ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1567/2021 от 26.11.2021 Безенчукского районного суда (Самарская область)

Копия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 ноября 2021 года пгт. Безенчук

Резолютивная часть постановления изготовлена 23 ноября 2021 года.

Мотивированное постановление изготовлено 26 ноября 2021 года.

Судья Безенчукского районного суда Самарской области Бурдина Д.Ю.,

рассмотрев материалы об административном правонарушении, в отношении Преликова Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в совершении правонарушения предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

В прокуратуру <адрес> из УФСБ России по <адрес> поступил материал в отношении Преликова Валерия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.3.1 КоАП РФ.

В ходе проверки установлено, что в отдел в <адрес> УФСБ России по Самарской поступила информация из администрации муниципального района <адрес> о том, что активные участники группы «Граждане СССР» Преликов В.А. и Гришковцов А.В. распространяют в органах местного самоуправления и правоохранительных органах, расположенных на территории района наглядную агитацию в виде листовок «Обращение народного депутата СССР Ю.А. Слепнева к гражданам Союза Советских Социалистических Республик».

Отделом в <адрес> УФСБ России по <адрес> в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий получена информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ сторонники «граждан ФИО4» Преликов Валерий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Гришковцов Александр Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в целях распространения наглядной агитации данной организации посетили администрацию <адрес>, прокуратуру <адрес> и ОМВД России по <адрес>.

Из полученных объяснений вахтера администрации муниципального района <адрес> Корнауховой О.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ находилась на рабочем месте, в период времени с 12 часов 00 минут по 12 часов 48 минут, более точное время не помнит, ей граждане Преликов В.А. и Гришковцов А.В. передали документы от СССР Президиума Верховного <адрес>, обращение ФИО4 Ю.А. ФИО5 к гражданам ФИО4, постановления ФИО4, манифесты и декреты для регистрации в администрации района.

Согласно справке исследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистом У ФСБ России по <адрес> основной темой документа «Постановление ФИО4ФИО3ФИО5» гражданам Союза Советских Социалистических Республик») является тема проведения «Всесоюзных Выборов в Советы ФИО4». Текст написан от лица ФИО5, который представлен как «Народный депутат СССР». Адресат «Обращения» обозначен как «граждане Союза Советских Социалистических Республик». При этом установление принадлежности к группе «граждане Союза Советских Социалистических Республик» основано на самоопределении.

В тексте не содержится упоминания Российской Федерации, что объясняется высказываниями их текста, в которых Союз Советских Социалистических Республик (СССР) позиционируется как современное государство с действующим законодательством: «Я, Юрий Алексеевич Слепнев, действующий народный депутат СССР, документ-удостоверение №32 на основании действующей Конституции СССР и закона о депутатах СССР...», «Я, как действующий народный депутат СССР, обладающий всей полнотой власти СССР, переданной мне народом Союза Советских Социалистических Республик...». Согласно Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории».

Таким образом, указание на СССР как на современное государство является отрицанием как факта правопреемства государств, так и отрицанием факта существования легитимного государства «Российская Федерация». В связи с данной установкой автора текста действующие сотрудники МВД и Вооруженных Сил Российской Федерации названы в документе как «замещающие государственные должности в Республиках СССР, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил».

Упоминание указанной выше группы содержится в следующем пункте «Обращения»: «В случае противодействия избирательному процессу со стороны лиц замещающих государственные должности в Республиках СССР, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил, считать изменниками Родины по статье УК РСФСР и клятвопреступниками». Данное высказывание обладает признаками речевого акта угрозы.

Под угрозой понимается высказывание, которое содержит сообщение о наступлении негативных последствий для адресата в будущем. Существуют также угрозы-предупреждения, в которых наступление негативных последствий для адресата в результате определенных действий угрожающего, зависит от того, совершит адресат какое-либо действие или, наоборот, не совершит.

