Копия
Дело № 5-158/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Томск 03 марта 2022 года
Судья Советского районного суда г. Томска Станкина Е.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ч.А.ВА., рассмотрев по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ...,
УСТАНОВИЛ:
24 февраля 2022 г., в период времени с 18 часов 30 минут до 19 часов 00 минут, ФИО1, находясь на площади по адресу: <...> рядом с фонтаном, принял участие в публичном мероприятии в форме группового пикета, проводимом, без подачи в установленном законом порядке уведомления о его проведении в орган исполнительной власти г. Томска, в составе группы граждан (около 10 человек, на расстоянии менее 30 метров друг от друга), объединенных единой целью - публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих граждан по теме проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины, с использованием средства наглядной агитации (в виде плаката по тематике группового пикета, с призывами к миру и прекращения войны), несмотря на неоднократные законные требования сотрудников органов внутренних дел о незаконности и недопустимости проведения данного мероприятия, свои противоправные действия не прекратил и продолжил участвовать в незаконном групповом пикетировании, тем самым, допустив нарушение установленного порядка его проведения и требования ч. 2 ст. 2 Закона Томской области от 8 ноября 2012 года № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области», п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», совершив, тем самым, правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1, не отрицая факт своего участия при указанных времени и месте в пикете, вместе с тем, оспаривал вину в совершении указанного правонарушения, указывая на участие по собственной инициативе в одиночном, а не в групповом пикете, а также на то, что расстояние до ближайших участников пикета составляло более 30 метров, а сотрудники полиции не предъявляли ему требований покинуть место проведения пикета.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, просмотрев с его участием представленную в материале видеозапись, в ходе просмотра которой ФИО1 указал себя на видеозаписи, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной и на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов РФ, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункт 7 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением случаев, указанных в данной норме, в том числе за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, установленные данной нормой.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ не требуется уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Участником публичного мероприятия, для целей статьи 20.2 КоАП РФ, является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона N 54-ФЗ.
К числу таковых в силу части 3 указанной статьи относится обязанность выполнять все законные требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ, при этом, п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на полицию обязанностей наделяет ее правом требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
Соответствующие разъяснения изложены в п. п. 31 и 33 постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Томской области от 8 ноября 2012 года № 195-ОЗ «О проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Томской области» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в сроки, указанные в ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в письменной форме: в Администрацию Томской области - в случае проведения публичного мероприятия в границах «Губернаторского квартала» г.Томска, за исключением территории, прилегающей к зданию Администрации Томской области; в администрацию соответствующего муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения по месту проведения публичного мероприятия и, согласно ч. 2 ст. 2 указанного закона Томской области, минимальное расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником, составляет 30 метров.
Учитывая изложенное, наличие события указанного правонарушения и причастность ФИО1 к его совершению подтверждается совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении серии 70039 2022 № от 28.02.2022; рапортами сотрудников ОР ППСП ОМВД России по Советскому району г. Томска от 24.02.2022, согласно которым ФИО1 участвовал в публичном мероприятии, проведенном 24.02.2022 - находясь на <адрес>, в составе группы граждан в количестве около 10 человек, находящихся на расстоянии менее 30 метров друг от друга, использовал средство агитации – плакат с нанесенными на нем надписями по тематике группового пикета, с призывами к миру и прекращения войны, несмотря на законные требования сотрудников полиции прекратить участие в публичном мероприятии и покинуть место его проведения, не покидал место сбора и продолжал участвовать в нем; фотоматериалом, на котором зафиксировано нахождение ФИО1 на публичном мероприятии с наглядной агитацией – плакатом по тематике группового пикета, в непосредственной близости с иными участниками акции со схожими плакатами; видеозаписью, на которой отражено как ФИО1 принимал участие в публичном мероприятии с наглядной агитацией по тематике группового пикета, несмотря на неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел о незаконности и недопустимости проведения данного мероприятия, свои действия не прекратил и продолжил участвовать в пикете с плакатом; протоколом изъятия у него средства наглядной агитации от 24.02.2022; объяснениями очевидцев пикетирования - М.Д., Н.В. и Д.Е., согласно которым Черепов, равно как и группа присутствующих с ним граждан с аналогичными плакатами, привлекал внимание рядом проходящих граждан по поводу военных действий на Украине, несмотря на многочисленные требования сотрудников полиции прекратить участие в несогласованном публичном мероприятии, не покидал место сбора и продолжал участвовать в нем; сообщением из комитета общественной безопасности администрации г. Томска от 24.02.2022, согласно которому в данный комитет уведомление о намерении провести публичные мероприятия 24.02.2022 в г. Томске не поступали.
Данные доказательства получены уполномоченными должностными лицами и отвечают признакам относимости, допустимости и достоверности, при этом КоАП РФ не содержит запрета на использование доказательств, полученных до возбуждения дела об административном правонарушении, а обязанность проведения проверки материалов и сообщений, которые, согласно положениям ст. 28.1 КоАП РФ, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, а так же обязанность документировать обстоятельства совершения правонарушения, предусмотрены положениями п.1, 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 07.11.2011 № 3-ФЗ.
Таким образом, в судебном заседании доподлинно установлено, что данная акция с участием ФИО1 была объединена единством цели ее участников и привлекаемого к ответственности лица, составляющая акт одновременного пикетирования с территориальным тяготением участников акции друг к другу, использованием ассоциативно узнаваемых и идентичных, наглядных средств агитации, отображающие общие призывы участников группового пикетирования.
Эти обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств и, с учетом количества участвующих лиц, территориальных границ и временного интервала проведения пикета, свидетельствуют о том, что проведение названной акции представляло собой скрытую форму коллективного, а не одиночного, публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти.
Вопреки доводам привлекаемого к ответственности лица, указанная совокупность доказательств полностью опровергает его защитную версию об участии не в групповом, а одиночном пикете, так как ФИО1 присутствовал на групповом пикете как его активный участник с агитационным материалом, оставшись там после неоднократных требований сотрудника полиции прекратить проведение указанного мероприятия, игнорируя тем самым их, при этом означенная акция осуществлялась параллельно с другими участниками пикета, на небольшом расстоянии друг от друга, не превышающем 30 метров, что подтверждается в том числе и видеозаписью, в общественном месте, при постоянном движении и привлечения внимания проходящих граждан и вблизи мест передвижения транспортных средств, что также подтверждается объяснениями незаинтересованных очевидцев проведенного пикета - М.Д., Н.В. и Д.Е. Доводы ФИО1 о том, что сотрудники полиции не предъявляли к нему требования покинуть место проведения пикета, опровергаются рапортами сотрудников полиции и объяснениями очевидцев.
При назначении наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а так же отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а так же исключительных обстоятельств, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, судья считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Административный штраф уплатить в местный бюджет по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (УМВД России по Томской области); Идентификатор: 18880470220390013107, ИНН: <***>; КПП: 701701001; Номер счета получателя платежа: 03100643000000016500; Наименование банка: Отделение Томск Банка России// УФК по Томской области, г. Томск; БИК: 016902004; Наименование платежа: штраф; ОКТМО: 69701000.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При неуплате штрафа в срок сумма будет взыскана в принудительном порядке.
В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата штрафа в срок, предусмотренный указанным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сведения (квитанцию) об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию Советского районного суда г. Томска посредством почтовой связи.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.
Решение вступило в законную силу 15.03.2022. Опубликовать 31.03.2022.
Судья:
Судья: