ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-153/19ГОД от 06.09.2019 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-153/2019 год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 сентября 2019 года

Судья Московского районного суда г. Калининграда Дмитриковская Е.Е.,

При секретаре Селиной Л.А.,

С участием:

Прокурора – помощника военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона Балтийского флота ФИО1,

Законного представителя юридического лица «Шедфиш ОУ» Р.Б.,

Защитника юридического лица «Шедфиш ОУ» адвоката Воскобойника И.О.,

Представителя юридического лица «Шедфиш ОУ» по доверенности

Иваница А.Г.,

переводчика К.Н.,

представителей пограничного Управления ФСБ России по Калининградской области К.В.А. и К.С.И.,

рассмотрев в помещении суда, в открытом судебном заседании поступившее из Пограничного Управления ФСБ России по Калининградской области дело об административном правонарушении в отношении юридического лица «Шедфиш ОУ» (****) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ,

У с т а н о в и л:

Акционерное общество «Шедфиш ОУ» в лице работника – капитана рыболовного судна «Р*», гражданина Э* Республики К.Р., посредством указанного судна 10 мая 2019 года в период времени с 13 часов 13 минут до 16 часов 20 минут в исключительной экономической зоне Российской Федерации (район с координатами 540 57,139’ c.ш. 190 15,950’ в.д. – 54°58,2? с.ш. 19°25,2? в.д.) осуществило добычу (вылов) водных биологических ресурсов общим весом 7474,45 килограмм (904000 экземпляров кильки балтийской (шпрот) весом 7413 килограмм; 1260 экземпляров сельди балтийской (салаки) общим весом 61,45 килограмм без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, выданного уполномоченным органом Российской Федерации в области рыболовства, в нарушение требования п.14.1 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом Министерства сельского хозяйства от 06 ноября 2014 года № 427, ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 12.2, 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

В судебном заседании представитель юридического лица –исполнительный директор «Шедфиш ОУ» Р.Б. вину в совершённом правонарушении не признал и пояснил, что юридическое лицо не давало задание капитану судна «Р*» К.Р. осуществлять добычу рыбы в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Это произошло по причине неисправности оборудования, которое было проведено после данного происшествия и специалист определил его неисправность. Полагает, что вес рыбы, изъятой сотрудниками пограничного органа, определён некорректно, поскольку после поднятия трала на территории Российской Федерации рыба была помещена в трюм, в котором уже находилась ранее выловленная рыба. Полагает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении его показания, а также показания К.Р., членов экипажа были записаны неправильно, поскольку перевод был осуществлен неверно.

Защитник «Шедфиш ОУ» адвокат Воскобойник И.О. с вменяемым правонарушением не согласился, указывая, что сведения в деле об административном правонарушении о точке координат пересечения судном «Р*» границы исключительной экономической зоны Российской Федерации не соответствуют действительности. Не представлены суду доказательства, что поднятая в трале рыба была поймана на территории Российской Федерации, поскольку до этого судно осуществляло траление рыбы на территории Республики П*. Согласно показаниям капитала судна К.Р., судно зашло в исключительную экономическую зону Российской Федерации по ошибке и ранее таких нарушений не допускало, поэтому вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует. В качестве доказательств по делу приобщены заключения экспертиз, которые по данному делу не проводились. Точное измерение количества водных биологических ресурсов вызывает сомнение с учётом того, что протокол изъятия от 11 мая 2019 года содержит в себе исправления, а в копии указано иное лицо, которое подлежит привлечению к административной ответственности. Нельзя принимать как правильные показания членов команды, поскольку перевод их показаний осуществлялся плохо. Основания для задержания судна отсутствовали, поскольку трал был поставлен на судне при его нахождении на территории П*. Протокол доставления судна составлен без переводчика. Подсчёт водных биологических ресурсов произведён 12 мая 2019 года, в связи с чем на момент составления протокола изъятия ВБР их вес известен не был. В протоколе изъятия имеются сведения о том, что он составлен в отношении иного лица, сведения занесены разными ручками. В протоколе изъятия, составленном без переводчика, не указаны лица, участвующие в подсчёте, взвешивании водных биологических ресурсов. Протокол отбора и взятия проб не составлялся, заключение эксперта не мотивировано, а кроме того, основано на литературе, не предназначенной для проведения экспертного исследования, что подтверждается справкой преподавателя МГУ К.К.В.