Имеющаяся в тексте «Обращения» угроза соответствует типу угрозы- предупреждения, о чем свидетельствует набор реализованных в тексте компонентов данного речевого акта.

Адресатом угрозы выступают «лица замещающие государственные должности в Республиках ФИО4, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил», то есть лица занимающие должности в органах Министерства внутренних дел и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Компонент угрозы «санкция» соответствует ответственности по статье 64 УК РСФСР «Измена Родине». Согласно тексту данной статьи, ответственность подразумевает лишение свободы либо смертную казнь. Таким образом, санкция подразумевает под собой действия насильственного характера.

Условием применения насильственных действий («То, что собирается сделать адресат угрозы») являются потенциально возможные действия адресата, направленные на противодействие избирательному процессу в рамках «Всесоюзных Выборов в Советы Народных депутатов СССР».

При условии участия лиц, занимающих государственные должности «в Республиках СССР, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил» в противодействии избирательному процессу, указанные лица признаются преступниками, оцениваются как «изменники Родины», «клятвопреступники». Данные номинации имеют негативно-оценочный характер, за счет указания на совершение действий, которые являются отступлением от нормы.

По данному факту в отношении Преликова В.А. и.о. прокурора Безенчукского района Самарской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В судебном заседании Преликов В.А. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.3.1 КоАП РФ не признал, пояснив, что не согласен с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении него.

Помощник прокурора Безенчукского района Самарской области Тихомирова В.А. просила привлечь Преликова В.А. к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа.

Изучив административный материал, выслушав пояснения Преликова В.А., позицию помощника прокурора Безенчукского района Самарской области, материал проверки в отношении Преликова В.А., судья приходит к выводу о виновности Преликова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ по следующим основаниям.

В части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О полиции», направлениями деятельности полиции являются среди прочих: «защита личности, общества, государства от противоправных посягательств», «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», «обеспечение правопорядка в общественных местах». Также в Федеральном законе указано, что обязанность полиции является в том числе «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные действия, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия».

В соответствии со статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой- либо социальной группе, совершенных публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 23.11.2021 г. постановлением и.о. прокурора Безенчукского района Самарской области в отношении Преликова В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно справке исследования № 105 от 17 мая 2021 года, проведенного специалистом УФСБ России по Самарской области, в ходе исследования установлено, что основной темой документа «Постановление народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнева» гражданам Союза Советских Социалистических Республик») является тема проведения «Всесоюзных Выборов в Советы Народных Депутатов СССР». Текст написан от лица Юрия Алексеевича Слепнева, который представлен как «Народный депутат СССР». Адресат «Обращения» обозначен как «граждане Союза Советских Социалистических Республик». При этом установление принадлежности к группе «граждане Союза Советских Социалистических Республик» основано на самоопределении.

В тексте не содержится упоминания Российской Федерации, что объясняется высказываниями их текста, в которых Союз Советских Социалистических Республик (СССР) позиционируется как современное государство с действующим законодательством: «Я, Юрий Алексеевич Слепнев, действующий народный депутат СССР, документ-удостоверение №32 на основании действующей Конституции СССР и закона о депутатах СССР...», «Я, как действующий народный депутат СССР, обладающий всей полнотой власти СССР, переданной мне народом Союза Советских Социалистических Республик...». Согласно Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории».

Таким образом, указание на СССР как на современное государство является отрицанием как факта правопреемства государств, так и отрицанием факта существования легитимного государства «Российская Федерация». В связи с данной установкой автора текста действующие сотрудники МВД и Вооруженных Сил Российской Федерации названы в документе как «замещающие государственные должности в Республиках СССР, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил».

Упоминание указанной выше группы содержится в следующем пункте «Обращения»: «В случае противодействия избирательному процессу со стороны лиц замещающих государственные должности в Республиках ФИО4, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил, считать изменниками Родины по статье УК РСФСР и клятвопреступниками». Данное высказывание обладает признаками речевого акта угрозы.

