Дело №5-154/2023 64RS0004-01-2023-002884-29
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
8 августа 2023 года город Балаково Саратовской области
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Орлова О.И.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Ступак И.Ю., и ее защитника Кузьмина О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заместителя председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И. Ю.,
установил:
аудитором Счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В., в соответствии со статьей 28.2, пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 части 1 статьи 16 Закона Саратовской области 27 сентября 2011 года №125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» составлен протокол о совершении должностным лицом - и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И.Ю. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). В соответствии со статьей 10 Закона Саратовской области 27 сентября 2011 года №125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», пунктом 1.1 плана работы Счетной палаты Саратовской области 2023 год, утвержденного решением коллегии Счетной палаты области от 26 декабря 2022 года №12-к, приказом Счетной палаты области от 16 мая 2023 года №45-од проведено мероприятие «Анализ и оценка расходов на закупки товаров, работ, услуг (аудит в сфере закупок), осуществленных муниципальными заказчиками за счет субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2022 году в рамках реализации мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум» и «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» (в целях выполнения задач национального проекта «Образование»)». Установлено, что в структуру государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года №760-П (далее - государственная программа Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» от 29 декабря 2018 года №760-П), входит:
- мероприятие 2.2.22 «Создание детских технопарков «Кванториум» регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 428,9 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета - 21 015,3 тыс.руб. Согласно приложению №6 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» Закона Саратовской области от 2 декабря 2021 года №140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» министерству образования области (код ГРБС 018) предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов на создание детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб. по коду целевой статьи 5А2Е152300, коду вида расходов 500 «Межбюджетные трансферты». В целях реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнения задач федерального проекта «Современная школа») министерством образования области с администрацией Балаковского MP, в лице Главы Балаковского MP Грачева С.Е., заключено соглашение от 26 января 2022 года <данные изъяты> о предоставлении бюджету Балаковского MP субсидий из бюджета Саратовской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в размере 24 581 672,0 руб., в том числе в 2022 году на создание детских технопарков «Кванториум» в размере 21 444 180,0 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 14.02.2023 № 63607000-1-2022-010/3). Согласно выписке из сводной бюджетной росписи по расходам бюджета Балаковского MP, подписанной председателем комитета финансов администрации Балаковского MP Молошиной Е.В., комитету образования администрации Балаковского MP (код ГРБС 435) на 2022 год были утверждены бюджетные ассигнования по коду подраздела 0702 «Общее образование», коду целевой статьи 783Е151730 «Создание детских технопарков «Кванториум» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в общей сумме 21 444 180,0 руб., в том числе: по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 21 326 625,0 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 70 200,0 руб., 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» в сумме 47 355,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной из областного бюджета по соглашению от 26 января 2022 года №63607000-1-2022- 010. Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия 3.3 в части создания детских технопарков «Кванториум» (код целевой статьи 783Е151730) доведены комитетом финансов администрации Балаковского MP комитету образования администрации Балаковского MP уведомлениями от 30.12.2021 № 7/л-1, от 21.01.2022 № 46/л, от 16.06.2022 № 346/л, от 30.06.2022 № 385/л, от 25.07.2022 № 422/л, от 29.07.2022 № 441/л, от 02.08.2022 № 447/л, от 15.11.2022 № 595/л в объеме 21 444 180,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной по соглашению от 26.01.2022 № 63607000-1-2022-010. За счет средств субсидии, предоставленной бюджету Балаковского MP на создание детских технопарков «Кванториум»в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа»), наряду с закупками, осуществленными через ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок», комитетом образования администрации Балаковского MP, в лице и.о председателя комитета Ступак И.Ю., были осуществлены закупки товаров по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ путем заключения следующих договоров с единственным поставщиком:
от ДД.ММ.ГГГГ№ (ИКЗ 223643903533964390№) с ООО «Дисона» на поставку станка учебного фрезерного с числовым программным управлением «ЮНИОР-Ф» в количестве 1 штуки, набор фрез в количестве 2 штук на общую сумму 372 800,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
от ДД.ММ.ГГГГ№ (ИКЗ 223643903533964390№) с ИП Бледнов А. В. на поставку емкости для травления плат (ЕТ-20) в количестве 1 штуки на сумму 35 000,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Идентификационный код закупки (ИКЗ), указанный в вышеперечисленных договорах, соответствует ИКЗ, который указан в плане- графике закупок товаров, работ, услуг для нужд комитета образования администрации Балаковского MP на 2022 год, размещенном в ЕИС ДД.ММ.ГГГГ (версия 34), по позиции 0001 - закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Пунктом 1.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского муниципального района, утвержденного решением Собрания Балаковского MP от 13.05.2008 №464 (далее - Положение о комитете образования администрации БМР), определено, что комитет образования администрации БМР, является структурным подразделением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуется для осуществления управленческих функций, действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения о комитете образования администрации БМР к задачам и функциям комитета образования администрации БМР отнесены:
выполнение программ развития системы образования (федеральной, областной, Балаковского MP) поддержки стабильного функционирования образовательной системы, оптимизация и сохранение сети образовательных учреждений на территории Балаковского MP (пункт 2.2.1 Положения);
разработка с участием органов местного самоуправления и реализация целевых программ в области образования (пункт 2.2.2 Положения).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского MP комитет возглавляет председатель, который
назначается и освобождается от должности Главой администрации Балаковского MP в порядке, установленном действующим законодательством. Председатель осуществляет руководство комитетом образования администрации Балаковского MP и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет образования администрации Балаковского MP задач и осуществление им своих функций.