При рассмотрении дела об административном правонарушении просит переквалифицировать действия «Шедфиш ОУ» на ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ и передать дело в Калининградский арбитражный суд, при этом просит учесть, что стоимость судна составляет 120000 рублей, а также сложное материальное положение компании, которая терпит убытки и вынуждена продать одно из двух промысловых судов.

Представитель «Шедфиш ОУ» по доверенности Иваница А.Г. с вменяемым правонарушением не согласился, указывая о необходимости переквалификации действий на ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, поскольку водные биологические ресурсы не обнаружены. Изъятые ВБР на судне «Р*» общим весом 7539,5 кг из Калининградского морского рыбного порта были перевезены в цех по переработке рыбы ООО «З*», где производился подсчёт, в отсутствие понятых.

Представители Пограничного Управления ФСБ России по Калининградской области К.В.А. и К.С.И. просили признать «Шедфиш ОУ» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, указывая, что судно «Р*» пересекло границу исключительной экономической зоны Российской Федерации, где осуществляло вылов водных биологических ресурсов, навигационные приборы и системы судна работали и находились в исправном состоянии, что подтверждается заключением эксперта С. Поскольку судно двигалось вглубь исключительной экономической зоны РФ, это свидетельствует о целеноправленных действиях по добыче ВБР, взвешивание которых после изъятия производилось на откалиброванных весах, а подсчёт вручную производился в присутствии капитана Р.К. Компания «Шедфиш ОУ», обладая всеми необходимыми организационно – распорядительными полномочиями в отношении принадлежащего ему судна под управлением капитана Р.К., имела возможность осуществлять дистанционный контроль за судном и обеспечить подготовку капитана – представителя фирмы, и была обязана принять все зависящие меры по соблюдению Р.К. требований действующего законодательства, но не сделала этого.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, представителей административного органа, заключение прокурора, полагавшего вину юридического лица в совершении административного правонарушения доказанной, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно ч. 1, 4 статьи 43.1 Закона, Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

В соответствии с пунктом 14.1 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утверждённого приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.11.2014 года №427, запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу(вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

Исходя из положений Федеральных законов «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 года № 166-ФЗ, «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 года № 187-ФЗ, «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 года № 191-ФЗ, необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов, выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.

Статьями 12.2 и 12.4 Федерального закона от 17.12.1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», предусмотрено, что иностранные граждане и иностранные юридические лица осуществляют промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне в соответствии с международными договорами Российской Федерации и на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Как видно из представленных материалов дела, 10 мая 2019 года в акватории Балтийского моря в исключительной экономической зоне Российской Федерации в точке с координатами Ш = 540 58,1” c.ш., Д= 190 24,1” в.д. экипажем Российского пограничного сторожевого катера пска-623 было визуально обнаружено судно «Р*» (флаг Ф*), к которому пришвартовалось в 15:10 часов и в целях проведения контрольно – проверочных мероприятий и установления цели его нахождения в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также проверки соблюдения капитаном данного судна правовых режимов, установленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и законодательства Российской Федерации в области рыболовства на борт судна «Р*» высадилась осмотровая группа в составе военнослужащих Пограничного управления Х.С.Г., М.В.Н. и Б.Е.Н.

В ходе проведенных контрольно – проверочных мероприятий было установлено, что судно «Р*» является рыболовным, имеет соответствующее рыболовное оснащение (траловое оборудование, трюмы и т.д.), оснащено различными системами навигации, позволяющими отслеживать местоположение судна в море в режиме реального времени. Экипаж судна состоит из четырех человек – граждан Э* Республики. На судне ведётся промысловый электронный журнал, в которых вносятся записи о промысловых операциях (время и координаты постановки и подъема орудия лова, количество добытых за каждую промысловую операцию ВБР).

Также в ходе контрольно – проверочных мероприятий было установлено, что у капитана судна «Р*» К.Р. отсутствует разрешение на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, дающее ему право на осуществление рыболовство в акватории Российской Федерации.

