ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-153/2023 от 29.08.2023 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело №5-153/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

29 августа 2023 года город Балаково Саратовской области

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Орлова О.И.,

при секретаре судебного заседания Кормилкиной Е.С.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, Солдатова Е.В., и ее защитника Кузьмина О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении исполняющей обязанности председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатовой Е. В.,

установил:

аудитором Счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В., в соответствии со статьей 28.2, пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 части 1 статьи 16 Закона Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» составлен протокол о совершении должностным лицом - и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатовой Е.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). В соответствии со статьей 10 Закона Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», пунктом 1.1 плана работы Счетной палаты Саратовской области 2023 год, утвержденного решением коллегии Счетной палаты области от ДД.ММ.ГГГГ-к, приказом Счетной палаты области от ДД.ММ.ГГГГ-од проведено мероприятие «Анализ и оценка расходов на закупки товаров, работ, услуг (аудит в сфере закупок), осуществленных муниципальными заказчиками за счет субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2022 году в рамках реализации мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум» и «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» (в целях выполнения задач национального проекта «Образование»)». Установлено, что в структуру государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее - государственная программа Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» от ДД.ММ.ГГГГ-П), входит:

- мероприятие ДД.ММ.ГГГГ «Создание детских технопарков «Кванториум» регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 428,9 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета - 21 015,3 тыс.руб.;

- мероприятие 7.1.3 «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» регионального проекта 7.1 «Цифровая образовательная среда» (в целях выполнении задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 285 193,3 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 5 703,9 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета – 279 489,4 тыс.руб.

Согласно приложению «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» министерству образования области (код ГРБС 018) были предусмотрены бюджетные ассигнования на:

- предоставление межбюджетных трансфертов на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации регионального проекта 7.1 «Цифровая образовательная среда» (в целях выполнении задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 264 978,4 тыс.руб. по коду целевой статьи коду вида расходов 500 «Межбюджетные трансферты»;

- предоставление межбюджетных трансфертов на создание детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб. по коду целевой статьи 5А2Е152300, коду вида расходов 500 «Межбюджетные трансферты».

В целях реализации регионального проекта 7.1 «Цифровая образовательная среда» (в целях выполнения задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда») министерством образования области с администрацией Балаковского МР, в лице Главы Балаковского МР Грачева С.Е., было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бюджету Балаковского МР субсидий из бюджета Саратовской области на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в том числе на реализацию в 2022 году мероприятия 7.1.3 «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» в размере 30 177 701,0 руб. (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнения задач федерального проекта «Современная школа») министерством образования области с администрацией Балаковского МР, в лице Главы Балаковского МР Грачева С.Е., было заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении бюджету Балаковского МР субсидий из бюджета Саратовской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в размере 24 581 672,0 руб., в том числе в 2022 году на создание детских технопарков «Кванториум» в размере 21 444 180,0 руб. (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденных постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ-П, порядки предоставления субсидий должны содержать, в том числе: цели предоставления субсидии; критерии отбора (порядок конкурсного отбора) муниципальных образований для предоставления субсидии, условия предоставления субсидии в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации; методику распределения субсидии между бюджетами муниципальных образований; перечень результатов использования субсидий, представляющих собой конечные результаты исполнения расходного обязательства муниципального образования, которые должны быть конкретными и измеримыми и должны соответствовать результатам региональных проектов (если предоставление субсидии связано с реализацией региональных проектов).

Постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ-П «О порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» было утверждено Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (далее - Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС).

Постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ-П «О порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум» утверждено Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум» (далее - Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум»).

В соответствии с пунктом 4 вышеперечисленных Положений субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований области при выполнении ряда условий, одним из которых является условие о централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии.

Согласно пункту 6.1.6 вышеперечисленных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ субсидии предоставляются при соблюдении условий централизации закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Такое же условие предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области было предусмотрено пунктом 6.1.9 соглашений, заключенных Министерством просвещения Российской Федерации с Правительством Саратовской области: от ДД.ММ.ГГГГ (на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование») и от ДД.ММ.ГГГГ (на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»).

В преамбуле соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указано, что субсидия предоставлена в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и бюджету <адрес>, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (приложение к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пункту 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату заключения вышеуказанных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), одним из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации являлась централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ.

Как установлено частью 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1.1 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области» государственное казенное учреждение Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» (далее – ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок») наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципальных органов или муниципальных казенных учреждений (далее - муниципальные заказчики) на основании соглашений, заключенных между Саратовской областью и находящимися на ее территории муниципальными образованиями.

