» Киселевского каменноугольного месторождения, установлено следующее:

- в южном торце горного участка в профильных линиях на горизонтах м. (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров осуществляется эксплуатация транспортной бермы с шириной от 12 до 28 метров, породний вал вдоль выработанного пространства находится в призме возможного обрушения.

«Проектом...» системы разработки - основными параметрами транспортных берм в карьере при эксплуатации технологического автотранспорта грузоподъемностью 45-130 тонн предусмотрено следующее: транспортная берма 35 метров (ширина проезжей части не менее 21,5 метра; две обочины 3,0 м и 1,6 м; водоотводная канава 2,0м; породний вал шириной 4,9м и высотой 1,6м; призма возможного обрушения 1,0м).

Представлена маркшейдерская съемка от 22 мая 2019 г.

- в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах (ПК 10? ПК 16) на протяжении 300 метров в опасной зоне № <данные изъяты> (высокий уступ) осуществляется эксплуатация транспортной бермы с шириной 35 метров, породний вал вдоль выработанного пространства находится в призме возможного обрушения.

«Проектом...» системы разработки - основными параметрами транспортных берм в карьере под высоким уступом при эксплуатации технологического автотранспорта грузоподъемностью 45-130 тонн предусмотрено следующее: транспортная берма 41 метр (ширина проезжей части не менее 21,5 метра; две обочины 3,0 м и 1,6м; породний вал с шириной 2,7м отложенный от нижней бровки уступа; закюветная полка 6,0м; водоотводная канава 2,0м; породний вал шириной 4,9м и высотой 1,6м; призма возможного обрушения 1,0м).

Представлена маркшейдерская съемка от 21 мая 2019 г.

Тем самым, установлено отклонение от режима технологического процесса «Проекта...» - перевозка горной массы в стесненных условиях, что может привести к столкновению горно-транспортного оборудования задействованного в технологическом процессе. Данные факты являются нарушением норм законодательства.

При ведении горных работ с нарушением параметров, которые были предусмотрены «Проектом...» на отработку месторождения, у предприятия нет возможности обеспечить безопасные условия ведения горных работ, обеспечить соблюдение технологии отработки месторождения, обеспечить необходимую ширину транспортных берм для размещения горнотранспортного оборудования.

Таким образом, в случае дальнейшей эксплуатации данных участков на опасном производственном объекте «Разрез угольный» II класса опасности:

- транспортная берма в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров,

- транспортная берма в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, без приведения в соответствие с требованиями «Проекта...», возникает непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью работников опасного производственного объекта при возникновении аварии и возможном столкновении горно-транспортного оборудования в стесненных условиях. Тем самым, в действиях юридического лица - ООО «Инвест-Углесбыт» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов).

В связи с выявленными вышеприведенными нарушениями требований промышленной безопасности со стороны юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт» государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора Вяткиным А.А. в отношении юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт» составлен протокол об административном правонарушении от 22 мая 2019 года (л.д.16-19).

Протоколом от 22 мая 2019 года о временном запрете деятельности, с 16 часов 30 минут 22 мая 2019 года к ООО «Инвест-Углесбыт» применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – временный запрет деятельности на эксплуатацию (проведение работ) – - транспортная берма в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров,

- транспортная берма в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, расположенные на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» II класса опасности по адресу: 652710, Россия, Кемеровская область, г. Киселевск, до приведения в соответствие с требованиями обязательных норм (проектных решений) и правил по соблюдению законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, принадлежащий (находящимся в эксплуатации) ООО «Инвест-Углесбыт» (л.д. 20-23)

Из объяснений защитников юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт» Паскаль Ж.Г., Куркина Д.Л. в судебном заседании 27 мая 2019 года при рассмотрении дела об административном правонарушении следует, что допущенные юридическим лицом ООО «Инвест-Углесбыт» и обнаруженные в результате проведенной проверки нарушения требований промышленной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении, действительно имели место. Однако к моменту рассмотрения дела об административном правонарушения допущенные нарушения требований промышленной безопасности в полном объеме устранены, произведено расширение транспортной бермы до проектных размеров – 35 метров и 41 метр соответственно. Таким образом, угроза жизни и здоровью людей – работников предприятия устранена, просят ограничится наказанием за допущенное нарушение в виде фактического срока запрета деятельности.

В подтверждение изложенных доводов защитником юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт» - Паскаль Ж.Г. представлены следующие документы: акт об устранении нарушений от 27 мая 2019 года, список мероприятий по приведению параметров транспортных берм в соответствие с проектной документацией, маркшейдерская съемка от 26 мая 2019 года, схема технологических дорог ООО «Инвест-Углесбыт» от 26 мая 2019 года.