При этом, с момента захода в исключительную экономическую зону Российской Федерации 10 мая 2019 года в 13 часов 13 минут до начала проведения контрольно – проверочных мероприятий, судно «Р*» осуществляло в исключительной экономической зоне Российской Федерации добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ВБР), то есть двигалось с опущенным в воду пелагическим (разноглубинным) тралом. В 15 часов 30 минут (по Калининградскому времени) началась выборка трала судна «Р*» из воды в целях пресечения противоправной добычи рыбы.

Добытые в исключительной экономической зоне Российской Федерации без разрешения водные биологические ресурсы, были помещены по решению капитана судна «Р*» К.Р. в трюм № 6 судна «Р*».

Доводы представителей «Шедфиш ОУ» о том, что трал был поставлен ещё до захода в исключительную экономическую зону РФ и основная часть улова была осуществлена на территории Европейского Союза, не представляются суду убедительными, и не опровергает факт совершения административного правонарушения по ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ, поскольку задержано судно было в водах Российской Федерации на значительном расстоянии от границы исключительной экономической зоны Республики Польши с уже опущенным тралом, производящим вылов рыбы.

Доводы представителей компании о том, что возможно было перемещение рыбы до порта в траловом мешке, поскольку это возможно по техническим данным судна, не могут быть учтены судом при рассмотрении данного дела, поскольку решение о перемещении рыбы именно в трюме определил сам его капитан К.Р.

Старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно – контрольных мероприятий с дислокацией в г.Балтийске Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Х.С.Г. 10 мая 2019 года в 15:30 часов был составлен протокол осмотра невоенного судна, согласно которому рыболовное судно «Р*» остановлено в исключительной экономической зоне Российской Федерации в связи с промысловой деятельностью, без соответствующего разрешения, капитаном судна представлен промысловый журнал в электронном виде, с указанием выловленной объема ВБР примерно 8 тонн кильки. С содержанием данного протокола капитан судна К.Р. согласился и подписал без замечаний.

10 мая 2019 года судно «Р*» задержано старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно – контрольных мероприятий с дислокацией в г.Балтийске Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Х.С.Г.

10 мая 2019 года в 16:48 часов Х.С.Г. был составлен акт осмотра судна, согласно которому рыболовное судно «Р*» с участием его капитана К.Р. было досмотрено совместно с членом досмотровой команды М.В.Н. В акте отражено нахождение на судне уже имеющихся ВБР, нахождение в воде трала, зафиксированы работающие в штатном режиме навигационные приборы и системы судна, отражающие его координаты и местоположение относительно границы исключительной экономической зоны Российской Федерации. С данным актом также ознакомлен капитан К.Р., не имевший замечаний относительно порядка и содержания акта осмотра судна.

По данному факту составлен протокол о задержании судна до 72 часов № *.

Судно «Р*» после задержания доставлено на внешний рейд порта Калининград (***), а затем пришвартовано к причалу № Калининградского морского рыбного порта.

При этом, представленные суду Р.Б. копии протокола № * ареста судна, доставленного в порт Российской Федерации от 13.05.2019 года, и копии протокола доставления судна № от 10.05.2019 года, не содержат в себе недостатков, говорящих о недопустимости имеющихся в деле протоколов, поскольку не влияют на содержание указанных в них сведений.

По данному факту 10 мая 2019 года в отношении капитана судна «Р*» К.Р. было возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

Допрошенный в ходе административного расследования капитан судна «Р*» К.Р. в своих объяснениях от 14 мая и 21 июня 2019 года пояснял, что 10 мая 2019 года он осуществлял рыболовство в исключительной экономической зоне Республики П*, в южной части Балтийского моря. Навигационное оборудование судна находилось в исправном состоянии. В районе 09 – 10 часов утра 10 мая 2019 года в отношении судна «Р*» сотрудниками рыбоохраны Республики П* была проведена проверка и установлено, что в улове судна «Р*» превышен объём трески, в связи с чем К.Р. было рекомендовано изменить район промысла. Он направил судно прямым курсом в сторону кромки (границы) исключительной экономической зоны Республики П*. Все средства связи и навигации на борту судна «Р*» в тот момент были исправны, нештатных ситуаций не происходило. После смены района он вновь опустил трал, а около 15.00 часов судно было остановлено российским пограничным катером в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Факт захода судна «Р*» в исключительную экономическую зону Российской Федерации с опущенным в воду тралом К.Р. объяснил своей самонадеянностью и недостаточным контролем за местоположением судна.

