ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-153/2023 от 08.09.2023 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 сентября 2023 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,

с участием ФИО1, ст. помощника прокурора Кировского района г.Иркутска Обыденновой А.Л.,

рассмотрев материалы дела №5-153/2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.09.2023 г. следует, что ФИО1 в сети «Интернет» размещены комментарии, содержащие признаки противоправных деяний, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, группы лиц по признакам национальности, совершенные публично.

Действия ФИО1 квалифицированы как правонарушение, предусмотренное статьей 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Иркутска Обыденнова А.Л. пояснила, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.3.1 КоАП РФ, вынесено в отношении ФИО1 законно и обоснованно, полагала, что ФИО1 подлежит административной ответственности по ст.20.3.1 КоАП РФ, поскольку его вина полностью доказана имеющимися в материалах дела доказательствами.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что комментарием, оставленным на своей странице в сети «Интернет» под публикацией по факту причинения телесных повреждений собаке в г.Улан-Удэ, выразил свою личную позицию по данному факту, при этом, умысла на возбуждение ненависти к России, русским- не имел. Действий, направленных на возбуждение к другим лицам ненависти или вражды по признаку национальности не совершал. После размещения названных комментариев, о них забыл и больше к ним не возвращался, другие, аналогичные комментарии или публикации не размещал, действий, направленных на увеличение количества просмотров и расширения пользовательской аудитории не совершал. После получения уведомления из правоохранительных органов о проведении проверки по данному вопросу, удалил свои комментарии, размещенные 07.02.2022 г.

Выслушав пояснения участников, исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении правонарушения при изложенных выше обстоятельствах не нашла свое подтверждение.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, в том числе должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление (решение) по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным и основанным на доказательствах, исследованных в ходе рассмотрения дела.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из постановления о возбуждении дела следует, что основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кировского района г.Иркутска в отношении ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ, послужили результаты проведенной проверки поступившего 01.08.2023 г. из Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Иркутской области в прокуратуру Кировского района г.Иркутска материала КУСП от ДД.ММ.ГГГГ В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было установлено, что в социальной сети «ВКонтакте» в новостной ленте «Инцидент Иркутск» (https://vk.com/inci38), пользователь «Вениамин Налетов», использующий электронную страницу <данные изъяты> разместил комментарии, выражающие негативную оценку группы лиц, объединенных по признаку принадлежности к русской национальности и территории принадлежности - территория государства Россия.

Так, 07.02.2022 г. ФИО1 в сети «Интернет» в комментариях к новостной ленте «Инцидент Иркутск» были размещены следующие комментарии:

- «это еще раз доказывает, что русские это самые тупые создания в мире. Вместо того, чтобы искать возникновение проблемы, они пытаются эту проблему уничтожить, с….. как же я сочувствую себе, что родился в такой ублюдской стране как рашка».

«p.s. для даунов, которые будут писать, что рашка это город в Сербии, но прекрасно понимают про что идёт речь, напишу рашка (Россия) также п***шка теперь понятно?».

20.08.2023 г. по материалам ОРМ по факту размещения информации экстремистского толка в новостной ленте электронной страницы «Инцидент Иркутск» (<данные изъяты>), социальной сети «Вконтакте» ИТКС «Интернет» пользователем «Вениамин Налетов», было проведено лингвистическое исследование ОФЛЭ ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области и составлена Справка об исследовании , согласно выводам которой в представленном на скриншоте в приложении к акту осмотра Интернет- ресурса от 27.07.2023 на странице 7 комментарии от 7 февраля 2022 пользователя «Вениамин Налетов» выражена негативная оценка группы лиц, объединенных по признаку принадлежности к русской национальности и территориальной принадлежности - территория государства Россия («русские это самые тупые создания в мире», «у…..ой стране», «п…….ка»). Негативно оцениваются умственные способности лиц, объединенных в группу по признаку национальной принадлежности. Для выражения негативной оценки используется, как стилистически нейтральная лексика с негативной семантикой («тупые»), так и ненормативная лексика, имеющая пометы «презрительно, вульгарно, бранно». В этом же комментарии имеется обоснование негативной оценки.

Кроме того, в обоснование виновности ФИО1 судье представлены: рапорт о/у по ОВД ЦПЭ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО2 от 27.07.2023 г., Акт осмотра интернет-ресурса от 27.07.2023 г. с приложением, ответ ООО «В Контакте» от 25.03.2022 г., обзорная справка от 27.07.2023 г., письменные объяснения ФИО1 от 14.08.2023 г.

Частью 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, относится к наиболее опасным видам экстремизма (Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года N Пр-2753)).