Под угрозой понимается высказывание, которое содержит сообщение о наступлении негативных последствий для адресата в будущем. Существуют также угрозы-предупреждения, в которых наступление негативных последствий для адресата в результате определенных действий угрожающего, зависит от того, совершит адресат какое-либо действие или, наоборот, не совершит.

Имеющаяся в тексте «Обращения» угроза соответствует типу угрозы- предупреждения, о чем свидетельствует набор реализованных в тексте компонентов данного речевого акта.

Адресатом угрозы выступают «лица замещающие государственные должности в Республиках ФИО4, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил», то есть лица занимающие должности в органах Министерства внутренних дел и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Компонент угрозы «санкция» соответствует ответственности по статье 64 УК РСФСР «Измена Родине». Согласно тексту данной статьи, ответственность подразумевает лишение свободы либо смертную казнь. Таким образом, санкция подразумевает под собой действия насильственного характера.

Условием применения насильственных действий («То, что собирается сделать адресат угрозы») являются потенциально возможные действия адресата, направленные на противодействие избирательному процессу в рамках «Всесоюзных Выборов в Советы Народных депутатов СССР».

При условии участия лиц, занимающих государственные должности «в Республиках СССР, Краях и Областях сотрудников МВД и Вооруженных Сил» в противодействии избирательному процессу, указанные лица признаются преступниками, оцениваются как «изменники Родины», «клятвопреступники». Данные номинации имеют негативно-оценочный характер, за счет указания на совершение действий, которые являются отступлением от нормы.

С позиции лингвистической квалификации текст документа «Постановление Народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнева» («Обращение Народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнёва к гражданам Союза Советских Социалистических Республик») содержит информацию, направленную на возбуждение ненависти либо вражды в отношении сотрудников МВД и Вооруженных Сил Российской Федерации.

С позиции лингвистической квалификации текст документа «Постановление Народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнева» («Обращение Народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнева к гражданам Союза Советских Социалистических Республик») содержит информацию, направленную на возбуждение ненависти либо вражды в отношении сотрудников МВД и Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, вина Преликова В.А. подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: материалом проверки в отношении Преликова В.А.; листовкой «Обращение народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнева к гражданам СССР» с приложениями; справкой специалиста № 105 от 17.05.2021г. и другими материалами дела.

Представленные суду материалы суд считает, допустимыми, относимыми и достаточными, для вывода о виновности Преликова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ.

Оснований не доверять справке специалиста № 105 от 17.05.2021, согласно которой установлено, что с позиции лингвистической квалификации в представленных на исследование материалах, а именно в тексте листовки «Обращение Народного депутата СССР Юрия Алексеевича Слепнёва к гражданам Союза Советских Социалистических Республик» имеется информация, направленная на возбуждение ненависти либо вражды в отношении сотрудников МВД и Вооруженных Сил РФ у суда нет оснований, поскольку оно проведено специалистом управления ФСБ России по Самарской области Наумовой Т.А., не доверять которой у суда нет оснований, а сама справка специалиста соответствует требованиям действующего законодательства и никем не оспорена.

При определении размера административного наказания Преликова В.А. суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст.20.3.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Преликова Валерия Александровича, 03.05.1953 г.р. виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст.20.3.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей.

Назначенный штраф оплатить УФК по <адрес> л/с Кор. счет // УФК по <адрес> КБК

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки уплаты.

Квитанцию об оплате административного штрафа в обязательном порядке необходимо представить в адрес Безенчукского районного суда <адрес> в установленный срок.

В случае непредставления квитанции об уплате назначенного штрафа постановление будет передано в территориальный отдел судебных приставов по Вашему месту жительства для исполнения в принудительном порядке.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в установленный срок на основании ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ Бурдина Д.Ю.

Копия верна. Судья:

Подлинный документ подшит в материалах дела

находится в производстве Безенчукского районного суда <адрес>