ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-157/2021 от 05.08.2021 Красноборского районного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0№ ***-55

Дело № ***

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 августа 2021 года с. Красноборск

Судья Красноборского районного суда Архангельской области Белякова Е.С., в помещении Красноборского районного суда Архангельской области по адресу: <...>, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица

государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства», ИНН № ***, адрес местонахождения: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ведущим консультантом отдела государственного надзора и правового обеспечения инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области (далее – Инспекция) ФИО1 в отношении государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (далее – ГКУ АО «ГУКС») было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Поводом к возбуждению дела послужило то, что в нарушение ст.ст. 28, 30, п. 1 ст. 31, ст. 32, п. 1 ст. 36, ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ, п. 56 ст. 26 Федерального закона №342-ФЗ, п. 19 постановления Правительства Архангельской области от 11.11.2020 №742-пп ГКУ АО «ГУКС», заключив __.__.______г. государственный контракт с ООО «Домострой» на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: <адрес>, в отношении которого Инспекция не обладает сведениями об отсутствии на нем объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, до начала производства строительных и земляных работ не проведена историко-культурная экспертиза данного земельного участка путем археологической разведки. Кроме того, в задании на проектирование, являющимся приложением № *** к контракту, отсутствуют указания на п. 19 режимов использования земель, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 11.11.2020 №742-пп, тем самым нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.

В судебном заседании защитники - представители юридического лица ГКУ АО «ГУКС» ФИО2, ФИО3 с протоколом не согласились, указав, что нарушений действующего законодательства при строительстве многоквартирного дома не допущено, поскольку получено положительное заключение государственной экспертизы. Ссылаясь на пояснения специалиста директора ГАУ АО «Управление государственной экспертизы», полагают, что спорный земельный участок не относится к землям, на которых обязательно проведение историко-культурной экспертизы, кроме того, государственным контрактом на подрядчика ООО «Домострой» возложена обязанность собрать в установленном порядке необходимые согласования, разрешения, технические условия и подготовить пакет исходно-разрешительной документации для проектирования, на основании п. 5 Технического задания, являющегося приложением к Государственному контракту, подрядчик обязуется обеспечить в установленном законодательством порядке согласование разработанной документации с надзорными и заинтересованными организациями. Просили прекратить производство по делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, а в случае установления его вины, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ либо ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, О. полагала, что вина юридического лица доказана представленными в материалы дела документами.

Выслушав ФИО2, ФИО3, допросив в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, О., а также специалиста А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от __.__.______г.№ ***, выданного и.о. руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области, должностными лицами Инспекции __.__.______г. составлен акт по результатам систематического наблюдения объекта культурного наследия «Дом купца Воронина», согласно которому в границах зоны охраны данного объекта проводятся работы по строительству многоквартирного жилого дома, в отсутствие проведенной государственной историко-культурной экспертизы земельного участка. Согласно паспорту объекта заказчиком работ является ГКУ АО «ГУКС», подрядчиком ООО «Домострой».

Данные обстоятельства послужили основанием к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении заказчика.

На основании статьи 30 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (абз. 9 ст. 28 Федерального закона №73-ФЗ в ред., действовавшей до 04.08.2018).

В силу п. 56 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 73-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона).

Пунктом 11 (3) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569 закреплено, что экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 11(1) настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 32 Федерального закона №73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ) проектирование и проведение земляных и строительных работ, строительных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

При этом статьей 3.1 названного Закона установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей (пункт 1).

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).

Помимо границ территории объекта культурного наследия законом предусмотрено установление за пределами данных границ зон охраны объектов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 этого же Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.В соответствии с Перечнем объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Красноборского района Архангельской области, к таковым отнесен «Дом купца Воронина», расположенный по адресу: <...>.

Постановлением Правительства Архангельской области от 11.11.2020 №742-пп утверждены зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории села Красноборск Красноборского муниципального района Архангельской области, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах таких зон охраны.

