УИД 66RS0015-01-2018-001739-35 Дело № 5-154/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 30 ноября 2018 года город Асбест Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Емашова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа, УСТАНОВИЛ: Как следует из протокола об административном правонарушении № 20 от 08.10.2018 г., в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа, направленном для рассмотрения в Асбестовский городской суд Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, 05.10.2018 г. в 15:00 часов в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.08.2018 г. №1361-кн «О проведении плановой выездной проверки организации, осуществляющей образовательную деятельность», в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа, расположенного по адресу: <...>, обнаружено, что учреждение осуществляет образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, а именно: подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, поскольку учреждением привлечены педагогические работники, не имеющие профессионального образования, которые не соответствуют требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. На основании изложенного, 08.10.2018 г. главным специалистом отдела контроля и надзора Управления по надзору и контролю в сфер образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области ФИО1 на основании части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа был составлен протокол об административном правонарушении № 20, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), предусмотренном частью 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная образовательная школа № 13» Асбестовского городского округа Макурина Наталья Константиновна вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснила, что в виду стечения тяжелых обстоятельств, а именно постоянной вакансии должности «воспитателя», не желания педагогов ехать в поселок, наличия повышенной нагрузки работающих педагогов, была вынуждена принять на работу воспитателем ВОСПИТАТЕЛЬ, которая уже обучалась в образовательном учреждении среднего профессионального образования по соответствующему профилю, но на дату приема на работу не имела соответствующего образования. При этом ВОСПИТАТЕЛЬ в течение двух месяцев проходила стажировку, очень хорошо себя зарекомендовала, получила соответствующую рекомендацию аттестационной комиссии, в соответствии с пунктом 9 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и пунктом 11 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - разделы ЕКС), утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и от 11 января 2011 г. N 1н. В настоящее время она заканчивает обучение, в июне 2019 года получит диплом о среднем профессиональном образовании, претензий к качеству её работы не имеется, ни от руководства, ни от родителей. При этом пояснила, что ВОСПИТАТЕЛЬ до поступления к ним на работу трудового стажа не имела, МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» АГО является её первым местом работы. Также просила учесть, что юридическое лицо финансируется из бюджета города, собственных денежных средств не имеет, просила приобщить к материалам дела письменные объяснения, документы, подтверждающие её доводы, а также финансовые документы, подтверждающие материальное положение юридического лица. Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности – адвокат Кокарева Н.С., предоставившая удостоверение и ордер, так же с протоколом не согласна, полает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, просила приобщить к материалам дела письменные пояснения с обоснованием своей позиции по делу. Заслушав пояснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, его защитника, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о доказанности вины муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная образовательная школа № 13» Асбестовского городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением. Из примечания к данной статье следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение). Пунктом 1 Положения предусмотрено, что данное положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность). Согласно подпункту «д» пункта 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам. В силу статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 г. № 678, должность воспитателя, относится к должностям иных педагогических работников. Положениями подраздела III раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н) установлены требования к квалификации воспитателя, такие как высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В силу пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 данного Положения. Как усматривается из материалов дела МБОУ ООШ № 13 АГО осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 15 мая 2012 № 16016, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, в которой указано место нахождение юридического лица: <...> (л.д.23-25). 05 октября 2018 года в 15:00 часов при проведении плановой выездной проверки, проведенной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, в соответствии с приказом от 28.08.2018 г. № 1361-кн, было выявлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, а именно на должность воспитателя принята ВОСПИТАТЕЛЬ, имеющая аттестат о среднем общем образовании от 25.06.2015 г., в отсутствие у нее высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Факт совершения административного правонарушения и виновность муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 08.10.2018 (л.д. 2-6), актом проверки № 201701985728 от 05.10.2018 (л.д. 19-22), лицензией № 16016 от 15.05.2012 г. (л.д. 23-25), заявлением ВОСПИТАТЕЛЬ (л.д. 26), аттестатом о среднем общем образовании от 25.06.2015 г. (л.д. 27-28), трудовым договором с работником № 15 от 19.12.2016 г. (л.д. 29-30), приказом о приеме работника на работу от 19.12.2016 г. № 184 л/с (л.