ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 сентября 2020 года г. Черкесск
Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Хохлачева С.В., рассмотрев материал, поступивший из Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому Федеральным округам, с участием представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в отношении Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
25 июня 2020 года уполномоченным должностным государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления Минкультуроы России по ЮФО и СКФО в отношении Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований Федерального закона от 25.069.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации» (акт проверки от 25.06.2020 №), выразившиеся в неэффективной деятельности по государственной охране, ненадлежащему государственному контролю и надзору органа охраны КЧР за состоянием ОКН федерального значения, входящих в ансамбль «Архызский комплекс памятников» (реестровый №).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя, исследовав письменные доказательства, представленные в обоснование протокола об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает в случае нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2011г. № 230 «Об утверждении Положения Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия» (далее – ОКН) утверждено Положение об Управлении КЧР по охране ОКН.
Согласно указанному Положению, Управление КЧР по охране ОКН является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий КЧР в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны ОКН федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета. Целью деятельности исполнительного органа является государственная охрана ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории КЧР.
Отношении в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны ОКН.
Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ передает органам государственной власти субъекта РФ осуществление следующих полномочий в отношении ОКН (за исключением отдельных ОКН, перечень которых устанавливается Правительством РФ): 1. государственная охрана ОКН федерального значения в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона; 2. федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
В силу п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией ОКН является территория, непосредственно занятая данным ОКН и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию ОКН могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также – земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Требования к составлению протоколов границ территорий ОКН устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, ОКН, включенные в реестр, выявленные ОКН подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер ОКН относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред ОКН, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.п. 3, 4, 9, 10 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, государственная охрана ОКН включает в себя: организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны ОКН, регионального органа охраны ОКН, муниципального органа охраны ОКН; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на ОКН требованиями в отношении ОКН, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установление предмета охраны ОКН, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение органом охраны субъекта Российской Федерации требований ст. 33 Федерального закона № 730ФЗ, может повлечь за собой как причинение вреда ОКН, так и полную его физическую утрату.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии сними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны ОКН, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием ОКН, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за использованием обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН, включенного в реестр (далее – охранное обязательство), указываются требования в отношении ОКН, включенного в реестр, предусмотренные пп. 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2 п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны ОКН – в отношении ОКН федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объект археологического наследия (далее – ОАН) (за исключением отдельных ОКН федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ, и земельных участков, в границах которых располагаются ОАН, включенные в указанный перечень), ОКН регионального значения, ОКН местного (муниципального) значения.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ, под сохранением ОКН понимаются направленные на обеспечение физической сохранности ОКН ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация ОКН, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление ОКН для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Согласно п. 1, 4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны ОКН, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН, согласованной соответствующим органом охраны ОКН, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны ОКН за их проведением.
Согласно п.п. 1-3 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по выявлению и изучению ОАН, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ. Разрешение (открытый лист) – документ, выдаваемый федеральным органом охраны ОКН на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в п. 7 настоящей статьи. Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством РФ.
В силу п. 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается ОАН, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиорационных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности ОАН, включенного в ЕГРОКН, либо выявленного ОАН, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ, каждый имеет право на доступ к ОЕКН в порядке, установленном ст. 47.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, предметом государственного надзора в области охраны ОКН, в том числе является соблюдение требований к содержанию и использованию ОКН, требований к сохранению ОКН, требований к обеспечению доступа ОКН.
Статьей 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ установлены требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включенному в реестр.
Приостановление доступа к ОКН, включенному в реестр, предусмотрено требованиями ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что охранным обязательством собственника или иного законного владельца ОКН, включенного в реестр, устанавливаются требования к обеспечению доступа к ОКН в соответствии со ст. 47.4 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН или объектов, обладающих признаками ОКН, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ, государственная историко-культурная экспертиза (далее – ГИКЭ) проводится, в том числе, в целях определения наличия или отсутствия ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиорационных, хозяйственных работ, указанных в ст.30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны ОКН не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда, либо водных объектах или их частях ОКН либо объектах, обладающих признаками ОКН.
Соответственно, одним из объектов ГМКЭ являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиорационных, хозяйственных работ, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в п.п. 3, 4 и 7 ст. 25 Лесного кодекса РФ) и иных работ, в случае, если орган охраны ОКН не имеет данных об отсутствии на указанных землях ОКН, включенных в реестр, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН (ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что ГИКЭ проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиорационных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на выявленный ОКН либо объект, обладающий признаками ОКН, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона № 73-ФЗ заключение ГИКЭ является основанием для принятия соответствующим органом охраны ОКН решения о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31 указанного закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения ГИКЭ в отношении объектов, указанных в ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ.