Из показаний допрошенных в качестве свидетелей - членов команды судна «Р*» -А.К., М.Й., К.А., В.К. (***) следует, что 10 мая 2019 года судно осуществляло вылов рыбы на территории исключительной экономической зоны Республики П*, на судне имеется две электронные карты для навигации и одна вспомогательная. В момент траления судном управляет капитан К.Р., в этот день вся техника и системы навигации работали исправно. К их судну подошёл катер П* рыбоохраны и порекомендовали сменить зону лова, так как идёт очень большой прилов трески. Как судно попало на территорию исключительной экономической зоны Российской Федерации, члены команды не знают, полагают это ошибкой капитана.

Доводы законного представителя юридического лица – исполнительного директора «Шедфиш ОУ» Р.Б. о том, что при даче объяснений при расследовании дела об административном правонарушении при допросе членов экипажа их показания отражены неверно ввиду некачественного перевода, не могут быть приняты судом как объективные, поскольку судом установлено, что капитан судна К.Р. начинал общение с сотрудниками пограничной охраны на русском языке, указывая при досмотре судна, а также проведении с его участием досмотра судна, изъятия документации и водных биологических ресурсов, о своём хорошем знании русского языка, который он изучал, проживая на территории СССР и прохождении военной службы на территории Российской Федерации, не нуждаясь в услугах переводчика.

Кроме того, допрос свидетелей – членов экипажа судна «Р*» проводился в присутствии переводчика, допущенного дознавателем Б.А.В., проводившей административное расследование. При этом у лиц, показания которых переводились, вопросов относительно неверного перевода не возникало, а сам переводчик был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 КОАП РФ за неправильный перевод.

Представленное суду заключение специалистов № от 16.08.2019 года относительно перевода отдельных предложений представленных им копии определения о назначении экспертизы, копии объяснения Р.Б., не свидетельствуют об осуществлении неправильного перевода при допросе свидетелей – членов экипажа, а также К.Р.

Водные биологические ресурсы, добытые 10 мая 2019 года капитаном судна «Р*» К.Р. в исключительной экономикой зоне Российской Федерации без разрешения, 11 мая 2019 года были изъяты у капитана судна, о чём составлен протокол изъятия вещей и документов от 11.05.2019 года, также проводилась видеосъёмка.

Из показаний допрошенных в ходе административного расследования свидетелей Х.С.Г., П.Р.С., К.Н.Е., Т.Д.Л., М.А.С., С.А.М., С.Е.А., С.Э.А., К.А.В., С.Г.А., Р.А.В., Г.В.И., П.Д.Н. следует, что после изъятия водные биологические ресурсы (ВБР) были помещены в 20 пластиковых ёмкостей (байд), погружены в прицеп грузового автомобиля марки «Скания» (государственный регистрационный знак прицепа *, автомобиля ***). Автомобиль с прицепом был опечатан, и доставлен в ООО «З*» (***) в ходе следования грузовой машины марки «Скания» с прицепом от Калининградского морского рыбного порта до ООО «З*», грузовая машина не совершала остановок, не заезжала в какие – либо другие организации, доступа посторонних лиц к прицепу, где находились водные биологические ресурсы, не имелось, из прицепа ничего не выгружалось и в него не помещалось.

В результате определения веса и поштучного пересчёта вышеуказанных водных биологических ресурсов установлено, что 10 мая 2019 года капитаном судна «Р*» К.Р. в исключительной экономической зоне Российской Федерации без соответствующего разрешения добыто: 904000 экземпляров кильки (шпрот) весом 7413 кг (упакованы в 822 брикета), 1260 экземпляров сельди балтийской (салаки) общим весом 61,45 кг (упакованы в 6 брикетов), и 179 экземпляров трески весом 65,05 кг (упакованы в 6,5 брикетов). Общий объём водных биологических ресурсов незаконно добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации К.Р. посредством судна «Р*», составил 7539,50 кг.