В период заключения вышеперечисленных договоров обязанности председателя комитета образования администрации Балаковского MP исполняла Ступак Ирина Юрьевна: с 01.08.2022 по 14.08.2022 (распоряжение Главы Балаковского MP от 18.07.2022 № 247-Пр). Пунктом 5.1 соглашения от 26.01.2022 №63607000-1-2022-010 предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по вышеуказанным соглашениям стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Поскольку в данном случае в заключенном между сторонами соглашении прямо указано на необходимость соблюдения условия о централизации закупок, оснований для его несоблюдения у администрации Балаковского MP, уполномоченного органа - комитета образования администрации Балаковского MP не имелось.
В судебном заседании должностное лицо Ступак И.Ю. пояснила, что вину в совершении инкриминируемого правонарушения признает, в содеянном раскаивается.
Защитник Кузьмин О.Г. в судебном заседании просил о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение, по основаниям изложенным в письменном ходатайстве.
Должностное лицо, составившее протокол извещена, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения П. к административной ответственности) нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 названного Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Аудитором Счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В., в соответствии со статьей 28.2, пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 9 части 1 статьи 16 Закона Саратовской области 27 сентября 2011 года №125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» составлен протокол о совершении должностным лицом - и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И.Ю. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующим.
В соответствии со статьей 10 Закона Саратовской области 27.09.2011 №125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», пунктом 1.1 плана работы Счётной палаты Саратовской области 2023 год, утвержденного решением коллегии Счетной палаты области от 26.12.2022 № 12-к, приказом Счетной палаты области от 16.05.2023 № 45-од проведено мероприятие «Анализ и оценка расходов на закупки товаров, работ, услуг (аудит в сфере закупок), осуществленных муниципальными заказчиками за счет субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2022 году в рамках реализации мероприятий «Создание детских технопарков «Кванториум» и «Обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области» (в целях выполнения задач национального проекта «Образование»)», по результатам которого установлено, что в структуру государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2018 № 760-П входит:
- мероприятие 2.2.22 «Создание детских технопарков «Кванториум» регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 428,9 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета - 21 015,3 тыс.руб.
Согласно приложению №6 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» Закона Саратовской области от 02.12.2021 № 140-ЗСО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» министерству образования области (код ГРБС 018) и предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов на создание детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа») с объемом финансового обеспечения на 2022 год в сумме 21 444,2 тыс.руб. по коду целевой статьи 5А2Е152300, коду вида расходов 500 «Межбюджетные трансферты».
В целях реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнения задач федерального проекта «Современная школа») министерством образования области с администрацией Балаковского MP, в лице Главы Балаковского MP Грачева С.Е., было заключено соглашение от 26.01.2022 №63607000-1-2022-010 о предоставлении бюджету Балаковского MP субсидий из бюджета Саратовской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в размере 24 581 672,0 руб., в том числе в 2022 году на создание детских технопарков «Кванториум» в размере 21 444 180,0 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 14.02.2023 № 63607000-1-2022-010/3).
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, утвержденных постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, порядки предоставления субсидий должны содержать, в том числе: цели предоставления субсидии; критерии отбора (порядок конкурсного отбора) муниципальных образований для предоставления субсидии, условия предоставления субсидии в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации; методику распределения субсидии между бюджетами муниципальных образований; перечень результатов использования субсидий, представляющих собой конечные результаты исполнения расходного обязательства муниципального образования, которые должны быть конкретными и измеримыми и должны соответствовать результатам региональных проектов (если предоставление субсидии связано с реализацией региональных проектов).
Постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум» утверждено Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум» (далее - Положение о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов области на создание детских технопарков «Кванториум»).
В соответствии с пунктом 4 вышеперечисленного Положения субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований области при выполнении ряда условий, одним из которых является условие о централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии.
