ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1575/2021 от 18.01.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0014-02-2021-002242-73

дело № 5-6/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Ярославль 03 февраля 2022 года

резолютивная часть оглашена 18.01.2022

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Козлов А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении мэрии города Ярославля, , адрес (место нахождения): г. Ярославль, ул. Андропова, д.6,

установил:

10 ноября 2021 года в отношении мэрии города Ярославля судебным приставом Межрайонного отделения Судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Ярославской области Моревой В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что в Межрайонном ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство № 3643/21/76025-ИП от 02.02.2021 г., возбужденное в отношении мэрии г. Ярославля на основании исполнительного листа ВС № 018502306 от 21.11.2019 г., выданного Кировским районным судом г. Ярославля по делу № 2-452/2019, вступившему в законную силу 28.02.2019 о возложении на мэрию г. Ярославля, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, действующую также в интересах несовершеннолетней ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 обеспечить водоотведение канализационных сточных вод от жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 10Б, способом, исключающим сброс неочищенных стоков через непосредственный выпуск в р. Волга, в срок до 01.07.2020 г. Постановление от 17.02.2021 г. с должника мэрии г. Ярославля взыскан исполнительский сбор. Постановлением от 23.03.2021 г. должник мэрия г. Ярославля привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, которое вступило в законную силу. 16.08.2021 г. должнику вручено постановление о назначении нового срока для исполнения решения суда неимущественного характера в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – до 01.09.2021 г. Таким образом, должником мэрией г. Ярославля совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении административным органом переданы на рассмотрение в суд 12.11.2021 г.

В судебном заседании должностное лицо административного органа – судебный пристав-исполнитель Морева В.И. просила признать мэрию г. Ярославля виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, вид и размер наказания оставила на усмотрение суда.

Защитники мэрии г. Ярославля по доверенности Сердцева Е.В., Семенова Ю.Р. вину в совершении указанного административного правонарушения не признали. Пояснили, что новый срок для исполнения решения суда был установлен с 16.08.2021 г. по 01.09.20121 г., то есть в течение 15 дней, что является недостаточным для исполнения такого решения суда. В данном случае решение должно быть исполнено не только мэрией г. Ярославля, но и другими должниками, мэрия является лишь одним из собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме наравне с другими ответчиками. В апелляционном определении по делу уточнено, что такая обязанность возлагается на мэрию г. Ярославля как на собственника жилых помещений, а не как на орган местного самоуправления. Конкретный способ устранения нарушений в решении суда не указан. В муниципальной собственности находится три квартиры. Вопрос о выборе способа устранения сброса неочищенных стоков, проведении каких-либо строительных работ должен решаться общим собранием собственников. У мэрии нет большинства голосов, несколько раз созывали собрание, но решение так и не было принято, так как остальные собственники не желают нести дополнительные расходы на строительство очистных сооружений. Дом является аварийным, в нем проживает много малоимущих граждан. Проблема может быть устранена в случае расселения дома, но мэрия не может начать процедуру расселения (изъятия земельного участка и помещений в многоквартирном доме), так как земельный участок, занятый многоквартирным домом до настоящего времени числится в федеральной собственности. МТУ Росимущества произвело раздел земельного участка в целях изменения его правового режима. В настоящее время мэрия г. Ярославля ведет переписку с МТУ Росимущества и Управлением Росреестра в целях исправления кадастровой ошибки и внесения соответствующих изменений в реестр недвижимого имущества. Таким образом, должником принимаются все возможные меры для исполнения решения суда, вина в неисполнении решении суда со стороны мэрии г. Ярославля отсутствует. Кроме того, указали, что предусмотренный санкцией ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ штраф является очень значительным для органа местного самоуправления, который исполняет свои полномочия в условиях дефицита муниципального бюджета. Кроме того, должником подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.07.2022 г. до определения статуса земельного участка под многоквартирным домом.

