Дело № 5–156/15
Постановление
21 апреля 2015 года г.Владивосток, Фокина, 23А
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Юртаев Н.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН», <...>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.8.18 КоАП РФ,
Установил:
Должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.18 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН» (далее по тексту ТОИ ДВО РАН) по факту проведения морских научных исследований в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех термодатчиков (автономных дискретных многоэлементных термогирлянд) в период с 26 сентября 2013 года по 15 апреля 2014 года без разрешения на проведение морских научных исследований, в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года в нарушение условий разрешения на проведение морских научных исследований № от 11 апреля 2014 года, а также без нанесения установленных опознавательных знаков на используемое оборудование, чем нарушены правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах Российской Федерации.
В судебном заседании специалист ОД и АП Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Сенатрусов А.А. просил прекратить производство по делу в части вмененного правонарушения, имевшего место в период с в период с 26 сентября 2013 года по 15 апреля 2014 года без разрешения на проведение морских научных исследований. Просил признать виновным ТОИ ДВО РАН только за нарушение, имевшего место в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года. При этом показал, что на момент изъятия приборов на компьютере имелись сведения о температурном режиме б.Витязь за один день - 15.04.2014года.
Представитель по доверенности ТОИ ДВО РАН Шокарев И.П. вину организации не признал. В обосновании своих доводов указал, что изъятые дата макеты донных станций разрешение Министерства образования и науки РФ № от 11.04.2014 года ТОИ ДВО РАН не истребовал и не получал в связи с тем, что макеты донных станций проходили калибровку и проверку работоспособности в период с 26.09 2013 года по февраль 2014 года. Разрешение Минобрнауки РФ на данные виды работ не требуется. Полученные данные по калибровке и проверке работоспособности макетов донных станций в период времени с 26 сентября 2013 года до февраля 2014 года не относятся к новым научным знаниям и не использовались как в ТОИ ДВО РАН, так и в институте гидродинамики СО РАН для оформления каких либо научных отчетов по ним. При завершении тестирования 29 сентября 2013 года техническая возможность для подъема макетов донных станций отсутствовала. Поэтому макеты донных станций были оставлены в морской среде в не рабочем состоянии на зимний период для проверки ее пригодности на живучесть (обрастание, коррозийная стойкость, воздействие ледового покрова и осенних штормов и т.д.). За период времени нахождения в морской среде с февраля 2014 года по 24 апреля 2014 года макеты донных станций находились в неисправном состоянии. Также макеты донных станций не являются научными приборами и в дальнейшем не подлежат сертификации.
В судебном заседании свидетель ФИО1 подтвердил доводы представителя института, и представил суду показания в письменном виде, где изложил аналогичные доводы, и дополнительно указал, что 24 апреля 2014 года были изъяты три макета донных станций, изготовленных учеными института гидродинамики Сибирского отделения РАН, которые состоят из набора распределенной системы датчиков, платформы и контейнера, в котором находятся электронные модули, в том числе блок регистрации и передачи данных в виде микропроцессора - контроллера. Базовая станция на берегу включает блок бесперебойного питания и персональный компьютер. Станции не снабжены автономными источниками питания, поэтому макет из трех донных станций не является «автономным дискретным многоэлементным техническим устройством». Макеты трех донных станций были установлены в конце сентября 2013 года в бухте Витязь для тестирования и проверки их работоспособности в морских условиях. В период с 26 сентября 2013 года по 24 апреля 2014 года морские научные исследования с использованием изъятых макетов донных станций не проводились. Макеты донных станций не предназначалась для проведения измерений в зимнее время. Тестировались они на устойчивость к внешним механическим и гидрохимическим воздействиям. К моменту изъятия макетов донных станций 24 апреля 2014 года все три донные станции не работали. Ссылка должностного лица административного органа Сенатрусова А. А. на то, что институт в своем ответе (исх. № от 29.04.2014 года) назвал изъятые технические изделия как автономные дискретные многоэлементные термогирлянды, является необоснованной, так как ТОН ДВО РАН не располагал к тому времени какой либо технической документацией на привезенные из института гидродинамики СО РАН технические устройства и поэтому, предварительно назвал их по аналогии с имеющимися в собственной разработке термодатчиками. Именно на собственные автономные дискретные многофункциональные термогирлянды, разработанные в ТОЙ ДВО РАН институт получил разрешение Министерства образования и науки РФ № от 11.04.2014г. При этом подтвердил, что последние сведения о температурном режиме б.Витязь имелись на 15.04.2014года.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что сроки давности привлечения к административной ответственности по вмененному ТОН ДВО РАН правонарушению в части, имевшего место в период с 26 сентября 2013 года по 15 апреля 2014 года, выразившегося в проведении морских научных исследований в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех термодатчиков (автономных дискретных многоэлементных термогирлянд) без разрешения на проведение морских научных исследований, истекли 15.04.2015года. В связи с чем, производство по делу в этой части подлежит прекращению по основаниям п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, о чем было заявлено представителем административного органа в судебном заседании.