Как следует из пункта 6.1.6 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ субсидии предоставляются при соблюдении условий централизации закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Такое же условие предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» было предусмотрено пунктом 6.1.9 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного Министерством просвещения Российской Федерации с Правительством Саратовской области.
В преамбуле соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что субсидия предоставлена в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и бюджету <адрес>, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (приложение № к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Исходя из пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов отдельных мероприятий федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение № к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что одним из условий предоставления субсидии субъекту Российской Федерации являлась централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона №44-ФЗ.
Как установлено частью 7 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, если условием предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, является централизация закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1.1 постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области» государственное казенное учреждение Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок» в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципальных органов или муниципальных казенных учреждений на основании соглашений, заключенных между Саратовской областью и находящимися на ее территории муниципальными образованиями.
Положением о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение образовательных организаций материально- технической базой для внедрения ЦОС, утвержденным постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ№-П, установлено предоставление конкретной субсидии бюджетам муниципальных образований области при выполнении определенных условий, в частности централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидии, т.е. вышеуказанное Положение является специальной нормой права при предоставлении конкретной субсидии, которая исключает возможность осуществления закупок у единственного поставщика (без проведения конкурентных закупок) по части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в силу вышеперечисленных норм права все закупки товаров за счет средств субсидий, предоставленных из областного бюджета по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ с администрацией Балаковского MP, должны были осуществляться только с привлечением уполномоченного учреждения (ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок»).
Пунктом 1.3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№), заключенного министерством образования области с администрацией Балаковского MP, предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установлены постановлением администрации Балаковского MP от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» (далее - программа «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе»).
В программе «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) ответственным исполнителем мероприятий программы, включая основное мероприятие 3.3 «Мероприятия в рамках федерального проекта «Современная школа», определен комитет образования администрации Балаковского MP. Согласно приложению № «Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе» финансовое обеспечение основного мероприятия 3.3 предусмотрено за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Согласно выписке из сводной бюджетной росписи по расходам бюджета Балаковского MP, подписанной председателем комитета финансов администрации Балаковского MP Молошиной Е.В., комитету образования администрации Балаковского MP (код ГРБС 435) на 2022 были утверждены бюджетные ассигнования по коду подраздела 0702 «Общее образование», коду целевой статьи 783Е151730 «Создание детских технопарков «Кванториум» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе», коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в общей сумме 21 444 180,0 руб., в том числе: по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 21 326 625,0 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 70 200,0 руб., 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» в сумме 47 355,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной из областного бюджета по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№.
Лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия 3.3 в части создания детских технопарков «Кванториум» (код целевой статьи 783Е151730) доведены комитетом финансов администрации Балаковского MP комитету образования администрации Балаковского MP уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ№/л-1, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л, от ДД.ММ.ГГГГ№/л в объеме 21 444 180,0 руб., что соответствует размеру субсидии, предоставленной по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№.
За счет средств субсидии, предоставленной бюджету Балаковского MP на создание детских технопарков «Кванториум»в рамках реализации регионального проекта 2.2 «Современная школа» (в целях выполнении задач федерального проекта «Современная школа»), наряду с закупками, осуществленными через ГКУСО «Государственное агентство по централизации закупок», комитетом образования администрации Балаковского MP, в лице и.о председателя комитета Ступак И.Ю., были осуществлены закупки товаров по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ путем заключения следующих договоров с единственным поставщиком:
от ДД.ММ.ГГГГ№ (ИКЗ 223643903533964390№) с ООО «Дисона» на поставку станка учебного фрезерного с числовым программным управлением «ЮНИОР-Ф» в количестве 1 штуки, набор фрез в количестве 2 штук на общую сумму 372 800,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»;
от ДД.ММ.ГГГГ№ (ИКЗ 223643903533964390№) с ИП Бледнов А. В. на поставку емкости для травления плат (ЕТ-20) в количестве 1 штуки на сумму 35 000,0 руб. для создания детских технопарков «Кванториум» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Идентификационный код закупки (ИКЗ), указанный в вышеперечисленных договорах, соответствует ИКЗ, который указан в плане- графике закупок товаров, работ, услуг для нужд комитета образования администрации Балаковского MP на 2022 год, размещенном в ЕИС ДД.ММ.ГГГГ (версия 34), по позиции 0001 - закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Оплата поставленного по вышеперечисленным договорам товара произведена заказчиком (комитетом образования администрации Балаковского MP) следующими платежными поручениями:
от ДД.ММ.ГГГГ №№, 95505 на общую сумму 372 800,0 руб. с указанием в назначении платежа: «...Тн, Сф 47 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Станок учеб.фрезерный, набор фрез по д 12 от ДД.ММ.ГГГГ НДС не облагается»;
от ДД.ММ.ГГГГ №№, 73135 на общую сумму 35 000,0 руб. с указанием в назначении платежа: «...Сч 3, Тн 4 от ДД.ММ.ГГГГ Прочая закупка товаров Емкость для травления плат по д 16 от ДД.ММ.ГГГГ бо 10538 НДС не облагается».
