Дело № 5-1568/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 03 сентября 2020 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана» ФИО1,
представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО5, ФИО4,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося директором ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана», состоящего в браке, имеющего на иждивении 4 несовершеннолетних детей, ранее за однородное правонарушение не привлекавшегося,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
12 августа 2020 года консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель, в границах территории объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть проведение несанкционированных работ по установке временных построек, а именно летней театральной сцены, павильонов для размещения посадочных мест для зрителей, павильона для размещения буфета и автономного санузла.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении предъявленного правонарушения признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, просил заменить ему наказание на устное замечание, суду пояснил, что летняя площадка является временной конструкцией, вред объекту не причинен.
Представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО5, ФИО6 поддержали составленный в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
В частях 1 и 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 15 марта 2016 года № 35804-р с проведением ему регистрационного номера №.
Границы зоны охраны и режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 2012 года № 419 «Об утверждении границ территории и границ зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
Административным органов выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенном в границах охранной зоны, объекта культурного наследия федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» проводятся работы по установке временных построек, а именно летней театральной сцены, павильонов для размещения посадочных мест для зрителей, павильона для размещения буфета и автономного санузла.
Пунктом 3 Режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г. арх. А.В. Гринберг» устанавливается ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия «Дом Советов», в том числе запрет на ограничение и размещение рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению.
Из выписки ЕГРН от 23 июля 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Государственного автономного учреждения культуры Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана».
При этом документы на согласование установки временных построек на земельном участке с кадастровым номером № в адрес Министерства не поступали.
Приказом ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность директора ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана», что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответственным лицом за предоставление документов по согласованию построек на земельном участке, расположенном в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» в Министерство является ФИО1, что последним сделано не было.
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают наличие в действиях (бездействии) ФИО1 события вменяемого административного нарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.
В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, признание вины и раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Отягчающих обстоятельств суду не предоставлено.
Вместе с этим суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также об умышленном совершении правонарушения, представлено не было. Из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение повлекло негативные последствия, существенный вред интересам граждан, общества и государства.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание роль правонарушителя, а также то, что правонарушение носит формальный характер, учитывая пояснения должностного лица, что выявленное нарушение не причинило вреда и не повлекло каких-либо негативных последствий, действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы третьих лиц, прихожу к выводу, что административное правонарушение, совершенное ФИО1 не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.
Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела, в том числе с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, его поведения во время и после совершения правонарушения свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9,29.9-29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Освободить ФИО1 от административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Речич