В судебном заседании 28 мая 2019 года представлены копии документов, свидетельствующие о полном устранении выявленных нарушений, заверенные надлежащим образом, а также проверенные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и временно запрете деятельности – госинспектором Беловского ТОГН Вяткиным А.А..

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Вяткин А.А. не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сообщив об отсутствии возможности участия в судебном заседании, а также указав о том, что им лично проведена проверка устранения допущенных юридическим лицом ООО «Инвест-Углесбыт» нарушений требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, о которых указано в протоколе об административном правонарушении, названные нарушения устранены лицом, в отношении которого ведётся производство по делу в полном объёме, о чём был составлен акт.

Выслушав защитников юридического лица ООО «Инвест-Углесбыт» Паскаль Ж.Г., Куркина Д.Л., свидетеля К.А.Г. исследовав письменные материалы дела, суд считает, что указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, свидетельствуют о нарушении юридическим лицом - ООО «Инвест-Углесбыт» законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, то есть в его действиях содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд исходит из следующего:

в соответствии с частями 1 и 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В судебном заседании установлено и не оспаривается защитниками юридического лица, что при проведении мероприятия по контролю (надзору) Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 22 мая 2019 года на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно установлено следующее:

- в южном торце горного участка в профильных линиях 30+32 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров осуществляется эксплуатация транспортной бермы с шириной от 12 до 28 метров, породний вал вдоль выработанного пространства находится в призме возможного обрушения, в то время, как «Проектом...» системы разработки - основными параметрами транспортных берм в карьере при эксплуатации технологического автотранспорта грузоподъемностью 45-130 тонн предусмотрено, что транспортная берма 35 метров (ширина проезжей части не менее 21,5 метра; две обочины 3,0 м и 1,6 м; водоотводная канава 2,0м; породний вал шириной 4,9м и высотой 1,6м; призма возможного обрушения 1,0м).

- в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров в опасной зоне № <данные изъяты> (высокий уступ) осуществляется эксплуатация транспортной бермы с шириной 35 метров, породний вал вдоль выработанного пространства находится в призме возможного обрушения, тогда как «Проектом...» системы разработки - основными параметрами транспортных берм в карьере под высоким уступом при эксплуатации технологического автотранспорта грузоподъемностью 45-130 тонн предусмотрено, что транспортная берма 41 метр (ширина проезжей части не менее 21,5 метра; две обочины 3,0 м и 1,6м; породний вал с шириной 2,7м отложенный от нижней бровки уступа; закюветная полка 6,0м; водоотводная канава 2,0м; породний вал шириной 4,9м и высотой 1,6м; призма возможного обрушения 1,0м).

Таким образом, на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» ООО «Инвест-Углесбыт» нарушается проектная документация - «Дополнение №1 к техническому проекту разработки Киселевского каменноугольного месторождения по отработке запасов участков «Основное поле шахты «Тайбинская», «Акташский» и «Акташский 2» ООО «Инвест- Углесбыт», выполненная проектной организацией ООО «ПГПИ» в 2018 г., в части отработки запасов лицензионных участков недр «Основное поле шахты Тайбинская и Акташский», «Акташский 2» Киселевского каменноугольного месторождения.

Тем самым, установлено отклонение от режима технологического процесса «Проекта...» - перевозка горной массы в стесненных условиях, что может привести к столкновению горно-транспортного оборудования задействованного в технологическом процессе.

Выявленные нарушения противоречат требованиям статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Пунктам 36, 410, 414 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом».

Так, абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктами 36, 410, 414 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", утверждённых Приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2017 № 488:

запрещается ведение горных работ без утвержденного проекта производства работ, а также с отступлением от требований проекта;

ширина проезжей части внутрикарьерных дорог, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане устанавливаются проектом, исходя из размеров и технических характеристик автомобилей и автопоездов;

проезжая часть автомобильной дороги внутри контура угольного разреза должна быть ограждена от призмы возможного обрушения предохранительным валом или защитной стенкой. Высота предохранительного вала принимается не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на угольном разрезе автомобиля. Вертикальная ось, проведенная через вершину предохранительного вала, должна располагаться вне призмы обрушения.