Заинтересованное лицо прокурор Шарапова А.В. полагала, что должник мэрия г. Ярославля виновна в совершении указанного административного правонарушения, полагала, что возражения должника относительно исполнения решения суда были ранее предметом рассмотрения по гражданскому делу, были учтены при вынесении решения суда, вину должника не опровергают. У должника было достаточно времени для исполнения решения суда после его вступления в законную силу.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 07.06.2019 г. по гражданскому делу по делу № 2-452/2019 на мэрию г. Ярославля возложена обязанность организовать водоотведение канализационных сточных вод от жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 10Б, способом, исключающим сброс неочищенных стоков через непосредственный выпуск в р. Волга, в срок до 01.07.2020 г.; на КУМИ мэрии г. Ярославля, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, а также на 23 граждан возложена обязанность обеспечить водоотведение канализационных сточных вод от жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 10Б, способом, исключающим сброс неочищенных стоков через непосредственный выпуск в р. Волга, в срок до 01.07.2020 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 28.10.2019 г. указанное решение суда отменено в части требований к МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в связи с отказом межрайонного природоохранного прокурора от иска; исковые требования удовлетворены частично: на мэрию г. Ярославля и 23 граждан возложена обязанность обеспечить водоотведение канализационных сточных вод от жилого дома по адресу: г. Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 10Б, способом, исключающим сброс неочищенных стоков через непосредственный выпуск в р. Волга, в срок до 01.07.2020 г. При этом в апелляционном определении указано, что обязанность обеспечить водоотведение канализационных сточных вод многоквартирного дома лежит на его собственниках, оснований для возложения на мэрию г. Ярославля обязанности по организации водоотведения не имеется.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области от 02.02.2021 г. в отношении должника мэрии г. Ярославля возбуждено исполнительное производство № 3643/21/76025-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для исполнения судебного решения. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику 08.02.2021 г.

Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.02.2021 г. с должника взыскан исполнительских сбор, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 05.03.2021 г.

В последующем за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок постановлением от 23.03.2021 г. мэрия г. Ярославля привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.08.2021 г. установлен новый срок для исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, – до 01.09.2021 г., которое было получено должником 16.08.2021 г.

09.11.2021 г. мэрией г. Ярославля получено извещение о вызове на прием для составления протокола об административном нарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Протокол составлен без участия защитника.

Установив, что исполнительный документ в установленный срок должником не исполнен, а предоставленные должником ранее сведения не свидетельствуют об уважительных причинах неисполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель составил в отношении должника протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из объяснений заинтересованного лица – взыскателя следует, что исполнить решение суда можно несколькими способами: путем подключения дома к центральной канализации, путем строительства очистных сооружений, путем расселения дома.

Таким образом, для исполнения решения суда должнику необходимо получить возможность использования и распоряжения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ полученные по делу доказательства, прихожу к выводу, что неисполнение мэрией г. Ярославля исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвано независящими от должника обстоятельствами, а именно отсутствием возможности по распоряжению земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с чем, юридическое лицо не может быть признано виновным, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что должником принимаются все возможные усилия для исполнения судебного решения по устранению нарушений требований исполнительного документа.

Из содержания решения суда от 07.06.2019 г. и апелляционного определения от 28.10.2019 г. следует, что исполнение указанной обязанности возложено как на мэрию г. Ярославля, так и на 23 граждан – собственником помещений в многоквартирном доме.

Заключением городской межведомственной комиссии от 16.12.2014 г. многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ярославль, ул. Портовая набережная, д. 10Б признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен до 2025 г.

В целях исполнения решения суда территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля 11.02.2021 г., 08.04.2021 г. проводились общие собрания по вопросу проведения работ обеспечению очистки канализационных сточных вод, такое решение не было принято, проведение таких работ в отношении аварийного дома признано нецелесообразным.

Из письма МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 29.11.2021 г. следует, что распоряжением от 21.12.2020 г. № 33-2151-р утверждена схема расположения земельного участка 76:23:061301:13:ЗУ1 общей площадью 350 кв.м для эксплуатации многоквартирного дома, вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.10.2021 г. с кадастровым номером 76:23:061301:401. Со дня проведения кадастрового учета в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, ст. 36 ЖК РФ данный земельный участок является собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, в ЕГРН зарегистрировано право собственности РФ. 23.11.2021 г. МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях обратилось в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением об исправлении ошибки в указании права собственности на земельный участок.

Таким образом, право собственности ответчиков на земельный участок под многоквартирным домом возникло 05.10.2020 г., но реальная возможность его распоряжением в период с 13.08.2021 г. до 01.09.2021 г. Неисполнение решения суда в указанный период не произошло по объективным причинам, не зависело от действий (бездействия) мэрии г. Ярославля. Доказательств наличия у должника возможности исполнить решение суда и умысла на неисполнение судебного решения не установлено. Меры, которые предприняла мэрия г. Ярославля после возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о намерении исполнить судебное решение.

Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения из обстоятельств дела не усматривается.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении мэрии г. Ярославля прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.Ю. Козлов