В ходе проведения плановой проверки Управлением 17.06.2020г., в рамках реализации п. 4 постановления Правительства РФ №, проведено мероприятие по контролю за соблюдением ОКН федерального значения, входящие в ансамбль «Архызский комплекс памятников» (реестровый №), расположенных согласно сведений из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в <адрес>. Пообъектный состав состоит из следующих ОКН следующих ОКН федерального значения, являющихся памятниками археологии:
1. «Остатки ограды» реестровый №;
2. «Поселение» реестровый №;
3. «Поселение» реестровый №;
4. «Руины стены» реестровый №;
5. «Поселение» реестровый №;
6. «Плита с крестом» реестровый №;
7. «Плита с крестом» реестровый №;
8. «Могильник» реестровый №;
9. «Кучи камней (18 скоплений)» реестровый №;
10. «Руины зданий» реестровый №;
11. «Плита с крестом» реестровый №;
12. «Руины церкви» реестровый №.
В акте проверки от 25.06.2020г. №, в разделе VII. «Оценка мер, принимаемых Управлением КЧР по охране ОКН по государственной охране ОКН федерального значения ансамбль «Архызский комплекс памятников» отражены нарушения Федерального закона № 73-ФЗ, выявленные при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В отношении ОКН «Плита с крестом» (реестровый №) установлено ненадлежащее исполнение Управлением КЧР по охране ОКН требований ст. 9.1 и п.п. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части неисполнения обязанности по обследованию и фотофиксации один раз в пять лет состояния ОКН.
В отношении ОКН «Руины зданий» (реестровый №) и ОКН «Руины стены» (реестровый №) установлено неисполнение Управлением КЧР по охране ОКН по утверждению в установленном порядке предмета охраны, границ территории, а также выдачи охранных обязательств собственникам (пользователям) земельных участков на которых расположены указанные ОКН, а также ненадлежащего обследования и фотофиксации состояния ОКН, с указанием сведений, фактически противоречащих внесенным в ЕГРОКН.
В отношении ОКН «Плита с крестом» (реестровый №), установлено проведение работ на ОКН в нарушении ст. 40,45, 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, а также неисполнение Управлением КЧР по охране ОКН требований ст.ст. 3.1, 9.1, 33, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части обязанности по утверждению в установленном порядке предмета охраны, границ территории, а также выдачи охранных обязательств собственникам (пользователям) земельных участков на которых расположен указанный ОКН, а также ненадлежащего обследования и фотофиксации состояния ОКН, с указанием сведений, фактически противоречащих внесенным в ЕГРОКН.
В отношении ОКН «Поселение» (реестровый №) установлено нарушение требований ст.ст. 5.1, 7, 47.4, 47.5, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части ограничения доступа к памятнику. Указанные нарушения связаны с бездействием Управления КЧР по охране ОКН. Также выявлено нарушение требований п.п. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части ненадлежащего обследования и фотофиксации состояния ОКН, с указанием сведений, фактически противоречащих внесенным в ЕГРОКН. Также в отношении ОКН «Поселение» установлено, что неисполнение Управления КЧР по охране ОКН требований ст. ст. 3.1, 9.1, 22, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части обязанности по утверждению в установленном порядке предмета охраны, границ территории, а также выдачи охранных обязательств собственникам (пользователям) земельных участков на которых расположен ОКН. Кроме того, в ходе обследования данного ОКН установлено, что идет хозяйственное освоение территории памятника археологии: на территории свалены железобетонные столбы и ведется возведение 3-х строений на сваях с проведением земляных работ. Однако, в нарушение требований ст.ст. 28, 31, 36 Федерального закона № 73-ФЗ хозяйственное освоение земельных участков осуществляется в отсутствие проведенной в установленном порядке ГИКЭ.
В отношении ОКН «Плита с крестом» (реестровый №), установлено неисполнение Управлением КЧР по охране ОКН требований ст.ст. 3.1, 9.1, 33, 47,6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части обязанности по утверждению в установленном порядке предмета охраны, границ территории, а также выдачи охранных обязательств собственникам (пользователям) земельных участков, на которых расположен указанный ОКН, а также ненадлежащее обследование и фотофиксация состояния ОКН, с указанием сведений, фактически противоречащих внесенным в ЕГРОКН.