В платежных поручениях указан код целевой статьи расходов 783Е151730 «Создание детских технопарков «Кванториум» подпрограммы «Развитие инфраструктуры системы общего и дополнительного образования» муниципальной программы «Развитие образования в Балаковском муниципальном районе».
Согласно пункту 6.1.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством образования области, на который со стороны администрации Балаковского MP возложены функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и предоставления отчетности, является комитет образования администрации Балаковского MP.
Пунктом 1.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского муниципального района, утвержденного решением Собрания Балаковского MP от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о комитете образования администрации БМР), определено, что комитет образования администрации БМР, является структурным подразделением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуется для осуществления управленческих функций, действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения о комитете образования администрации БМР к задачам и функциям комитета образования администрации БМР отнесены:
выполнение программ развития системы образования (федеральной, областной, Балаковского MP) поддержки стабильного функционирования образовательной системы, оптимизация и сохранение сети образовательных учреждений на территории Балаковского MP (пункт 2.2.1 Положения);
разработка с участием органов местного самоуправления и реализация целевых программ в области образования (пункт 2.2.2 Положения).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о комитете образования администрации Балаковского MP комитет возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Главой администрации Балаковского MP в порядке, установленном действующим законодательством. Председатель осуществляет руководство комитетом образования администрации Балаковского MP и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет образования администрации Балаковского MP задач и осуществление им своих функций.
В период заключения вышеперечисленных договоров обязанности председателя комитета образования администрации Балаковского MP исполняла Ступак И. Ю.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение Главы Балаковского MP от ДД.ММ.ГГГГ№-Пр).
Пунктом 5.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по вышеуказанным соглашениям стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Поскольку в данном случае в заключенном между сторонами соглашении прямо указано на необходимость соблюдения условия о централизации закупок, оснований для его несоблюдения у администрации Балаковского MP, уполномоченного органа - комитета образования администрации Балаковского MP не имелось.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Таким образом, комитетом образования администрации Балаковского MP не выполнены условия предоставления вышеуказанных субсидий о централизации закупок товаров, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется за счет предоставленных из областного бюджета субсидий, что является нарушением требований пункта 4 Положения о порядке предоставления и распределения из областного бюджета субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов области на создание детских технопарков «Кванториум», пункта 6.1.6 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного министерством образования области с администрацией Балаковского MP.
Учитывая вышеизложенное, в действиях и.о. председателя комитета образования администрации Балаковского MP Ступак И. Ю., усматривается состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов» КоАП РФ.Дата совершения правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (даты заключения договоров с единственным поставщиком). Место совершения административного правонарушения - комитет образования администрации Балаковского муниципального района, Саратовской области, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом аудитором счетной палаты Саратовской области Старцевой И.В.ДД.ММ.ГГГГ в отношении и.о. председателя комитета образования администрации БМР Саратовской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица, кроме признания вины, подтверждаются собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Содержание и оформление протокола об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ; сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены. Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются иными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исходя из критериев их достоверности, допустимости, относимости к данному делу, нахожу вину юридического лица ИП Котенок А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Обстоятельств, исключающих производство по данному делу либо влекущих освобождение виновного лица от административной ответственности, не имеется. Оснований для прекращения производства по делу не усматриваю.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учитываю признание Ступак И.Ю. вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица, не установлено.
При таком положении, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю возможным назначить заместителю председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И.Ю. административное наказание в виде административного штрафа.
По общему правилу административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При этом частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года №290-ФЗ, установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, при совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене.
Заместитель председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И.Ю. ранее к административной ответственности не привлекалас.
Рассматриваемым административным правонарушением не был причинен вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Предупредительные цели административного производства, содержащиеся в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, достигнуты самим фактом производства по настоящему делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заместитель председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И.Ю. впервые совершила административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля, при этом данное административное правонарушение не поименовано в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ и не повлекло последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, санкция части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ не предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения, полагаю возможным применить по настоящему делу положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, части 2 статьи 1.7 и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Указанное административное наказание соответствует тяжести и общественной опасности совершенного должностным лицом административного правонарушения, отвечает принципам соразмерности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать заместителя председателя комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ступак И. Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.И. Орлова