Дело № 5-158/2013
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Ростовского районного суда Ярославской области Любимова Л.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 декабря 2013 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении
ФИО7, данных о привлечении к административной ответственности не имеется,
у с т а н о в и л :
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Департаментом культуры <данные изъяты> была проведена выездная внеплановая проверка соблюдения арендатором земельного участка, расположенного в границах памятника археологии, организовавшим проведение на данном земельном участке археологических работ, ФИО3 требований законодательства об объектах культурного наследия. В ходе проверки установлено:
Постановлением Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № площадью 339 кв. м по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО3 в аренду сроком на 5 лет для строительства здания магазина «<данные изъяты>». Между Администрацией <данные изъяты> и ФИО3 заключен договор аренды данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Объект археологического наследия находится в центральной части города, в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен к западу от <адрес> и к югу от насыпи земляного вала. Земельный участок представляет собой площадку, обнесенную ограждением из профилированного металлического листа по деревянным стойкам. Перепад высот на площади участка составляет 0,7 м с общей тенденцией к понижению на запад, юго-запад. В восточной части территории участка расположен незавершенный археологический раскоп размерами 10 м х 11 м. К моменту осмотра земельного участка археологические раскопки, строительные работы не ведутся.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» на государственную охрану в <адрес> один и тот же памятник поставлен в качестве:
памятника археологии «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.»,
памятника архитектуры «Городские валы, XVII в.».
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения также в <адрес> поставлен объект «Культурный слой города, XI-XVII вв.».
Приказом департамента культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия» утверждены границы территорий объектов культурного наследия федерального значения:
«Культурный слой города, XI-XVII вв.».
«Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.».
Указанный приказ является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.
Копия приказа департамента культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия» была направлена в Минкультуры России письмом от ДД.ММ.ГГГГ № их. 22-4254/12 в целях включения объекта культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На объект культурного наследия «Культурный слой города, XI-XVII вв.».
в 2005 году оформлен паспорт памятника истории и культуры, принятый Минкультуры России в качестве первичной учетной документации (письмо Роскультуры от ДД.ММ.ГГГГ № 2904-18.8-07.3).
В 2007 году оформлен паспорт памятника истории и культуры «Земляные валы, XVII в.», принятый Минкультуры России в качестве первичной учетной документации памятника археологии (письмо Роскультуры от ДД.ММ.ГГГГ № 10-2-2384).
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
Паспорт памятника истории и культуры «Земляные валы, XVII в.» от 2007 г. содержит сведения о типологической принадлежности объекта, как к памятникам археологии, так и к памятникам истории (сведения о типологической принадлежности объекта к памятникам архитектуры отсутствуют). При этом, в соответствии с описанием в паспорте, земляная крепость (городские валы) представляли собой земляные фортификации <адрес>, т.е. укрепления определенной конфигурации, сооруженные путем насыпки земли.
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ остатки древних укреплений относятся к объектам археологического наследия.
В соответствии с паспортом, городские валы во все годы своего существования подвергались различным нарушениям природного и, в особенности, антропогенного характера. В паспорте представлена схема расположения остатков древних укреплений на момент составления паспорта в 2007 году. Земляная фортификация XVII в. сохранилась лишь на отдельных участках, да и то в полуразрушенном состоянии.
Вместе с тем, наложение указанной схемы и кадастрового плана земельного участка позволяет сделать вывод о том, что предоставленный в аренду ФИО3 земельный участок по адресу: <адрес>, находится фактически за пределами валов. В соответствии с описанием валов, приведенном в паспорте, общая длина валов достигала 2,7 км, высота до 8, 5 м, ширина в основании около 45 м. В силу пункта 4 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ в случае отсутствия утвержденной границы территории (в данном случае внутренней) объекта археологического наследия, включенного в реестр, территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, занятая соответствующим объектом археологического наследия. Таким образом, земляные валы (городские валы) должны иметь так называемую «внутреннюю» границу, а не только «внешнюю».
Схема расположения остатков древних укреплений на момент составления паспорта выполнена в масштабе 1 см= 40 м. Земельный участок с кадастровым номером 76:19:010221:17, а также существующий раскоп граничит с памятником археологии «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.», при этом не затрагивает целостности данного памятника.