Проектом зон охраны объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» введены: охранная зона ОЗ; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1, сформированная тремя участками: ЗРЗ-1.1, ЗРЗ-1.2 и ЗРЗ-1.3; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2, сформированная двумя участками: ЗРЗ-2.1 и ЗРЗ-2.2; зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-3, сформированная двумя участками: ЗРЗ-3.1 и ЗРЗ-3.2.

Пунктом 55 данного постановления закреплено, что в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» разрешается, в частности, проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не ухудшающих условий целостного визуального восприятия объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» в его историко-градостроительной среде; размещение новых объектов капитального строительства, ремонт и реконструкция существующих зданий, строений и сооружений, а также их частей при условии обеспечения масштабного соответствия габаритов новой застройки существующей историко-градостроительной среде с учетом требований, приведенных в настоящем пункте.

В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» (п. 57 постановления) разрешается, в частности, проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не ухудшающих условий целостного визуального восприятия объекта культурного «Дом купца Воронина» в его историко-градостроительной среде; размещение новых объектов капитального строительства, ремонт и реконструкция существующих зданий, строений и сооружений, а также их частей при условии обеспечения масштабного соответствия габаритов новой застройки существующей историко-градостроительной среде с учетом требований, содержащихся в данном пункте.

Виды деятельности, запрещенные в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1, ЗРЗ-2) объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» указаны в п.п. 56, 58 постановления №742-пп.

Согласно постановлению Правительства №742-пп в зоне регулируемой застройки объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» (ЗРЗ -1.3 и ЗРЗ - 2.2) расположен земельный участок с кадастровым номером № *** (до уточнения кадастровый номер был № ***).

Информация о границах зон с особыми условиями использования территории указана в градостроительном плане земельного участка № *** от __.__.______г..

__.__.______г. между ГКУ АО «ГУКС» и ООО «Домострой» заключен государственный контракт, предметом которого является выполнение подрядчиком работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства – многоквартирный дом в с. Красноборск по адресу: <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым № ***. Состав, виды и объемы выполняемых работ определяются, в частности, заданием на проектирование, техническим заданием.

Таким образом, учитывая вышеприведенные положения закона, в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:08:013102:443 необходимо проведение историко-культурной экспертизы путем археологической разведки.

Доводы защитников юридического лица, а также пояснения специалиста А. о том, что при отсутствии сведений об объектах культурного наследия требуется проведение археологических исследований, а впоследствии и историко-культурной экспертизы, только для земель лесного фонда основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку проверка наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, проводится не только в ходе выполнения работ по использованию лесов, но и земляных, строительных и хозяйственных работ на земельных участках.

Между тем, доводы защитников о невиновности юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения, нахожу заслуживающими внимания в силу следующего.

Пунктами 6.1.3.3, 6.1.3.6, 6.1.3.7, 6.1.3.9, 6.1.4.16, 6.1.4.33 государственного контракта закреплено, что в обязанности подрядчика входит: собрать в установленном порядке необходимые согласования, разрешения, технические условия и подготовить пакет исходно-разрешительной документации для проектирования на предоставленном земельном участке; разработать техническую документацию на строительство объекта в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения сторон; согласовать разработанную техническую документацию в порядке, установленном законодательством, с надзорными и заинтересованными организациями своими силами и за свой счет. Доработка проекта при наличии замечаний осуществляется подрядчиком за собственный счет; утвердить техническую документацию; немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работ; выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные контрактом и законодательством Российской Федерации.

В пункте 38 задания на проектирование, являющимся приложением №1 к контракту, указано, что проектная документация должна быть разработана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.

Пункт 5 технического задания (приложение №2 к контракту) предусматривает обязанность подрядчика при выполнении работ обеспечить организацию в установленном порядке сбора необходимых согласований, разрешений, подготовку пакета исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства объекта на предоставленном земельном участке; в установленном законодательством порядке согласование разработанной документации с надзорными и заинтересованными организациями.

__.__.______г. по договору №2 администрация МО «Красноборский муниципальный район» передала в безвозмездное пользование ООО «Домострой» земельный участок с кадастровым № *** с целью строительства многоквартирного дома.

