ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1552/2015 от 10.12.2015 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 декабря 2015 года г.Астрахань

Судья Советского районного суда г.Астрахани Омарова И.В.,

при секретаре Бабаевой И.Г.,

рассмотрев дело <номер> об административном правонарушении по факту осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) (ст.19.20 ч.1 КоАП РФ) в отношении МУП <адрес><данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

МУП <адрес><данные изъяты> осуществляя деятельность по эксплуатации следующих производственных объектов: Правобережные очистные сооружения канализации <номер> (<данные изъяты><данные изъяты> и иловые площадки <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>; Правобережные очистные сооружения канализации <номер> (<данные изъяты> и иловые площадки <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>; Северные очистные сооружения канализации (<данные изъяты>) расположенные по адресу: <адрес>; Южные очистные сооружения канализации (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> (иловые площадки), имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, достоверно зная о необходимости соблюдать экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, деятельность, не связанную с извлечением прибыли, по обращению с отходами IV класса опасности, в период с <дата> по настоящее время, осуществляет деятельность по размещению, в части хранения отхода «Отходы ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных вод» IV класса опасности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представители МУП <адрес> «<данные изъяты><К.М.А.>, <С.М.Н.>, <Ш.Е.Г.> вину в совершении административного правонарушения не признали.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес><К.Н.В.> и <М.А.И.> просили привлечь Общество к административной ответственности по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ.

Суд, выслушав представителей МУП <адрес><данные изъяты> и <данные изъяты> службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, допросив специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что МУП <адрес><данные изъяты> является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия, утвержденного Постановлением Администрации МО «<адрес>» <номер> от <дата>.

Согласно Устава, основными видами деятельности МУП <адрес><данные изъяты> являются: водоснабжение и водоотведение населения, бюджетных организаций, промышленных предприятий <адрес>; проектирование, строительство, ремонт и эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения <адрес>; эксплуатация инженерных инфраструктур <адрес> и т.д.

В ведении МУП <адрес><данные изъяты> находятся: земельный участок в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. за кадастровым номером <номер> в семьдесят седьмой территориально-экономической зоне (иловые площадки ЮОСК); земельный участок по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м2 и т.д.

Местом фактической деятельности МУП <адрес><данные изъяты> являются: - <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>; - <данные изъяты><номер>, расположенные по адресу: <адрес>; - <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>; - <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес> (иловые площадки).

На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от <дата><номер> в период с <дата> по <дата> проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении МУП <адрес> «<данные изъяты>

В рамках плановой выездной проверки в период с <дата> по <дата><ФИО>1 Росприроднадзора по <адрес> осуществлены выезды по производственным площадкам МУП <адрес><данные изъяты>, в результате которых установлено, что Обществом ведется деятельность по обращению с отходами производства и потребления I-V классов опасности, образующиеся в результате осуществления производственной деятельности, в частности эксплуатации очистных сооружений канализации.

В результате деятельности МУП <адрес> «<данные изъяты> очистке хозяйственно - бытовых и канализационных вод на <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> образуются «Отходы ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» отнесенный к V классу опасности, согласно протоколу лабораторного анализа ФГБУ <данные изъяты><номер> от <дата>.

Очистка хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод на очистных сооружениях канализации происходит по следующей схеме. Сточные и хозяйственно-бытовые сточные воды от населения по системе канализации поступает в приемную камеру канализационно-очистных сооружений (КОС), где происходит отделение примесей, далее поступает в песколовку, где удаляются песок и мелкие минеральные частицы. При нахождении в первичном отстойнике, из сточных вод удаляется сырой осадок, всплывающие частицы. Далее происходит биологическая очистка сточных вод, представленная аэротенками и вторичными отстойниками, далее вода обеззараживается и сбрасывается в водоем. Избыточный активный ил после биологической очистки по трубопроводу поступает на иловые карты (площадки), туда же поступает сырой осадок из первичных отстойников. Далее избыточный ил, поступивший на иловые карты, проходит ряд технологических процессов с целью обезвоживания, обезвреживания и доведения до отхода V класса опасности.

После подтверждения лабораторией МУП <адрес> «<данные изъяты> достижения избыточного ила, находящегося в иловых картах, V класса опасности, и составления соответствующего протокола биотестирования, данный ил очистных сооружений переходит в отход «Отходы ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод», иловые карты зачищаются, а сам отход вывозится на полигон для дальнейшего захоронения.

Данный технологический процесс подтверждается объяснением от <дата> главного технолога-эколога МУП <адрес><данные изъяты><Л.И.В.>