В отношении ОКН федерального значения: «Поселение» (реестровый №), «Остатки ограды» (реестровый №), «Могильник» (реестровый №); «Руины церкви» (реестровый №), установлено неисполнение Управлением КЧР по охране ОКН требований ст.ст. 3.1, 9.1, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части обязанности по утверждению в установленном порядке предмета охраны, границ территории, а также выдачи охранных обязательств собственникам (пользователям) земельных участков, на которых расположены указанные ОКН, а также ненадлежащее обследование и фотофиксации состояния ОКН, с указанием сведений, фактически противоречащих внесенным в ЕГРОКН. Также в ходе обследования данных ОКН федерального значения, установлено, что велось хозяйственное освоение территории памятников при отсутствии проведенной в установленном порядке ГИКЭ, что является нарушением требований ст.ст. 28, 31, 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
Таким образом, собранные по настоящему делу доказательства, в их совокупности, позволяют сделать вывод, что Управлением КЧР пол охране ОКН, при осуществлении деятельности по реализации переданных полномочий РФ по государственной охране и федеральному государственному надзору в отношении ОКН федерального значения, входящих в состав ансамбля «Архызский комплекс памятников» (реестровый №) нарушены требования федерального законодательства в сфере охраны ОКН, выразившиеся в неисполнении ст.ст. 3.1, 5.1, 7, 9.1, 11, 28, 31, 33, 36, 40, 45, 45.4, 47.4, 47.5, 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, в чем усматриваются признаки административного правонарушения. Предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
В адрес Управления КЧР по охране ОКН 30.06.2020г. было направлено письмо Управлением Министерства культуры РФ по ЮФО и СКФО о незамедлительной организации проведения контрольно-надзорных мероприятий в рамках ст.ст. 9.1, 11, 33 Федерального закона № 73-ФЗ, направленных на государственную охрану ОКН федерального значения, входящих в ансамбль «Архызский комплекс памятников», с целью недопущения причинения вреда ОКН, еженедельно предоставлять информацию о ситуации по сохранению и государственной охране ОКН федерального значения, входящих в ансамбль «Архызский комплекс памятников».
Согласно информации Карачаево-Черкесской природоохранной прокуратуры дана оценка деятельности должностных лиц Управлением КЧР по охране ОКН при осуществлении государственной охраны ОКН, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона № 73-ФЗ, в связи с чем, 10.09.2020г. в адрес начальника Управления вынесено представление об устранении нарушения федерального законодательства. Кроме того, в МО МВД России «Зеленчукский» по КЧР направлен материал проверки по факту уничтожения памятника «Плита с крестом», входящих в состав ансамбля «Архызский комплекс памятников», для решения вопроса об уголовном преследовании неустановленных лиц пост. 243 УК РФ.
Таким образом, Управление КЧР по охране ОКН имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, регулирующего отношения в области охраны ОКН, но им не были предприняты исчерпывающие меры по их соблюдению. Следовательно, собранные по настоящему делу доказательства устанавливают виновность Управления КУЧР по охране ОКН в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Из возражений Управления КЧР про охране ОКН следует, что Управление неоднократно обращалось в Министерство финансов КЧР, Правительство КЧР с вопросом недостаточного финансирования для выполнения работ по установлению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, внесенных в автоматизированную информационную систему АИС ЕГРКН, разработать и утвердить проекты предметов охраны объектов культурного наследия. В связи с чем был получен ответ о ежемесячном финансированием в соответствии с утвержденным планом с учетом исполнения доходной части республиканского бюджета. При поступлении дополнительных источников финансирования будет производиться в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение статьи 2.9 КоАП Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, учитывая, конкретные обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, а также учитывая, что Управление Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия является бюджетным учреждением, им предпринимались определенные меры по выполнению работ по сохранности объекта культурного наследия, оценив материальное положение юридического лица, прихожу к выводу о признании совершенного Управлением административного правонарушения малозначительным с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ подлежит прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением Управлению Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного на наследия устного замечания.
Руководствуясь ст. 2.9, п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Управления Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного на наследия, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, с объявлением устного замечания вы соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Разъяснить Управлению Карачаево-Черкесской Республики по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного на наследия, что настоящее постановление вступает в законную силу по истечении срока обжалования.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Черкесского городского суда КЧР С.В. Хохлачева
1версия для печатиДело № 5-1543/2020 (Постановление)