д. 31). Доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, и его защитника о том, ВОСПИТАТЕЛЬ была принята в декабре 2016 года, до вступления в силу профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", получив соответствующую рекомендацию аттестационной комиссии, в соответствии с пунктом 9 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и пунктом 11 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - разделы ЕКС), утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и от 11 января 2011 г. N 1н, что позволяло принять её на должность воспитателя, а также с учетом наличия вакантной ставки, открытой уже длительное время, и обучения ВОСПИТАТЕЛЬ в образовательном учреждении соответствующего профиля, не могут быть приняты судом во внимание, так как противоречит действующему законодательству. В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Таким образом, на основании Закона об образовании квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках, могут применяться наряду с профессиональными стандартами, а в случае отсутствия последних - вместо них. При этом, как следует из статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Согласно пункту 9 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и пункту 11 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - разделы ЕКС), утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н и от 11 января 2011 г. N 1н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. В данном случае, ВОСПИТАТЕЛЬ не могла быть назначена даже в порядке исключения на соответствующую должность, так как не обладала достаточным практическим опытом и компетентностью, так как ранее не имела опыта работы, стажировка в течение двух месяцев не может считаться достаточным практическим опытом; характеристики, подтверждающие, что она качественно и в полном объеме выполняла возложенные на неё должностные обязанности до получения рекомендации аттестационной комиссии, также не могли быть представлены, так как ВОСПИТАТЕЛЬ не имела соответствующего стажа работы. Кроме этого, из письма Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-1295/12 от 13.10.2016 года «О направлении позиции» следует, что «в настоящее время (октябрь 2016 года) пункты 9 и 11 подраздела I разделов ЕКС могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. В части, касающейся педагогических работников, не имеющих среднего профессионального образования или высшего образования (далее соответственно СПО и ВО), то есть не соответствующих требованиям части 1 с статьи 46 Закона об образовании, но трудоустроенных в качестве воспитателей или учителей до вступления в силу Закона об образовании, Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования обозначена консолидированная позиция, что в случае, если работник оказался в подобной ситуации, это не может служить основанием для расторжения с ним трудового договора». Таким образом, реализация оспариваемого законоположения в части требований к уровню образования педагогических работников, распространяется лишь на уже допущенных к профессиональной педагогической деятельности и осуществлявших ее в течение длительного времени на момент вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (1 сентября 2013 года). В рассматриваемом же деле, ВОСПИТАТЕЛЬ была принята на работу 19.12.2016 г., то есть спустя 3 года после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Суд считает, что протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам не имеется. При составлении данного протокола представителю муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа разъяснены права, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с протоколом представитель юридического лица ознакомлен. Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, которые являются относимыми и допустимыми, находит вину муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной, поскольку указанное юридическое лицо осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности не нарушены. Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, так как нарушения в сфере лицензирования, в том числе в сфере образования, главной целью которого являются соблюдение интересов несовершеннолетних, создание условий для их личностного развития, самоопределения и социализации, формирования у них готовности к саморазвитию и ответственному отношению к своей жизни на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, не могут быть признаны малозначительными. Санкцией части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При определении вида административного наказания, суд учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности заключается в частности, во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Кроме того, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, либо в случае совершения административного правонарушения, в частности, в области образовательной деятельности. Отсутствие угрозы здоровью детей и подростков, обучающихся в МБОУ ООШ № 13 АГО, дает возможность не назначать максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, в виде приостановления деятельности. При указанных обстоятельствах, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, суд считает, что цели административного наказания можно достичь при применении менее строгого из предусмотренных ч. 3 ст. 19.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях видов наказания - административного штрафа. В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Из вышеуказанных правовых норм следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств. Из материалов дела следует, что финансирование деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа осуществляется за счет средств бюджета администрации Асбестовского городского округа. С учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела в размере 76 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.29.7, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13» Асбестовского городского округа признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 76 000 (семьдесят шесть тысяч) рублей. При уплате штрафа указывать следующие реквизиты:
Отложить изготовление мотивированного постановления суда в соответствии с ч.1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 30 ноября 2018 года. Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 дней со дня получения постановления в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд Свердловской области. Судья Асбестовского городского суда Е.А. Емашова |