В соответствии со ст.1 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ (ред. от <дата>) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с <дата>) – под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, а именно: накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем шесть месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, размещение отходов, есть хранение и захоронение на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I-IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Согласно журналам учета наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны на СОСК, и справкам, представленным МУП <адрес><данные изъяты> за период с <дата> по <дата> года на Северных очистных сооружениях было образовано <данные изъяты> тонн и вывезено <данные изъяты> тонн на полигон отхода ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Согласно журналам учета наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны ПОСК-1, и справкам, представленным МУП <адрес> «<данные изъяты> за период с <дата> по <дата> года на Правобережных очистных сооружениях канализации — 1, было образовано <данные изъяты> тонн и вывезено <данные изъяты><данные изъяты> тонн на полигон отхода ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Согласно журналам учета наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны ПОСК-2, и справкам, представленным МУП <адрес> «<данные изъяты> период с <дата> по <дата> года на Правобережных очистных сооружениях канализации — 2, было образовано <данные изъяты> тонн и вывезено <данные изъяты> тонн на полигон отхода ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Согласно журналам учета наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны ЮОСК, и справкам, представленным МУП <адрес> «Астрводоканал» за период с <дата> по 3 квартал 2015 года на Южных очистных сооружениях канализации, было образовано 4993,5 тонн и вывезено 50,63 тонн на полигон отхода ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Данные сведения подтверждаются представленными в материалы дела данными учета в области обращения с отходами МУП <адрес> «Астрводоканал» за <дата> год, данными учета в области обращения с отходами МУП <адрес><данные изъяты> (СОСК, ПОСК-1, ПОСК-2, ЮОСК) за <дата> года, данными учета в области обращения с отходами МУП <адрес> «<данные изъяты>» (СОСК, ПОСК-1, ПОСК-2, ЮОСК) за <дата> года, протоколами определения класса опасности отхода ила стабилизированного по СОСК, ПОСК-1, ПОСК-2, ЮОСК.

Вместе с тем, образования отходов «Ила стабилизированного от биологических очистных сооружений канализации» подтверждаются договорами о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности с ЗАО «АПЭК» от <дата>, <номер> и от <дата><номер> и талонами о сдаче отходов на полигон (в количестве 102 талонов за период <дата> года.)

На период с <дата> по <дата> МУП <адрес> «<данные изъяты>» имело утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от <дата><номер>, утвержденные Нижне-Волжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

В своих объяснениях от <дата><Л.И.В.> подтверждает факт хранения на иловых площадках по месту образования отхода, отходов ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, согласно утвержденным нормативам образования отходов и лимитов на их размещение от <дата><номер>, что также подтверждается отчетом по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год и пояснительной запиской к нему.

Согласно протоколам биотестирования пробы «Отхода ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных вод, проведенные ФБУ «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>», данные отходы были отнесены к IV классу опасности (протокол биотестирования от <дата><номер>, от <дата><номер>).

Допрошенная в судебном заседании специалист ФБУ «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» <Ш.Р.Р.> поддержала результаты протоколов биотестирования и пояснила процедуру отбора проб для биотестирования.

Доказательств, опровергающих результаты протоколов биотестирования, составленных ФБУ «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>», в суд представлено не было.

МУП <адрес> «<данные изъяты>» имеет лицензию серия <номер><номер> от <дата>, сроком действия до <дата>, только в части на использование и транспортировку отходов I-IV класса опасности.

Таким образом, размещение отходов по данной лицензии не предусмотрено, и отход ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод в данной лицензии отсутствует.

Следовательно, МУП <адрес> «<данные изъяты> фактически с <дата>, т.е. в период с <дата> и по настоящее время осуществляет деятельность по размещению, в части хранения отхода «Отходы ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» IV класса опасности, в количестве <данные изъяты><данные изъяты> тонн, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Вина МУП <адрес> «<данные изъяты>» подтверждается материалами дела: - протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата>; - приказом о проведении плановой выездной проверки <номер> от <дата>; - актом проверки <номер> от <дата>; - протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; - протоколами биотестирования отхода ФБУ «<данные изъяты>»- «<данные изъяты>»; - объяснением главного технолога-эколога <Л.И.В.> от <дата>; - служебными записками отдела экологической экспертизы и нормирования; - уставом МУП <адрес> «<данные изъяты>»; - справками о количестве образовавшихся отходов; - приказами «Об организации экологического контроля»; - талонами на захоронение отходов на полигоне; - лицензией на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности в части использования и транспортировке отходов от <дата>, серия 030 <номер>; - нормативами образования отходов и лимитов на их размещение; - учетами в области обращения с отходами; - проектами нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; - отчетом по форма 2-ТП -отходы годовая за <данные изъяты> год и другими материалами дела в их совокупности.

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.20, состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые предусмотрены законодательством о лицензировании, расширительное толкование требований и условий лицензирования недопустимо.

Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19.20, являются граждане, должностные лица, юридические лица, частью 3 - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения являются умышленными.

Судом не установлено обстоятельств, препятствующих получению МУП <адрес> «<данные изъяты>» лицензии своевременно.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Частями 1 и 3 ст.2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в действиях МУП <адрес> «<данные изъяты>» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Своими действиями МУП <адрес> «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.20 ч.1 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения юридического лица от обязательств по исполнению требований природоохранного законодательства, не установлено.

При решении вопроса о назначении наказания, суд учитывает данные о правонарушителе, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о возможности назначения минимального наказания, предусмотренного санкцией ст.19.20 ч.1 КоАП РФ. Суд считает нецелесообразным назначение такой меры наказания как административное приостановление деятельности и полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.19.20, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (сто <данные изъяты> рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Астраханской области (Управление Росприроднадзора), ИНН получателя: 3015066698, КПП получателя: 301501001, ОКТМО: 12707000001, счета 40101810400000010009, БИК банка 041203001, Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области, КБК: 04811625050016000140, назначение платежа: «штраф».

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Омарова И.В.