Дело № 5-156/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
6 апреля 2018 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ст.8.12.1. КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя, главы крестьянско фермерского хозяйства ФИО1, дата года рождения, уроженца адрес, зарегистрированного и проживающего по адресу: РФ, Чувашская Республика, адрес, адрес, адрес,
у с т а н о в и л :
По результатам проверки по обращению жителей адрес Чувашской Республики о воспрепятствовании главой КФХ ФИО1 пользования водоемом, расположенным на адрес, государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО4 в отношении главы КФХ ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.12.1 КоАП РФ за то, что в ходе проверки было выявлено, что в нарушение требований ч.2, 6, 8 Водного кодекса РФ на момент осмотра дата, земельный участок, на котором расположен вольер для водоплавающих птиц (гуси), находящийся в пользовании индивидуального предпринимателя, главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, по периметру огорожен металлическим забором (металлической сеткой) высотой от 1,5 м до 1,6 м., при этом часть забора с восточной части участка размещена в границах береговой полосы водохранилища на адрес. Участок береговой полосы, являющейся в силу закона общедоступным, огражден металлическим забором (металлической сеткой) длиной 65 метров, расстояние от крайних точек забора (металлической сетки) до линии уреза воды (береговой линии) составляет 11,7 метра (географические координаты точки береговой полосы адрес; восточной долготы, географические координаты точки металлического забора (металлической сетки) адрес), что создает препятствие для доступа неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования - водохранилищу на адрес и его береговой полосе.
Дело об административном правонарушении на основании ч.2, 3 ст.23.1 КоАП РФ передано для рассмотрения в Ленинский районный суд адрес.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.12.1 КоАП РФ не признал. Представил письменные возражения из которых следует, что ФИО1 оспаривает принадлежность ему вольера и земельного участка на котором он установлен. Указывает на то, что земельный участок и расположенный на нем вольер принадлежит ФИО3. Полагает, что установление координат, точек границы водного объекта, произведены не законно, так как наличие гидротехнического сооружения (плотины) позволяет устанавливать любой уровень воды данного рыбоводного участка вплоть до полного слева, тем самым освобождая земельный участок от водного объекта либо частично, либо полностью. Полагает, что рыбоводный участок не является местом общего пользования, следовательно, не имеет общедоступной береговой полосы. Земля вокруг рыбоводного участка сельскохозяйственного назначения, обременений на земельном участке ----- не зарегистрировано и данный земельный участок предоставляется рыбоводному хозяйству без проведения торгов и аукционов.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, являющийся также представителем административного органа –Минприроды Чувашии, ФИО4 в судебном заседании заявил, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.12.1 КоАП РФ. Пруд на адрес хотя и является рыбоводным участком, однако является общедоступным водоемом. Следовательно, требование Водного кодекса о общедоступности 20-метровой береговой полосы должны соблюдаться. Когда составлялся акт дата, ФИО2 не оспаривал тот факт, что вольер для гусей, ограждение принадлежат ему. В настоящее время в государственной регистрации права собственности на земельные участки, приобретенные как ФИО3, так и ФИО1 отказано именно потому, что земельные участки граничат с прудом и захватывают береговую полосу в пределах границ земельного участка, ширина которой составляет 20 м.
Изучив представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На территории около адрес сельского поселения адрес Чувашской Республики расположен водный объект - водохранилище на реке Ичиксы, образованный гидротехническим сооружением. Местоположение рыбоводного участка: адрес
дата Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства (далее - Управление) с ИП ФИО5 К(Ф)Х ФИО1 (далее - Пользователь) был заключен договор ------АУ пользования рыбоводным участком (далее - Договор).
В соответствии с Договором Управление предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) рыбоводный участок - малое водохранилище на адрес.
Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Таким образом, изначально правовой режим водных объектов устанавливается как общедоступный.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В то же время в силу части 1 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на совместное и обособленное водопользование.
При этом обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (часть 2 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем оснований для вывода о том, что у главы КФХ ФИО1 – пользователя рыбоводного участка на адрес на основании договора ------АУ от дата возникло право на обособленное водопользование, не имеется.
Законодательством не предусмотрено, что использование водного объекта для осуществления аквакультуры (рыбоводства) устанавливается исключительно в режиме обособленного водопользования. Следовательно, для установления такого режима необходимо принятие соответствующих правовых актов.
Из представленных документов также следует, что ФИО1 предпринимались меры для заключения договора обособленного водопользования для организации рекреационного отдыха и иных видов разрешенного использования водного объекта малого водохранилища на адрес, но в этом ему было отказано.
С учетом вышеизложенного, береговая полоса вдоль границ малого водохранилища на адрес должна соответствовать требованиям ч.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации.
Из протокола осмотра территорий, помещений и находящихся там вещей и документов от дата следует, что при осмотре земельного участка, прилегающего к пруду на адрес, было установлено, что на нем расположен вольер для водоплавающих птиц (гуси), который по периметру огорожен металлическим забором (металлической сеткой) высотой от 1,5 м до 1,6 м., при этом часть забора с восточной части участка размещена в границах береговой полосы водохранилища на адрес. Участок береговой полосы, огражден металлическим забором (металлической сеткой) длиной 65 метров, расстояние от крайних точек забора (металлической сетки) до линии уреза воды (береговой линии) составляет 11,7 метра (географические координаты точки береговой полосы адрес восточной долготы), что создает препятствие для доступа неограниченного круга лиц к водному объекту общего пользования - водохранилищу на адрес и его береговой полосе.
Таким образом, факт нарушений требований водного законодательства установлен.
Ссылка ФИО1 на то, что координаты были установлены не правильно, не состоятельна, так как координатные точки водного объекта указаны в договоре ------АУ от дата, также водный объект включен в государственный водный реестр. Следовательно, расстояние от уреза воды замерялось исходя из этих точек.
В то же время доказательств того, что вольер принадлежит именно ФИО1, материалы дела не содержат. Наоборот, из представленных доказательств следует, что вольер расположен на земельном участке, приобретенном ФИО3.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, суд полагает не доказанным совершение административного правонарушения главой КФХ ФИО1.
Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В.Евстафьев
Мотивированное постановление
изготовлено 12.04.2018.