Доводы стороны представителей «Шедфиш ОУ» о том, что имеющаяся у них копия протокола изъятия вещей и документов от 11.05.2019 года содержит указание на его составление в отношении Н.А.С., а поэтому данный протокол изъятия является недопустимым доказательством, не представляются суду убедительными. В деле об административном правонарушении находится заверенная надлежащим образом копия протокола изъятия вещей и документов от 11 мая 2019 года, составленная инспектором Х.С.Г., в протоколе имеются исправления в части лица, в отношении которого составлен данный протокол – гражданина Э* К.Р. Указанные исправления не свидетельствуют о недопустимости данного доказательства, поскольку не влияют на его существо и содержание. Из протокола усматривается, что изъятие производится именно у К.Р., а именно, на судне «Р*» были изъяты судовые документы, водные биологические ресурсы, позже упакованные в двадцать пластиковых контейнеров, которые были перевезены на машине в ООО «З*» для взвешивания и подсчёта, а также указан конкретный вес ВБР с учётом их сортировки и взвешивания. С данным протоколом ознакомлен капитан судна «Р*» К.Р., который его подписал без каких – либо замечаний и дополнений, зафиксировав своё согласие с отраженными в нём сведениями. Данный протокол составлен с участием понятых Т.Д.А. и А.А.А., которые подписали протокол, удостоверив своими подписями факт изъятия у К.Р. как документов, так и водных биологических ресурсов.

При этом представленные суду сведения о нахождении Т.Д.А. и А.А.А. на вахте научно – исследовательского судна «А*» не свидетельствует о невозможности участия указанных при производстве выемки в К.Р. как документов, так и водных биологических ресурсов, поскольку данная выемка как раз и производилась на территории Калининградского морского рыбного порта, где также находились понятые.

Суд не может согласиться с доводами защиты юридического лица о том, что неверно определено количество водных биологических ресурсов, находящихся в трале, поднятом по требованию пограничного органа, поскольку самим капитаном судна К.Р. в судовых документах после измерения с помощью измерительной ленты объёма выловленной рыбы была сделана запись о том, что выловлено 7700 кг кильки и 300 кг салаки.

Согласно экспертного заключения от 17.05.2019 б/н эксперта – ихтиолога старшего научного сотрудника лаборатории Морской экологии Атлантического отделения Института океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук Г.А.В., изъятые водные биологические ресурсы, являющиеся предметом правонарушения, принадлежат к видам: треска – 65,05 кг.; балтийская сельдь (салака) – 61,45 кг; шпрот (балтийская килька) – 7413 кг.

Вопреки доводам стороны защиты, экспертное заключение соответствует требованиям закона, мотивировано и научно обоснованно.

Судом установлено, что экспертом Г.А.В., который работает старшим научным сотрудником лаборатории Морской экологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки – Институте океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук Атлантическое отделение, вместе со старшим государственным инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения режимно – контрольных мероприятий с дислокацией в г.Балтийске Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Х.С.Г. 17 мая 2019 года проводился осмотр всех изъятых с судна «Р*» водных биологических ресурсов, находящихся в холодильных камерах.

Согласно показаниям свидетеля Г.А.В., осмотренная им рыба хранилась в брикетах и была разложена по видам – килька, салака и треска. При этом отбор проб рыбы был осуществлен Г.А.В. в достаточном для него количестве.

Об обстоятельствах отбора проб рыбы из холодильных камер также в ходе расследования административного дела пояснял и свидетель Х.С.Г., указывая, что именно в его присутствии, а также в присутствии начальника цеха ООО «З*» Г.А.В. производил осмотр и отбор проб ввозных биологических ресурсов, обозначенных бирками и упакованных на полетах по видам.

Учитывая, что исследование рыбы производилось квалифицированным специалистом, уровень знаний Г.А.В. был проверен в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а само заключение содержит в себе научно обоснованные выводы, которые у суда не вызывают сомнений.

Сделанные экспертом Г.А.В. выводы о видовой принадлежности осмотренной им рыбы соответствуют и сведениям, внесённым капитаном судна «Р*» в судовые документы, а также сведения, которые юридическое лицо сообщило в качестве отчёта в лицензирующий орган о добытой рыбе.

Представленное суду исследование специалистов К.В.А. и Х.А.М., сделавших рецензию экспертного заключения, а также консультационная справка сотрудника МГУ К.К.В. относительно выпущенной книги «Рыбы СССР», не могут свидетельствовать о недостоверности выводов эксперта Г.А.В., поскольку указанные лица осведомлены относительно заданных им вопросов со слов исключительно защитников, сами в осмотре и исследовании водных биологических ресурсов не принимали участия и за дачу заведомо ложного заключения никем не предупреждались.

23 мая 2019 года в отношении капитана судна «Р*» К.Р. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 253 УК РФ №, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении К.Р. прекращено.

Согласно ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ), деятельность, связанная с использованием судов для рыболовства, относится к торговому мореплаванию.

В свою очередь, в соответствии со ст. 8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Согласно судовым документам судна «Р*», выписке из реестра Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго – Западной Ф*, а также рыболовной лицензии № судно «Р*» принадлежит компании «ШедфишОУ» на праве собственности.

Гражданин Э* Республики Р.К. является работником акционерного общества «Шедфиш ОУ» и назначен на должность принадлежащего ей рыболовного судна, в соответствии с трудовым соглашением от 14 октября 2011 года.

В соответствии со ст. 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания.

Согласно объяснению К.Р. от 21.06.2019 он осуществляет трудовую деятельность только в интересах компании «ШедфишОУ», все ВБР, которые он добывает за период промысла и сдаёт в порты выгрузки, принадлежит только компании «Шедфиш ОУ».

С учётом вышеизложенного, в силу ст. 71 КТМ РФ, 10 мая 2019 года в ходе осуществления рыболовства в Балтийском море капитан судна «Р*» К.Р. являлся представителем юридического лица «Шедфиш ОУ», действовал в ее интересах и осуществлял добычу водных биологических ресурсов от имени указанной компании.

На основании изложенного все действия юридического лица – компании «ШедфишОУ», касающиеся вопросов ведения промысловой деятельности в море опосредованы действиями его работника – капитана судна, которое является производственной единицей в данной компании. В свою очередь все действия и принимаемые решения капитаном судна К.Р., связанные с организацией и осуществлением рыболовства на судне «Р*» ввиду отсутствия в море иных представителей юридического лиц, выражают волю компании «Шедфиш ОУ» и рассматриваются как ее собственные действия.

Вступая в правоотношения в области рыболовства в рамках ИКЕС (Международный Совет по исследованию моря) акционерное общество «Шедфиш ОУ» должно было в силу своего положения обеспечить выполнение обязанностей, вытекающих из законодательства в области рыболовства как со своей стороны, так и со стороны его работников. При этом «Шедфиш ОУ» обязано было использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

По данному факту в отношении акционерного общества «Шедфиш ОУ» 26.07.2019 года дознавателем отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Калининградской области Б.А.В. при участии законного представителя юридического лица – Б.Р., защитников Воскобойника И.О. и Иваницы А.Г., переводчика К.Н. составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ст.8.17 ч.2 КоАП РФ – за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Протокол составлен в соответствии с требования ст.28.2 КоАП РФ, копия протокола представителю вручена. Копия протокола, переведённая на эстонский язык 06.08.2019 года направлена электронной почтой представителю «Шедфиш ОУ» Р. Б.

Факт нахождения судна «Р*» в исключительной экономической зоне Российской Федерации подтверждается данными с навигационной аппаратуры судна «Р*» «*». Координаты - 540 57,139’ c.ш. 190 15, 950’ в.д. - соответствуют координатам о местоположении судна «Р*», предоставленным Координационным отделом ПУ ФСБ России по Калининградской области (***), а также сведениям из навигационно – вахтенного журнала пограничного сторожевого катера *.

Согласно ответа на запрос от 23.07.2019 № * электронная картографическая система «*», установленная на судне «Р*», а равно как и остальные системы «Т*», «M*», 10 мая 2019 года показывала корректные показания.