Вместе с тем, вина ТОИ ДВО РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ - нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, имевшего место в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года, выразившегося в проведении морских научных исследований в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех термодатчиков в нарушение условий разрешения на проведение морских научных исследований № от 11 апреля 2014 года, а также без нанесения установленных опознавательных знаков на используемое оборудование, нашла свое подтверждение в судебном заседании.
Так, 24 апреля 2014 года на прилегающей к морской экспериментальной станции «Б» (Хасанский район Приморского края), принадлежащей на праве оперативного управления ТОИ ДВО РАН, акватории бухты Витязь Японского моря обнаружено три прибора. Согласно протокола об административном правонарушении данным приборам присвоена наименование - термодатчики (автономные дискретные многоэлементные термогирлянды), позволяющие определять температуру в точке их постановки. Однако, в судебном заседании установлено, что указанные приборы имеют правильное наименование - донные станции, не являющиеся автономными, но имеющие термодатчики для измерения температурного режима воды. Сторонами не оспаривалось, что для передачи данных термодатчики с помощью соединительных кабелей были подключены к программно-аппаратному комплексу (компьютеру), находящемуся на территории МЭС «Б» ТОИ ДВО РАН и имеющему доступ к сети Интернет для дистанционного доступа к поступающим на ПАК данным. В судебном заседании стороны не оспаривали, что на момент обнаружения имелись сведения о температурном режиме б.Витязь за 15.04.2014года. Также, о ведении в бухте Витязь (воды, где установлен пограничный режим) какой-либо деятельности, связанной с установкой и эксплуатацией указанного оборудования, ТОИ ДВО РАН либо его сотрудники пограничные органы не уведомляли. В связи с чем, указанное оборудование после отключения датчиков от подключенного к ним программно-аппаратного комплекса, при участии представителя ТОИ ДВО РАН по доверенности, были установленным порядком изъяты с акватории бухты, замечаний относительно правильности заполнения протокола, обстоятельств изъятия, приложенных фотоматериалов от представителя ТОИ ДВО РАН не поступало.
20 июня 2014 года по факту нарушения правил пограничного режима, связанных с постановкой и последующей эксплуатацией указанного оборудования до момента изъятия 24.04.2014 г., ТОИ ДВО РАН признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.18.3 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Приморского края от 27 августа 2014 года указанное постановление оставлено без изменений (вступило в законную силу 11.09.2014 г.).
По информации ТОИ ДВО РАН (исх. № от 29.04.2014 г., № от 06.05.2014 г., № от 08.12.2014 г., № от 30.12.2014 г.), ФГБУН «А» (исх. № от 05.05.2014 г.), а также свидетелей ФИО1 (<должность> лаборатории физической океанологии ТОИ ДВО РАН, <должность> отряда гидрофизики шельфа) и ФИО2 (<должность> МЭС «Б») установлено, что изъятое оборудование использовалось для изучения динамических процессов в прибрежной зоне океана и дальневосточных морей России, и последние сведения были получены 15.04.2015года. Поскольку оборудование использовалось для изучения динамических процессов в прибрежной зоне океана и дальневосточных морей России, в частности в б.Витязь, то по мнению судьи, данную деятельность ТОИ ДВО РАН можно отнести к морским научным исследованиям. Судья не может согласиться с доводами представителя ТОИ ДВО РАН о том, что установка этих трех донных станций в бухте Витязь преследовала цель только для тестирования, калибровки и работоспособности, так как реально с помощь этих приборов были получены соответствующие сведения о температурном режиме воды в бухте Витязь.
При таких обстоятельствах, судья считает, что ТОИ ДВО РАН должно было получить разрешение на проведение морских научных исследований у уполномоченного органа на постановку с использованием резиновой лодки и эксплуатацию в бухте Витязь Японского моря обнаруженного оборудования. Поскольку последние данные с приборов были получены 15 апреля 2014года, то соответственно срок привлечения в административной ответственности за правонарушение, имевшее место в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года, выразившегося в не уведомлении штаба Тихоокеанского флота на проведение морских научных исследований в б.Витязь в указанный период, не истекло.
Факт ведения в бухте Витязь деятельности, связанной с установкой и последующей эксплуатацией обозначенного оборудования, именно ТОИ ДВО РАН, а также функционирования данного оборудования вплоть до изъятия 24.04.2014 г. подтверждено также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2014 года по делу об административном правонарушении в отношении ТОИ ДВО РАН по ч.2 ст.18.3 КоАП РФ.
В соответствии с ответами ФГБУ «Г» № от 16.12.2014 г. и ФГБУ «Д» № от 16.12.2014 г. сведения о температуре воды придонного слоя внутренних морских вод Российской Федерации относятся к информации о природных процессах, происходящих в водной толще.
Документов на право пользования водным объектом в иных, не связанных с научными, целях ТОИ ДВО РАН не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.
Из положений ст.39 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» следует, что деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с данным законом.
Получение во внутренних морских водах и территориальном море РФ информации по аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере, предусмотрено лишь путем, определенным ст.24 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», т.е. исключительно путем проведения морских научных исследований.
Ч.4 ст.24 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено, что размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований. При этом данные установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие, согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями.
