Дело 5-155/2020
УИД 29RS0003-01-2020-000389-52
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
15 июня 2020 года с. Яренск
Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Минина Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Козьминская средняя школа», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 165787, <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Козьминская средняя школа» (далее - МБОУ «Козьминская СШ») осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), а именно 19 марта 2020 года осуществило образовательную деятельность при обстоятельствах, когда основная образовательная программа среднего общего образования не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; отсутствует переподготовка (повышение квалификации) у воспитателя ФИО1; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на реализацию программ дополнительного образования; наименование организации в санитарно-эпидемиологическом заключении не соответствует учредительным документам
Законный представитель МБОУ «Козьминская СШ» ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ без её участия, с протоколом согласна. Просит назначить административное наказание в отношении директора школы ФИО2
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, консультант отдела лицензирования, аккредитации и подтверждения документов управления развития системы образования министерства образования и науки Архангельской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещалась.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов делу и никем не оспаривается МБОУ «Козьминская СШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии N 6225 от 13 апреля 2016 года (л.д. 39-41).
На основании распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от 17 февраля 2020 года № 249, в период с 02 марта 2020 года по 30 марта 2020 года в МБОУ «Козьминская СШ» проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (л.д. 14-19).
По результатам проверки, уполномоченным должностным лицом составлен акт от 19 марта 2020 № 32-к, из которого следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере образования в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности: основная образовательная программа среднего общего образования не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; отсутствует переподготовка (повышение квалификации) у воспитателя ФИО1; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на реализацию программ дополнительного образования; наименование организации в санитарно-эпидемиологическом заключении не соответствует учредительным документам (л.д. 20-31).
Административным органом 19 марта 2020 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 32-33).
Правовые, организационные и экономические основы образования Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», который определяет правовые положения участников отношений в сфере образования.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Федерального закона определено, что учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 2 и пункту 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ, которая подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специалистам, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
В соответствии с п. 3 указанного Положения образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Согласно подпунктам «г», «д», «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В силу подпункта «а» пункта 9 указанного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера), в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об образовании").
Согласно подпунктам 1, 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, что основная образовательная программа среднего общего образования не приведена в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; отсутствует переподготовка (повышение квалификации) у воспитателя ФИО1; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на реализацию программ дополнительного образования; наименование организации в санитарно-эпидемиологическом заключении не соответствует учредительным документам является грубым нарушением лицензионных требований.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен правильно с учетом требований ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МБОУ «Козьминская СШ» имело возможность соблюсти требования и условия, предусмотренные специальным разрешением - лицензией, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, МБОУ «Козьминская СШ», допустив осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
В соответствии с частями 1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность – признание вины, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и его последствия, то обстоятельство, что МБОУ «Козьминская СШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, осуществляющим деятельность в сфере образования, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность – признание вины, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также то, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, считаю возможным снизить размер административного наказания до 75 000 руб., данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 и 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Козьминская средняя школа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (Семьдесят пять тысяч) рублей.
Получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (министерство образования и науки Архангельской области л/с <***>)
Банк получателя - отделение Архангельск г. Архангельск
ИНН <***>
КПП 290101001
БИК 041117001
р/с <***>
код дохода 07711607000016000140
ОКТМО 11701000
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Вилдегодский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Минина