__.__.______г. ООО «Домострой» получено положительное заключение экспертизы проектной документации, составленное ГАУ АО «Управление государственной экспертизы».

В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Согласно п. 4.2.2 заключения экспертизы в проектной документации имеется заверение ГИПа о соответствии проектной документации заданию на проектирование, градостроительному регламенту и требованиям технических регламентов.

Как следует из п. 5.2.2.33 заключения экспертизы подрядчиком в проектной документации разработан раздел 159-20-ОСОКН «Об обеспечении сохранности объектов культурного наследия».

Так, в п. 1.2 данного раздела отмечено, что проектируемый объект «Многоквартирный дом» по адресу: <адрес>, частично расположен в границах зон с особыми условиями использования: зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1.3 и ЗРЗ-2.2 объекта культурного наследия «Дом купца Воронина». Далее раздел 159-20-ОСОКН содержит виды деятельности разрешенные и запрещенные в ЗРЗ-1.3 и ЗРЗ-2.2, предусмотренные постановлением правительства Архангельской области №472-пп. Пунктом 4 раздела разработаны мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Дом купца Воронина».

__.__.______г. администрацией МО «Красноборский муниципальный район» ООО «Домострой» в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Пунктом 10.1 государственного контракта предусмотрено, что в случае выявления объектов культурного наследия на территории строительной площадки или в непосредственной близости от площадки строительства, а также необходимости установления границ санитарно-защитной зоны подрядчик обязан в течение 3 рабочих дней направить соответствующее информационное письмо заказчику и в администрацию муниципального образования, на территории которого осуществляется исполнение контракта.

Подрядчик в соответствии с п. 14 задания на проект (приложение №1 к государственному контракту) обязуется выполнить инженерно-строительные изыскания в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации, в том числе, инженерно-экологические изыскания.

Как следует из письма от __.__.______г.№ ***, адресованного в инспекцию по охране объектов культурного наследия Архангельской области, ООО «КОТЛАСГЕОПРОЕКТ» сообщает, что проводит инженерно-экологические изыскания по объекту: «Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>», земельный участок с кадастровым № *** и просит предоставить сведения о наличии или отсутствии на площадке экологических изысканий объектов культурного наследия.

В своем ответе от __.__.______г. инспекция уведомила ООО «КОТЛАСГЕОПРОЕКТ» о том, что земельный участок, планируемый к проведению работ, согласно постановлению правительства Архангельской области №742-пп расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия «Дом купца Воронина» (ЗРЗ-1.3) и поскольку инспекция не имеет данных об отсутствии на указанном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в случае если участок будет подвергаться воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, до начала их проведения необходимо в соответствии со ст. 28, 30, п. 3 ст. 31, п. 2 ст. 32, ст. 36, 45.1 Федерального закона №73-ФЗ обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, представить в инспекцию документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результат исследования.

Доказательств, свидетельствующих о том, что данная информация ООО «Домострой» была доведена до сведения ГКУ АО «ГУКС», в материалы дела не представлена.

Таким образом, ГКУ АО «ГУКС» требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не допущено.

Отсутствие в задании на проектирование, являющимся приложением № *** к контракту, указаний на пункт 19 режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории села Красноборск Красноборского муниципального района Архангельской области, утвержденных постановлением правительства Архангельской области от 11.11.2020 №742-пп, также не свидетельствует о нарушении ГКУ АО «ГУКС» режима использования земель в границах территории объектов культурного наследия.

Фактические обстоятельства дела свидетельствует о том, что подготовка исходно-разрешительной, проектной документации и ее согласование с надзирающими организациями возложена на подрядчика.

В ходе подготовки проектной документации подрядчику было известно о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:08:013102:443 расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия «Дом купца Воронина», а, следовательно, в отношении него требуется выполнение работ, предусмотренных действующим законодательством.

В рамках государственного контракта, задания на проект и технического задания подрядчик разработал раздел «Об обеспечении сохранности объектов культурного наследия» в соответствии с требованиями названного постановления правительства Архангельской области от __.__.______г.№ ***-пп.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства», ИНН № ***, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать.

Судья Е.С. Белякова