Положением о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС, утвержденным постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ-П, было установлено предоставление конкретной субсидии бюджетам муниципальных образований области при выполнении определенных условий, в частности централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии, т.е. вышеуказанное Положение является специальной нормой права при предоставлении конкретной субсидии, которая исключает возможность осуществления закупок у единственного поставщика (без проведения конкурентных закупок) по части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, в силу вышеперечисленных норм права все закупки товаров за счет средств субсидий, предоставленных из областного бюджета по соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией Балаковского МР, должны были осуществляться только с привлечением уполномоченного учреждения (ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок»).

Согласно пункту 1.3 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), заключенных министерством образования области с администрацией Балаковского МР, расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены постановлением администрации Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» (далее – программа «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе»).

В программе «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) ответственным исполнителем мероприятий программы, включая основные мероприятия 3.3 «Мероприятия в рамках федерального проекта «Современная школа» и 3.5 «Мероприятия в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», определен комитет образования администрации Балаковского МР. Согласно приложению «Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» финансовое обеспечение основного мероприятия 3.3 предусмотрено за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, основного мероприятия 3.5 - за счет средств федерального и областного бюджетов.

Согласно выписке из сводной бюджетной росписи по расходам бюджета Балаковского МР, подписанной председателем комитета финансов администрации Балаковского МР Молошиной Е.В., комитету образования администрации Балаковского МР (код ГРБС 435) на 2022 были утверждены бюджетные ассигнования по коду подраздела 0702 «Общее образование», коду целевой статьи «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг», коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 30 177 701,5 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной из областного бюджета по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия 3.5 в части обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (код целевой статьи доведены комитетом финансов администрации Балаковского МР комитету образования администрации Балаковского МР уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ/Л-1, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л в объеме 30 177 701,5 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

За счет средств субсидии, предоставленной бюджету Балаковского МР на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках реализации регионального проекта 7.1 «Цифровая образовательная среда» (в целях выполнении задач федерального проекта «Цифровая образовательная среда»), наряду с закупками, осуществленными через ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок» путем проведения аукционов (конкурентных закупок), комитетом образования администрации Балаковского МР, в лице и.о. председателя комитета Солдатовой Е.В., были осуществлены закупки товаров на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ путем заключения с единственным поставщиком следующих договоров:

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ООО «Колорит.ру» на поставку ноутбуков в количестве 9 штук на общую сумму 520 089,03 руб. для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ (ИКЗ 223643903533964390) с ООО «Колорит.ру» на поставку ноутбуков ( в количестве 9 штук на общую сумму 520 089,04 руб. для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Идентификационный код закупки (ИКЗ), указанный в вышеперечисленных договорах, соответствует ИКЗ, который указан в плане-графике закупок товаров, работ, услуг для нужд комитета образования администрации Балаковского МР на 2022 год, размещенном в ЕИС ДД.ММ.ГГГГ (версия 37), по позиции 0001 - закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Оплата поставленного по вышеперечисленным договорам товара произведена заказчиком (комитетом образования администрации Балаковского МР) платежными поручениями:

- от ДД.ММ.ГГГГ, 92339 на общую сумму 520 089,03 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 157/2022, т/н 6/11 от ДД.ММ.ГГГГ прочая закупка товаров ноутбук <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 12759 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, 92349 на общую сумму 520 089,04 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 158/2022, т/н 5/11 от ДД.ММ.ГГГГ прочая закупка товаров ноутбук <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 12758 НДС не облагается».

В платежных поручениях указан код целевой статьи расходов 783Е452100 «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», то есть источником финансового обеспечения вышеперечисленных закупок товаров у единственного поставщика являлась субсидия, предоставленная из областного бюджета по вышеуказанному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из сводной бюджетной росписи по расходам бюджета Балаковского МР, подписанной председателем комитета финансов администрации Балаковского МР Молошиной Е.В., комитету образования администрации Балаковского МР () на 2022 были утверждены бюджетные ассигнования по коду подраздела 0702 «Общее образование», коду целевой статьи «Создание детских технопарков «Кванториум» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в общей сумме 21 444 180,0 руб., в том числе: по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 21 326 625,0 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 70 200,0 руб., 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» в сумме 47 355,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной из областного бюджета по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия 3.3 в части создания детских технопарков «Кванториум» (код целевой статьи 783Е151730) доведены комитетом финансов администрации Балаковского МР комитету образования администрации Балаковского МР уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ/л-1, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л, от ДД.ММ.ГГГГ/л в объеме 21 444 180,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

За счет средств субсидии, предоставленной бюджету Балаковского МР на создание детских технопарков «Кванториум»в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа»), наряду с закупками, осуществленными через ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок», комитетом образования администрации Балаковского МР, в лице и.о председателя комитета Солдатовой Е.В., были осуществлены закупки товаров пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ путем заключения следующих договоров с единственным поставщиком:

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ИП Шаяхметов Х. Д. на поставку паяльной станции в количестве 4 штук на общую сумму 52 076,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ИП Горбунов Д. Е. на поставку многофункционального устройства в количестве 1 штуки на сумму 57 990,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ООО «Компания ПАРТНЕР» на поставку спектрофотометра GDX-SVISPL в количестве 1 штуки на сумму 170 000,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ-ИП () с ИП Кузнецова Я. Г. на поставку туристического навигатора Gannin eTrex 22x в количестве 1 штуки на сумму 32 477,0 руб.;

- от ДД.ММ.ГГГГ-ИП () с ИП Кузнецова Я. Г. на поставку планшетов Torex WinPad в количестве 3 штук на сумму 431 400,0 руб.;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ООО «ЭВОЛЬВЕКТОР» на поставку образовательного набора для быстрого прототипирования электронных устройств на основе микроконтроллерной платформы, стартовый уровень (ЭВН20.2010-КВ) в количестве 8 штук на общую сумму 117 160,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ООО «ГК ТЕРЕМОК» на поставку лазерного дальномера МЕГИОН в количестве 3 штук на общую сумму 33 000,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ООО «ГК ТЕРЕМОК» на поставку комплекта полей и соревновательных элементов 228-3051 VEX IQ Challenge Half Field Perimeter&Tiles в количестве 1 штуки на сумму 138 545,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;

- от ДД.ММ.ГГГГ-ИП () с ИП Кузнецова Я. Г. на поставку планшетов Torex WinPad в количестве 5 штук на общую сумму 539 500,0 руб.;

- от ДД.ММ.ГГГГ () с ИП Калачев В. А. на поставку интерактивной панели (комплекс) NextPanel 75S с мобильным креплением в количестве 1 штуки на сумму 497 614,1 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Идентификационный код закупки (ИКЗ), указанный в вышеперечисленных договорах, соответствует ИКЗ, который указан в плане-графике закупок товаров, работ, услуг для нужд комитета образования администрации Балаковского МР на 2022 год, размещенном в ЕИС ДД.ММ.ГГГГ (версия 32), от ДД.ММ.ГГГГ (версия 33), от ДД.ММ.ГГГГ (версия 34), от ДД.ММ.ГГГГ (версия 37) по позиции 0001 - закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Оплата поставленного по вышеперечисленным договорам товара произведена заказчиком (комитетом образования администрации Балаковского МР) следующими платежными поручениями:

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 52 076,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…УПД 52 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Паяльная станция <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10075 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 57 990,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 82, Тн 82 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров МФУ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10076 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 170 000,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 415, Тн 380 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Спектрофотометр <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10473 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 32 447,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 141-ИП, Тн 89 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Турист навигатор по <адрес>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ бо 10492 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 431 400,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…Сч 142-ИП, Тн 90 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Планшет по <адрес>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ бо 10493 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 117 160,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…УПД 20 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Образоват набор по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10114 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 33 000,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…сч 42, Тн 36 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Лазерный дальномер по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10393 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 138 545,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…сч 43, Тн 37 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров <адрес> полей и соревноват. элементов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 10378 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, 74603 на общую сумму 539 500,0 руб. с указанием в назначении платежа: «…сч 154-ИП, Тн 92 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Планшет по <адрес>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ бо 10491 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 149 284,23 руб. с указанием в назначении платежа: «…опл30% сч 189 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Интеракт. панель по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 12802 НДС не облагается»;

- от ДД.ММ.ГГГГ, на общую сумму 348 329,87 руб. с указанием в назначении платежа: «…опл70% Тн 238 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Интеракт. панель по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бо 12802 НДС не облагается».

В платежных поручениях указан код целевой статьи расходов 783Е151730 «Создание детских технопарков «Кванториум» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», то есть источником финансового обеспечения вышеперечисленных закупок товаров у единственного поставщика являлась субсидия, предоставленная из областного бюджета по вышеуказанному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 6.1.1 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством образования области, на который со стороны администрации Балаковского МР возложены функции по исполнению (координации исполнения) соглашений и предоставления отчетности, является комитет образования администрации Балаковского МР.

Пунктом 1.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского муниципального района, утвержденного решением Собрания Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение о комитете образования администрации Балаковского МР), определено, что комитет образования администрации Балаковского МР является структурным подразделением администрации Балаковского МР, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуется для осуществления управленческих функций, действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения о комитете образования администрации Балаковского МР к задачам и функциям комитета образования администрации Балаковского МР отнесены:

- выполнение программ развития системы образования (федеральной, областной, Балаковского МР) поддержки стабильного функционирования образовательной системы, оптимизация и сохранение сети образовательных учреждений на территории Балаковского МР (пункт 2.2.1 Положения);

- разработка с участием органов местного самоуправления и реализация целевых программ в области образования (пункт 2.2.2 Положения).