Согласно ч.5 ст.25 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запроса на проведение морских научных исследований и принятия по нему решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.30 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» программа морских научных исследований может быть изменена российскими или иностранными заявителями только в исключительных случаях и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после получения от него письменного разрешения на такое изменение, согласованного с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в п.4 ст.26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3 Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 391) основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (далее соответственно - разрешение, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям).
Наличие у российского или иностранного заявителя лицензии на осуществление определенного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является основанием для осуществления морских научных исследований без разрешения (пункт 4 Правил проведения морских научных исследований).
В случае если район морских научных исследований частично находится во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, такие исследования во всем районе, в том числе в части, которая находится за пределами территориального моря Российской Федерации, осуществляются в порядке, определенном настоящими Правилами для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (п.5 Правил проведения морских научных исследований).
Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением непосредственно предназначенных для проведения исследований неживых или живых ресурсов, а также обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для проведения морских научных исследований в указанных морских районах. При этом такие установки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или компетентной международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации с учетом норм и стандартов, установленных компетентными международными организациями (п.6 Правил проведения морских научных исследований).
В соответствии с п.45 Правил проведения морских научных исследований российский заявитель, получивший разрешение, направляет в указанные в разрешении территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота:
- не позднее чем за 30 дней до начала проведения морских научных исследований - информацию о программе исследований, сроках их выполнения, а также список иностранных граждан, непосредственно участвующих в исследованиях;
- не позднее чем за 5 дней до начала исследований - информацию об их начале.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ч.1 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Из положений п.2 ч.1 и п.14 ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации следует, что использование акватории водных объектов в иных, не связанных с научными, целях осуществляется на основании договоров водопользования.
Между тем, в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов, юридическим лицом ТОИ ДВО РАН проведены морские научные исследования в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех донных станций в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года в нарушение условий разрешения на проведение морских научных исследований № от 11 апреля 2014 года, а также без нанесения установленных опознавательных знаков на используемое оборудование, чем нарушены правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах Российской Федерации. Факт того, что в протоколе об административном правонарушении указано иное наименование приборов, то данное обстоятельство не является основанием для исключения административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, вина ТОИ ДВО РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, доказана и подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об изъятии вещей и документов от 24.04.2014 г.; протоколами опроса свидетеля ФИО1 от 24.04.2014 г. и от 30.04.2014 г.; протоколом опроса свидетеля ФИО2 от 24.04.2014 г.; ответом ФГБУН «А» № от 05.05.2014 г.; приказом ТОИ ДВО РАН № от 23.04.2013 г.; ответом Департамента науки и технологий Минобрнауки России № от 16.12.2014 г.; ответом Департамента науки и технологий Минобрнауки России № от 03.07.2014 г.; ответом штаба Тихоокеанского флота № от 22.12.2014 г.; решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2014 г. по делу №; разрешением на проведение морских научных исследований № от 27.02.2013 г.; разрешением на проведение морских научных исследований № от 11.04.2014 г.; ответом ФГБУ «Г» № от 16.12.2014 г.; ответом ФГБУ «Е» № от 16.12.2014 г.; протоколом об административном правонарушении от 31.12.2014 г. и иными материалами дела об административном правонарушении.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность судьей не установлено.
Постановлением Южно-Сахалинского городского суда от 28.10.2013 г. по делу об административном правонарушении № юридическое лицо ТОИ ДВО РАН признано виновным в совершении правонарушения по ч.1 ст.8.18 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу 15.01.2014 г., постановление исполнено 17.02.2014 г.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Институт предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Таким образом, вина в совершении вменяемого административного правонарушения выражена в форме неосторожности.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае, оценив обстоятельства совершенного правонарушения с учетом его характера и степени общественной опасности, учитывая, что только 15.04.2014года были получены сведения с приборов о температурном режиме воды в б.Витязь, а в остальные дни, вплоть до изъятия приборов 24.04.2014года, последние находились в нерабочем состоянии, судья установил, что правонарушение не повлекло вредных последствий, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым правоотношениям. Таким образом, судья полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным, и применить положения ст 2.9 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
Постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН», <...>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ по событию, имевшего место в период с 26 сентября 2013 года по 15 апреля 2014 года, выразившегося в проведении морских научных исследований в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех термодатчиков (автономных дискретных многоэлементных термогирлянд) без разрешения на проведение морских научных исследований, - прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности по основаниям п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН», <...>, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, имевшего место в период с 15 апреля по 24 апреля 2014 года, выразившегося в проведении морских научных исследований в бухте Витязь залива Петра Великого Японского моря с использованием трех донных станций в нарушение условий разрешения на проведение морских научных исследований № от 11 апреля 2014 года, а также без нанесения установленных опознавательных знаков на используемое оборудование, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Предметы административного правонарушения: три термодатчика (автономные дискретные многоэлементные термогирлянды) или как правильно считать таковые донными станциями, хранящиеся в комнате для хранения изъятых вещей и документов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (<адрес>) – возвратить ФГБУН «Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН».
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Юртаев Н.Н.