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности отнесены, в том числе, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона N 149-ФЗ от 25 июля 2002 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ, состоит в оказании активного воздействия на людей, направленного на возбуждение ненависти, то есть сильной стойкой неприязни к отдельному лицу или группе лиц, на возбуждение вражды, ненависти между группами людей, и на унижение достоинства отдельного лица или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях экстремистской направленности, суду необходимо тщательно проверять наличие не только повода, но и основания для возбуждения дела, что предполагает представление в суд материалов, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки соответствующих правонарушений.

К таким данным относится, например, не только сам факт размещения в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети текста, изображения, аудио- или видеофайла, содержащего признаки призывов к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц, но и иные сведения, указывающие на общественную опасность деяния, в том числе на направленность умысла, мотив совершения соответствующих действий.

Данные противоправные действия совершаются только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Размещение лицом в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст.20.3.1 КоАП РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам национальности, происхождения, либо принадлежности к какой-либо социальной группе.

При этом, при решении вопроса о наличии или отсутствии у лица прямого умысла и цели возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства при размещении материалов в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети суду следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, форму и содержание размещенной информации, ее контекст, наличие и содержание комментариев данного лица или иного выражения отношения к ней, факт личного создания либо заимствования лицом соответствующих аудио-, видеофайлов, текста или изображения, содержание всей страницы данного лица, сведения о деятельности такого лица до и после размещения информации, в том числе о совершении действий, направленных на увеличение количества просмотров и пользовательской аудитории, данные о его личности (в частности, приверженность радикальной идеологии, участие в экстремистских объединениях, привлечение ранее лица к административной и (или) уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистской направленности), объем подобной информации, частоту и продолжительность ее размещения, интенсивность обновлений (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 28 июня 2011 года "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности").

Не является преступлением (правонарушением), высказывание суждений и умозаключений, не связанных с реализацией намерения побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, либо с преследованием цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам национальности.

Анализ приведенных выше норм применительно к установленным в ходе производства по делу обстоятельствам позволяет прийти к выводу о том, что объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во вменяемом ФИО1 деянии отсутствует. Распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, выражающей в неприличной форме негативную оценку умственных способностей лиц, объединенных в группу по признаку национальной принадлежности с использованием ненормативной лексики, состав указанного административного правонарушения исходя из буквального содержания нормы статьи 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не образует.

Так, в ходе судебного заседания по результатам исследования представленных материалов, с учетом пояснений ФИО1, судьей установлено, что последний, находясь по адресу: <адрес>, используя персональную страницу в социальной сети "В контакте", под публикацией в новостной ленте «Инцидент Иркутск» (по факту причинения телесных повреждений собаке в г.Улан-Удэ), разместил в открытом доступе комментарий, в котором, согласно справке об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного экспертом ЭКЦ ГУВД по Иркутской области, негативно оцениваются умственные способности лиц, объединенных в группу по признаку принадлежности к русской национальности и территориальной принадлежности – территория государства Россия.

Вместе с тем, доказательств совершения ФИО1 действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды группы лиц по признакам национальности, происхождения в материалы дела не представлено. Размещенный ФИО1 комментарий с лингвистической точки зрения не содержит высказываний, выражающих побуждение к совершению враждебных (насильственных) действий одной группы лиц по отношению к другой группе, объединенных по признакам национальности, происхождения.

Судьей установлено и следует из материалов дела, что комментарий ФИО1, размещенный в феврале 2022 года, под публикацией по факту причинения телесных повреждений собаке в г.Улан-Удэ, явился выражением его личной негативной реакции на общественно-значимую ситуацию, связанную с жестоким обращением с собакой в г.Улан-Удэ при этом, действий, направленных на возбуждение к другим лицам ненависти или вражды ФИО1 не совершал, к данному комментарию не возвращался, других комментариев не размещал, действий направленных на увеличение пользовательской аудитории не совершал, удалив данный комментарий сразу же после получения уведомления из правоохранительных органов о проведении в отношении него проверки.

Таким образом, материалы дела не содержат ни одного доказательства, подтверждающего то обстоятельство, что у ФИО1 имелась цель на возбуждение у кого-либо ненависти и вражды к группе лиц по признаку национальности. Более того, данное обстоятельство опровергается последовательными показаниями самого ФИО1, данными последним как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и в ходе судебного заседания.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Обязанность по доказыванию виновности лица в совершении административного правонарушения лежит на должностных лицах, ведущих производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих совершение ФИО1 противоправных действий, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ, не представлено в материалы дела, соответственно, нельзя прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии со ст. 29.9. КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что производство по делу в отношении ФИО1 по статье 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению ввиду отсутствия состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.3.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья: О.Ю. Шатаева

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2023 г.

Судья О.Ю.Шатаева