Компьютерно – технической судебной экспертизой, проведённой в отношении электронных картографических систем, имевшихся 10 мая 2019 года на судне «Р*», установлено, что какие – либо сбои в работе указанных систем 10 мая 2019 года с 09 часов 00 минут по 16 часов 30 минут отсутствовали.

Согласно справке исследования специалиста С.Ч.В. от 09.07.2019 год (*), установлено, что сигналы от спутников на приемник судна «Р*» и трансляция данных о местоположении судна на электронную картографию поступали непрерывно, сбоев навигационной системы «*», а также принудительного отключения системы навигации «*» судна «Р*» 10 мая 2019 года в рассматриваемый период не происходило.

Представленные суду Р.Б. сведения о неисправности оборудования, установленного на судне «Р*», выявленные при его обследовании в августе 2019 года, не могут свидетельствовать о том, что данное оборудование в мае 2019 года было неисправно, поскольку после ареста судно «Р*» осматривалось специалистами на территории Российской Федерации и всё оборудование было признано исправным.

Факт того, что у капитана судна «Р*» отсутствует разрешение на добычу ВБР в исключительной экономической зоне Российской Федерации подтверждается ответам на запрос Западно – Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 23.05.2019 №, от 30.05.2019 №, о том, что разрешение на добычу ВБР в 26 подрайоне Балтийского моря (в том числе – в исключительной экономической зоне Российской Федерации) ни капитану судна «Р*» К.Р., ни юридическому лицу «Шедфиш ОУ» не выдавалось. Также отсутствие разрешения на добычу рыбы подтверждается показаниями свидетелей Х.С.Г., С.О.Ю., М.В.Н. и Б.Е.Н., А.А.О., К. Р., объяснением директора компании «Шедфиш ОУ» Б.Р.

При этом, согласно показаниям допрошенных в ходе административного расследования свидетелей С.О.Ю., Х.С.Г., М.В.Н., Б.Е.Н., Ч.А.А., М.Ю.В., а также сведениям из промыслового журнала судна «Р*» за 10.05.2019, с момента захода в исключительную экономическую зону Российской Федерации 10 мая 2019 года в 13 часов 13 минут до начала проведения контрольно – проверочных мероприятий судно «Р*» вылов рыбы, двигаясь с опущенным в воду орудием добычи - пелагическим (разноглубинным) тралом.

Также вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается собранными в ходе административного расследования доказательствами:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 28.05.2019; рапортом Х.С.Г. от 28.05.2019; копией протокола осмотра невоенного судна от 10.05.2019; копией акта осмотра судна №. от 10.05.2019; копией протокола о задержании судна «Р*» № от 10.05.2019; копией протокола о доставлении судна «Р*» № от 10.05.2019; копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 11.05.2019; копией протокола об изъятии вещей и документов № от 11.05.2019; копией акта приема – передачи изъятых вещей (ВБР) на хранение от 12.05.2019; копией протокола ареста судна, доставленного в порт РФ от 13.05.2019; копией судовой роли судна «Р*»; копией ответа на запрос из Западно – Балтийского территориального управления ФАР от 23.05.2019 № ; копией рыболовной лицензии № ; выпиской из торгового реестра Управления патентов и реестров Ф* (сведениями о юридическом лице «Шедфиш ОУ»); копией трудового соглашения «Шедфиш ОУ» и К.Р., копиями рыболовных разрешений компании «Шедфиш ОУ», выданных компетентными органами Ф* Республики; копией выписки из Центра экономики транспорта и окружающей среды Ф* Республики; фотографиями с экрана промыслового журнала судна «Р*» за 10.05.2019; копиями скриншотов навигационной системы «*» судна «Р*», копиями протокола осмотра места происшествия от 11.05.2019 и 18.05.2019 и фототаблицами к ним; сведениями из навигационно – вахтенного журнала пограничного сторожевого катера 623; результатами компьютерно – технической судебной экспертизы в отношении навигационного оборудования судна «Р*»; видеозаписями фиксации контрольно – проверочных мероприятий на судне «Р*» за 10.05.2019; справкой исследования специалиста инженера – судоводителя С.Ч.В. от 09.07.2019 и схемой маневрирования судна «Р*»; ответом на запрос из координационного отдела ПУ ФСБ России по Калининградской области от 18.06.2019 №.

