ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-156/2016 от 18.10.2016 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №5-156/2016г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

18 октября 2016 года г.Бологое

ул.Кирова, д.9

Федеральный судья Бологовского городского суда Тверской области Калько И.Н., с участием представителей юридического лица – Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, зарегистрированного в реестре юридических лиц 14 июля 2011 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 690701001, юридический адрес: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

В судебном заседании представитель юридического лица ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и суду пояснил, что в соответствии с утвержденным уставом предметом деятельности комбината Озерный является обеспечение приемки материальных ценностей на хранение в государственный материальный резерв, количественной и качественной сохранности материальных ценностей и, по указанию Территориального управления или Росрезерва, выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва. В том числе ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва контролирует качественное состояние материальных ценностей государственного материального резерва, обеспечивает их сохранность, а также обеспечивает пропускной, внутриобъектный и противопожарный режимы, поддерживает готовность работы в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона №79-ФЗ от 29.12.1994г. «О государственном материальном резерве» структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации. Деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется вышеназванным Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит. Действительно у ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва на балансе находятся четыре пожарных автомобиля, но ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва занимается противопожарной профилактикой, в том числе локализацией пожара. В соответствии с законом «О пожарной безопасности» локализация пожара - это действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего горения и создания условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами. Это значит, что в случае возникновения очага пожара, они занимаются его локализацией до прибытия пожарных, которые будут заниматься непосредственно ликвидацией пожара. В частности, у ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва есть согласованный и разработанный оперативный план пожаротушений, в соответствии с которым начальник охраны возглавляет действия по локализации и тушению пожара до прибытия подразделения МЧС. Таким образом, считает, что ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва непосредственно тушением пожара не занимается, что подтверждает штатное расписание, согласно которого у ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва в штате нет пожарных. Начальник охраны и директор отвечают за пожарную безопасность, но непосредственно деятельность по профилактике пожаров возложена на начальника отдельной команды военизированной охраны, который пожарным не является. По результатам проверки ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва получил документы, ознакомился с актом и протоколом. По поводу проведения проверки ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва возражений не было, проверка была проведена в соответствии с планом проверок. Однако с отдельными указанными в акте проверки нарушениями, включая и нарушение, выразившееся в отсутствии у комбината лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров, он был не согласен, о чем было указано в акте собственноручно. В ходе проверки он также давал пояснения инспектору, однако его доводы во внимание приняты не были. В 2012 году на комбинат уже составлялся протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ по аналогичным обстоятельствам, дело рассматривалось в Бологовском городском суде Тверской области. По результатам рассмотрения судьей было вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях комбината состава административного правонарушения. Жалобу государственного инспектора по пожарному надзору на вышеуказанное постановление в Тверском областном суде оставили без удовлетворения. За период с 2012 года по настоящее время на комбинате ничего не измелилось, прежними остались и все виды деятельности, и штатное расписание. На основании изложенного просил суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Представитель юридического лица ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала по основаниям, изложенным представителем юридического лица ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1

Главное управление МЧС России по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении дела не заявляло, о дне, времени и месте рассмотрения извещалось судом надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Тверской области.

Заслушав представителей юридического лица ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва ФИО1 и ФИО2, изучив материалы дела, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.1 КоАП РФ, в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью1 статьи19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п.14 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

В силу п.2 Положения «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», по тушению лесных пожаров», утвержденного Постановлением Правительства РФ №69 от 31 января 2012 года, лицензирование данного вида деятельности осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Устава ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва является самостоятельным юридическим лицом, учредителем является Правительство РФ, полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.

Приказом Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) №... от ДАТА директором ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва назначен ФИО1

В соответствии с Распоряжением Врио начальника УНДиПР Главного Управления МЧС России по Тверской области №21 от 19 июля 2016 года в период с 01 августа 2016 года по 26 августа 2016 года в отношении ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва назначено проведение плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

Согласно акта проверки №21 от 25 августа 2016 года выявлено нарушение требований п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ №1742 р/с от 31 декабря 2004 года, выразившееся в отсутствии у ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва лицензии МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).

Из протокола об административном правонарушении №3 от 25 августа 2016 года следует, что 04 августа 2016 года в 10 часов 00 минут по адресу: <...>, и в 12 часов 00 минут по адресу: г.Бологое-5, ул.Луначарского, д.40, в ходе проведения проверки Государственным инспектором Тверской области по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Тверской области М.И.Н. ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва установлено, что ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва на своих объектах осуществляет деятельность по тушению пожаров, не связанную с извлечением прибыли, не имея лицензии МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и ряд других обстоятельств.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании установлено, что 04 августа 2016года в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной на основании распоряжения Врио начальника УНДиПР Главного Управления МЧС России по Тверской области №21 от 19 июля 2016 года, на территории ФКГУ комбинат «Озерный» Росрезерва был выявлен факт нарушения ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва требований п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ №1742 р/с от 31 декабря 2004 года, выразившегося в отсутствии у ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва лицензии МЧС России на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны). В связи с этим в отношении ФКГУ комбинат «Озерный» Росрезерва составлен протокол об административном правонарушении №3 от 25 августа 2016 года в области пожарной безопасности, за совершение административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются копией распоряжения, копией акта проверки и протоколом об административном правонарушении. Вместе с тем, согласно Уставу Федерального государственного казенного учреждения комбината «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, утвержденному приказом Федерального агентства по государственным резервам от 29 декабря 2006года №248 и изменениям в Устав ФКГУ комбинат «Озерный» Росрезерва, утвержденных приказом Росрезерва от 12 мая 2011 года №174, ФКГУ комбинат «Озерный» Росрезерва учреждено приказом Российского агентства по государственным резервам от 05 февраля 2002года №68 «О реорганизации государственных учреждений комбинатов «Метеорит» и «Гудок», «Дубрава» и «Наука», «Новое время» и «Призыв», как государственное учреждение комбинат «Озерный» Центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам. Комбинат находится в ведении Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва. Деятельность комбината носит специальный характер, основной целью которого является хранение, обслуживание и выпуск запасов материальных ценностей государственного материального резерва. Отношения в указанной области регулируются Федеральным законом «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994года №79-ФЗ. Согласно части2 статьи4 Федерального закона «О государственном материальном резерве» деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется указанным Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит. Таким образом, частью2 статьи4 Федерального закона «О государственном материальном резерве» определен конкретный вид безлицензионной деятельности. Учитывая изложенное, применение в данном случае положений Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является неправильным. Об отсутствии деятельности по тушению пожаров, свидетельствует так же штатное расписание комбината, не предусматривающее должностей для лиц, связанных с тушением пожара. Следовательно, законных оснований для предъявления ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва, являющейся организацией системы государственного резерва, требований о получении лицензии на тушение пожаров на объектах ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва, не имелось.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях ФГКУ комбинат «Озерный» Росрезерва отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.1 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта2 части1 статьи24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Озерный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Бологовский городской суд Тверской области.

Федеральный судья И.Н.Калько