Факт нарушения юридическим лицом ООО «Инвест-Углесбыт» вышеприведенных требований промышленной безопасности подтверждается следующими доказательствами по делу об административном правонарушении: копией распоряжения «О проведении плановой выездной проверки ООО «Инвест-Углесбыт» от 30 апреля 2019 года ; протоколом о временном запрете деятельности в отношении юридического лица от 22 мая 2019 г.; уведомлением от 22 мая 2019 г.; определением от 23 мая 2019 г. о передаче дела; копией устава ООО «Инвест-Углесбыт»; копией изменения в устав ООО «Инвест-Углесбыт»; копией приказа ООО «Инвест-Углесбыт» от 02 июля 2018 г.; копией решения единственного участника Общества от ДД.ММ.ГГГГ; копией Свидетельства о государственной регистрации юридического лица; копией изменения в устав; копией листа записи ЕГРЮЛ; копией уведомления от17 апреля 2019 г.; копией листа записи ЕГРЮЛ; копией карточки предприятия ООО «Инвест-Углесбыт»; копией свидетельства о регистрации ; копией карты учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов; копией проектной документации ООО «Инвест-Углесбыт».

Кроме этого, виновность ООО «Инвест-Углесбыт» подтверждается показаниями свидетеля - инспектор Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора – К.А.Г., который подтвердил факт допущенных юридическим лицом нарушений, а также указал, что учитывая объем работы, необходимой для устранения допущенных юридическим лицом нарушений, полагает возможным выполнение таких работ в сроки, указанные защитниками юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к однозначному выводу о виновности ООО «Инвест-Углесбыт» в совершении административного правонарушения, действия юридического лица суд квалифицирует по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Оснований для освобождения виновного юридического лица от ответственности за совершённое правонарушение в ходе судебного заседания установлено не было.

При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Инвест-Углесбыт», суд учитывает требования ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: характер совершенного им административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, смягчающие административную ответственность обстоятельства - принятие мер к предотвращению вредных последствий административного правонарушения, добровольное устранение допущенных нарушений в короткие сроки.

Суд считает, что выявленные при проведении плановой проверки состояния промышленной безопасности в ООО «Инвест-Углесбыт» нарушения обязательных норм и правил по соблюдению законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации транспортной бермы в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров и транспортной бермы в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, представляли непосредственную угрозу жизни и здоровью людей при эксплуатации транспортных берм на опасном производственном объекте «Разрез угольный» II класса опасности, в связи с чем, считает необходимым назначить юридическому лицу ООО «Инвест-Углесбыт» административное наказание за совершенное правонарушение в виде административного приостановления деятельности, полагая, что менее строгий вид административного наказания в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поскольку по делу об административном правонарушении была применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как временный запрет деятельности, что подтверждается протоколом о временном запрете деятельности от 22 мая 2019 года, то время фактического прекращения деятельности по эксплуатации (проведение работ) - транспортной бермы в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров и транспортной бермы в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах м (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, расположенные на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» II класса опасности по адресу: 652710, Россия, Кемеровская область, г. Киселевск, до приведения в соответствие требованиями обязательных норм (проектных решений) и правил по соблюдению законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, принадлежащий (находящимся в эксплуатации) ООО «Инвест-Углесбыт» с 16 часов 30 минут 22 мая 2019 года, судья учитывает при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.

Вместе с тем, определяя срок приостановления деятельности, суд учитывает, что защитниками юридического лица представлены документы, подтверждающие факт устранения допущенных нарушений в полном объеме, а именно транспортная берма в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах (<данные изъяты> на протяжении 300 метров и транспортная берма в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, приведена в соответствие с требованиями «Проекта», тем самым угроза причинения вреда жизни и здоровью работников опасного производственного объекта ликвидирована. При таких обстоятельствах суд считает целесообразным, с учетом требований ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приостановить деятельность по эксплуатации (проведению работ) транспортной бермы в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров; транспортной бермы в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, расположенных на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» II класса опасности по адресу: 652710, Россия, Кемеровская область, г. Киселевск принадлежащий (находящимся в эксплуатации) ООО «Инвест-Углесбыт», на срок - 6 (шесть) суток, с учетом времени фактического запрета деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Инвест-Углесбыт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнув административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации (проведению работ) транспортной бермы в южном торце горного участка в профильных линиях30?32 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров и транспортной бермы в северном торце горного участка в профильной линии 103 на горизонтах (<данные изъяты>) на протяжении 300 метров, расположенных на опасном производственном объекте - «Разрез угольный» II класса опасности по адресу: 652710, Россия, Кемеровская область, г. Киселевск принадлежащий (находящимся в эксплуатации) ООО «Инвест-Углесбыт» на срок 6 (шесть) суток, включая срок временного запрета деятельности (с 16 часов 30 минут 22 мая 2019 года), указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

В части приостановления деятельности постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья М.В. Писаренко