ФИО3 оформлено охранное обязательство пользователя земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия «Культурный слой города, XI-XVII вв.», от ДД.ММ.ГГГГ № 431-153. Обременение права пользования земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, заключается в обязанности арендатора предварительно, до начала проведения строительных работ, провести археологические полевые работы.
По заявлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ департаментом культуры области было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта археологического наследия «Культурный слой города, XI-XVII вв.» на земельном участке по адресу: <адрес>, утвержденное приказом директора департамента культуры области от ДД.ММ.ГГГГ № 844.
С момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», которым были внесены изменения в Федеральный закон № 73-ФЗ в части порядка проведения археологических полевых работ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г., получение в департаменте культуры области задания, разрешения на проведение археологических работ не требуется.
Пунктом 1 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок проведения археологических полевых работ, в соответствии с которым, археологические полевые работы проводятся на основании разрешения (открытого листа).
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ (пункт 4 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия (Министерством культуры Российской Федерации) с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования.
ФИО3 был заключен с Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (директор ФИО2) договор от ДД.ММ.ГГГГ № на проведение археологических исследований (раскопок) на участке, площадью 220 кв. м по адресу: <адрес>. В соответствии с пунктом 2.2 договора исполнитель приступает к выполнению работ по договору с момента получения разрешения (открытого листа) в Министерстве культуры Российской Федерации. Открытый лист заказывается на имя директора ООО «<данные изъяты>», кандидата исторических наук ФИО2.
В порядке, предусмотренном Положением о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденным приказом федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № 15, Министерство культуры Российской Федерации выдало ФИО2 открытый лист от ДД.ММ.ГГГГ № на право проведения археологических полевых работ в <адрес> на территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой города, XI-XVII вв.».
Согласно пояснениям ФИО3, информация о том, что участок проведения археологических раскопок расположен на территории объекта археологического наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629 - 1631 гг.» была получена им в ходе совещания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> представителями Министерства культуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ ФИО2 уведомил департамент культуры области о начале проведения археологических полевых работ <адрес> приложением копии разрешения (открытого листа). Данный открытый лист был зарегистрирован департаментом культуры области в Журнале регистрации разрешений (открытых листов). Указанный открытый лист Министерством культуры Российской Федерации не отозван, его действие не приостановлено.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание пункт 4 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ, устанавливающий, что территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, занятая соответствующим объектом археологического наследия, фактически раскопки проводились на территории объекта археологического наследия «Культурный слой города, XI-XVII вв.».
Вместе с тем, исходя из границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.», утвержденных приказом департамента культуры <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 7, археологические работы были организованы и проводились на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.». В нарушение пункта 1 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ ФИО3 организовано проведение археологических работ без разрешения (открытого листа) на объект культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.».
Таким образом, ФИО3 организовано проведение археологических работ без разрешения (открытого листа) на объект культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.».
Организация работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в пределах которого располагается объект археологического наследия, в отсутствие разрешения (открытого листа) на объект культурного наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629-1631 гг.», выдаваемого Минкультуры России, свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании заместитель председателя комитета историко-культурного наследия Департамента культуры <данные изъяты> ФИО6 доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.
ФИО3 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, показал, что о расположении арендованного земельного участка на территории объекта археологического наследия федерального значения «Городские валы, построенные в 1629 - 1631 г.г.» ему известно не было, стало известно только в ходе совещания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> представителями Министерства культуры Российской Федерации. В настоящее время работы на объекте приостановлены. Представил отзыв, приобщенный в дело.
Заслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Факт организации ФИО3 земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, в судебном заседании установлен.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований настоящего Федерального закона.
В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от формы собственности данного объекта. Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации, и физическим или юридическим лицом. Договор аренды объекта культурного наследия подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
Из сказанного следует, что инициировать заключение охранного обязательства при аренде объекта культурного наследия должен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждается, что с ФИО3 было заключено охранное обязательство в отношении объекта археологического наследия «Культурный слой города, XI-XVII вв.» О нахождении арендуемого земельного участка на территории другого объекта культурного наследия ФИО3 уведомлен не был, заключение охранного обязательства в отношении объекта археологического наследия «Городские валы, построенные в 1629 - 1631 гг.» не инициировалось уполномоченным органом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствусь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении ФИО3 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Ростовский районный суд Ярославской области со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.А.Любимова