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского МР комитет возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Главой администрации Балаковского МР в порядке, установленном действующим законодательством. Председатель осуществляет руководство комитетом образования администрации Балаковского МР и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет образования администрации Балаковского МР задач и осуществление им своих функций.

В проверяемом периоде обязанности председателя комитета образования администрации Балаковского МР исполняла Солдатова Е. В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского МР от ДД.ММ.ГГГГ-Пр).

Пунктом 5.1 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по вышеуказанным соглашениям стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Поскольку в данном случае в заключенных между сторонами соглашениях прямо указано на необходимость соблюдения условия о централизации закупок, оснований для его несоблюдения у администрации Балаковского МР, уполномоченного органа – комитета образования администрации Балаковского МР не имелось.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Таким образом, комитетом образования администрации Балаковского МР не выполнены условия предоставления вышеуказанных субсидий о централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет предоставленных из областного бюджета субсидий, что является нарушением требований пункта 4 Положения о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения ЦОС и пункта 4 Положения о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на создание детских технопарков «Кванториум», пункта 6.1.6 соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных министерством образования области с администрацией Балаковского МР.

Дата совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (даты заключения договоров с единственным поставщиком).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Данные положения также предусмотрены в пункте 9 части 1 статьи 16 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области». В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации вправе составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 КоАП РФ. Аудиторы Счетной палаты Саратовской области уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях приказом Счетной палаты Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ-од «О перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Постановлением Саратовской <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГСтарцева И.В. назначена на должность аудитора Счётной палаты Саратовской области.

В судебном заседании должностное лицо Солдатова Е.В. пояснила, что вину в совершении инкриминируемого правонарушения признает, в содеянном раскаивается.

Защитник Кузьмин О.Г. в судебном заседании просил о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, по основаниям изложенным в письменном ходатайстве.

Должностное лицо, составившее протокол извещена, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 названного Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Аудитором Счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В., в соответствии со статьей 28.2, пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 части 1 статьи 16 Закона Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» составлен протокол о совершении должностным лицом - и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатова Е.В. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалом об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжениями администрации Балаковского муниципального района Саратовской области; соглашениями о предоставлении субсидии; значениями результатов использования субсидий; отчетом о достижении значений результатов использования субсидий; информацией о финансировании; выпиской из сводной бюджетной росписи; уведомлениями о лимитах; договорами от ДД.ММ.ГГГГ; платежными поручениями и т.д.

Установлено, что комитетом образования администрации Балаковского MP не выполнены условия предоставления вышеуказанных субсидий о централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет предоставленных из областного бюджета субсидий, что является нарушением требований пункта 4 Положения о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на создание детских технопарков «Кванториум», пункта 6.1.6 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного министерством образования области с администрацией Балаковского MP.

Таким образом, в действиях и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского MP Солдатовой Е.В., усматривается состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» КоАП РФ. Дата совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (даты заключения договоров с единственным поставщиком). Место совершения административного правонарушения - комитет образования администрации Балаковского муниципального района, Саратовской области, расположенный по адресу: 413849, Саратовская область, г. Балаково, <адрес>Б.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом аудитором счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В.ДД.ММ.ГГГГ в отношении и.о. председателя комитета образования администрации БМР Саратовской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица, кроме признания вины, подтверждаются собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Содержание и оформление протокола об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ; сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены. Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются иными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исходя из критериев их достоверности, допустимости, относимости к данному делу, нахожу вину должностного лица Солдатовой Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу либо влекущих освобождение виновного лица от административной ответственности, не имеется. Оснований для прекращения производства по делу не усматриваю.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю признание Солдатова Е.В. вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица, не установлено.

При таком положении, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю возможным назначить заместителю председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатова Е.В. административное наказание в виде административного штрафа.

По общему правилу административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №290-ФЗ, установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, при совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене.

И.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатова Е.В. ранее к административной ответственности не привлекалась.

Рассматриваемым административным правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

Предупредительные цели административного производства, содержащиеся в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, достигнуты самим фактом производства по настоящему делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатова Е.В. впервые совершила административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, при этом данное административное правонарушение не поименовано в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ и не повлекло последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, санкция части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, полагаю возможным применить по настоящему делу положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, части 2 статьи 1.7 и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Указанное административное наказание соответствует тяжести и общественной опасности совершенного должностным лицом административного правонарушения, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать исполняющую обязанности председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Солдатову Е. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.И. Орлова