ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1568/20 от 03.09.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 5-1568/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 03 сентября 2020 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана» ФИО1,

представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО5, ФИО4,

рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося директором ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана», состоящего в браке, имеющего на иждивении 4 несовершеннолетних детей, ранее за однородное правонарушение не привлекавшегося,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

12 августа 2020 года консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований законодательства по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель, в границах территории объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, то есть проведение несанкционированных работ по установке временных построек, а именно летней театральной сцены, павильонов для размещения посадочных мест для зрителей, павильона для размещения буфета и автономного санузла.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении предъявленного правонарушения признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, просил заменить ему наказание на устное замечание, суду пояснил, что летняя площадка является временной конструкцией, вред объекту не причинен.

Представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО5, ФИО6 поддержали составленный в отношении ФИО1 протокол об административном правонарушении.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В частях 1 и 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу пункта 3 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п. 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 15 марта 2016 года № 35804-р с проведением ему регистрационного номера .

Границы зоны охраны и режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 2012 года № 419 «Об утверждении границ территории и границ зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг», режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».

Административным органов выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположенном в границах охранной зоны, объекта культурного наследия федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» проводятся работы по установке временных построек, а именно летней театральной сцены, павильонов для размещения посадочных мест для зрителей, павильона для размещения буфета и автономного санузла.

Пунктом 3 Режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Дом Советов, 1937 г. арх. А.В. Гринберг» устанавливается ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия «Дом Советов», в том числе запрет на ограничение и размещение рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также регулирование проведения работ по озеленению.

Из выписки ЕГРН от 23 июля 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Государственного автономного учреждения культуры Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана».

При этом документы на согласование установки временных построек на земельном участке с кадастровым номером в адрес Министерства не поступали.

Приказом ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность директора ГАУК Республики Марий Эл «Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана», что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ответственным лицом за предоставление документов по согласованию построек на земельном участке, расположенном в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» в Министерство является ФИО1, что последним сделано не было.

Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают наличие в действиях (бездействии) ФИО1 события вменяемого административного нарушения.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, признание вины и раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Отягчающих обстоятельств суду не предоставлено.

Вместе с этим суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также об умышленном совершении правонарушения, представлено не было. Из материалов дела не следует, что совершенное правонарушение повлекло негативные последствия, существенный вред интересам граждан, общества и государства.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание роль правонарушителя, а также то, что правонарушение носит формальный характер, учитывая пояснения должностного лица, что выявленное нарушение не причинило вреда и не повлекло каких-либо негативных последствий, действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы третьих лиц, прихожу к выводу, что административное правонарушение, совершенное ФИО1 не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.

Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела, в том числе с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, его поведения во время и после совершения правонарушения свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9,29.9-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Освободить ФИО1 от административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.С. Речич