ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 августа 2016 года | ........ |
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Сысоева О.В., при секретаре Максимовой Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, уроженца ........, зарегистрированного и проживающего по адресу: ........, <...> ранее привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 10 августа 2016 года, ФИО1 10 августа 2016 года в 00 часов 08 минут в <...> у д. 8 оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствовал исполнению им служебных обязанностей, а именно, пытался скрыться бегством, вел себя агрессивно, размахивал руками. На неоднократные законные требования прекратить свои противоправные действия не реагировал, а продолжал их.
При рассмотрении дела ФИО1 вину в совершении указанного административного правонарушения не признал, пояснил, что не отрицал свое нахождение в состоянии алкогольного опьянения, не хотел проходить медосвидетельствование, убежал, потому что не понимал, что от него хотят, испугался.
Судья, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами, как следует из положений ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10 августа 2016 года должностным лицом ОМВД России по ........ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. l ст. 19.3 КоАП РФ, согласно которому ФИО1 10 августа 2016 года в 00 часов 08 минут в <...> у д. 8 оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствовал исполнению им служебных обязанностей, а именно, пытался скрыться бегством, вел себя агрессивно, размахивал руками, не реагировал на неоднократные требования прекратить противоправное поведение.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности наряду с иными сведениями должны быть указаны событие административного правонарушения и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (ч. 2 ст. 28.2, ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, заключается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в виде полного или частичного игнорирования указанных распоряжения и требования, совершении действий вопреки им или воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению должностным лицом служебных обязанностей. Привлечение к такой ответственности возможно в случае, если распоряжение или требование сотрудника полиции, отданные в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме, были законными.
Как установлено, в протоколе об административном правонарушении при изложении события вменяемого противоправного деяния, предусмотренного ч. 1 ст 19.3 КоАП РФ, конкретное невыполненное ФИО1 законное требование или распоряжение сотрудника полиции не обозначено, в судебном заседание установлено быть не могло.
Определением судьи от 10.08.2016 дело об административном правонарушении было возвращено в ОМВД РФ по Кондопожскому району в связи с указанными неполнотой и недостаточностью представленных материалов, которые не могут быть восполнены судом. Не имеется оснований считать, что в представленном в настоящее время материале недостатки устранены и объективная сторона указана в полном объеме и надлежащим образом.
В силу положений пп.13, 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление и административное задержание.
Исходя из требований ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, осуществляется в целях составления протокола об административном право нарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).
Следовательно, при осуществлении доставления и административного задержания сотрудники полиции должны иметь достаточные данные полагать, что неприменение таких мер к лицу воспрепятствует правильному и своевременному оформлению процессуальных документов, связанных с совершением им административного правонарушения.
Исходя из содержания протокола и рапорта сотрудников полиции, неповиновение законным требованиям должностных лиц заключалось в отказе ФИО1 от прохождения в медицинском учреждении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, требующегося для составления документов по факту совершения противоправного деяния, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, сопровождавшееся описанными в рапортах действиями.
Поводом для возбуждения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ, является появление его в общественном месте в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность. По смыслу закона понятие состояния опьянения относится к оценочному и определяется субъектом административной юрисдикции на основании совокупности всех представленных доказательств.
Системное толкование норм административного права и составленных сотрудниками полиции документов по факту совершения лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, позволяет сделать вывод о том, что, поскольку в рассматриваемом случае доставление гражданина, не отрицавшего обстоятельства нахождения его в состоянии опьянения, в медицинское учреждение в целях последующего возбуждения в отношении него дела по указанной статье КоАП РФ не требовалось, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения не может быть истолкован как неповиновение законному требованию сотрудников полиции.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности. Юридически значимые обстоятельства, установленные при рассмотрении дела судьей, не свидетельствуют о наличии законных оснований для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Таким образом, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья | О.В. Сысоева |