Таким образом, суд полагает вину «Шедфиш ОУ» в совершении вменяемого ему правонарушения доказанной и суд квалифицирует его действия по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ как нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

При назначении наказании суд учитывает в качестве смягчающего наказание обстоятельства привлечение к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих наказание «Шедфиш ОУ», судом не установлено.

Санкция части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц – от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Годичный срок давности привлечения «Шедфиш ОУ» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истёк, следовательно, юридическое лицо может быть подвергнут административному наказанию.

Основания для переквалификации действий «Шедфиш ОУ» по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ отсутствуют, поскольку не предусматривает административной ответственности за нарушение правил, регламентирующих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Кроме того, ходатайство защитника Воскобойника И.О. о переквалификации действий юридического лица на ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ также не подлежит удовлетворению, поскольку указанная норма закона предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), в то время как «Шедфиш ОУ» вменяется нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за что предусмотрена ответственность именно по ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Санкция части 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Однократная рыночная стоимость всех водных биологических ресурсов, добытых работником компании «Шедфиш ОУ» капитаном судна «Р*» К.Р. 10 мая 2019 года в исключительной экономической зоне Российской Федерации определена судом на основании сведений из ООО «Р*» и составляет в однократном размере - 267583, 15 рублей; двукратный размер составляет 535166, 3 рублей; трёхкратный размер – 802749, 45 рублей.

Учитывая характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, сведения о правонарушителе, обстоятельства, смягчающие административное наказание как совершение административного правонарушения впервые, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере двукратной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, то есть 523457, 30 рублей (267583,15 – 5854,5 х 2 = 523457,30). Поскольку суд принимает как обоснованные доводы представителей «Шедфиш ОУ» о том, что треска была поймана командой судна «Р*» на территории П* Республики, в связи с чем при определении размера административного штрафа суд не учитывает стоимость 65,05 кг трески (5854,5 рублей), которая была изъята с судна 11.05.2019 года.

При этом принимая решение о назначении наказания в виде административного штрафа, суд принимает за основу стоимость водных биологических ресурсов, определенную и представленную органу дознания из ООО «Р*», поскольку данное общество само занимается добычей и реализацией рыбной продукции, в том числе и оптовыми партиями, и представленными ими сведения соотнесены с рыночными.

Оснований для назначения дополнительного наказания судом не установлено.

Поскольку в деле имеются сведения о том, что в отношении К.Р. возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 253 УК РФ, а на вещественные доказательства – водные биологические ресурсы, наложен арест в рамках уголовного дела, то принимать решение о судьбе предмета административного правонарушения до рассмотрения уголовного дела оснований не имеется.

Вопрос о залоге в размере 49852676 рублей, внесённом на депозитный счёт Управления Судебного Департамента в Калининградской области может быть рассмотрен судом в рамках дела об административном правонарушении только после исполнения настоящего постановления суда, а также рассмотрения в отношении Р.К. уголовного дела, в рамках которого на указанные денежные средства наложен арест.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо «Шедфиш ОУ» (***) виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения в размере 523457 (пятьсот двадцать три тысячи четыреста пятьдесят семь) рублей 30 копеек, без конфискации судна и иных орудий совершения правонарушения.

Административный штраф должен быть перечислен на следующий счёт:

Получатель: ***

Оплату назначенного штрафа возможно произвести с помощью электронных средств платежа ***.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, должен быть представлен в суд не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии данного документа по истечении указанного срока судом будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. За неуплату административного штрафа в срок предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2019 года.

Постановление было обжаловано.

Апелляционной инстанцией Калининградского областного суда от 28.11.2019 года постановление Московского районного суда г.Калининграда от 06.09.2019 года изменено, постановлено переквалифицировать деяние АО "Шедфиш ОУ" с ч.2 ст.8.17 КоАП РФ на ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей, без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В остальной части жалобы защитников и представителя АО "Шедфиш ОУ" оставить без удовлетворения.

Копия верна

Судья Е.Е. Дмитриковская