Дело № 5-1592/2021
УИД 47RS0005-01-2021-003827-62
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
гор. Выборг 24 июня 2021 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Петров Р.Ю.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «СВЕЗА-Лес» по доверенности № от Дата ФИО1,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Свеза-Лес» (<данные изъяты>),
УСТАНОВИЛ:
согласно протокола об административном правонарушении общество с ограниченной ответственностью «СВЕЗА-Лес» (далее – ООО «СВЕЗА-Лес») не задекларировало по установленной форме товары, подлежащие декларированию, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Дата в 23 часа 18 минут на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее - т/п МАПП) <данные изъяты> Выборгской таможни (<адрес>) по выезду из России в Финляндию прибыло грузовое транспортное средство (далее - т/с) марки «<данные изъяты>» (далее – т/с) регистрационный № (далее – рег. №) №, с полуприцепом рег.№, под управлением гражданина РФ Д, с товаром – фанера клееная.
Дата водитель автомобильного перевозчика ООО «<данные изъяты>» Д в качестве уведомления об убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС, представил товаросопроводительные документы (далее - ТСД): декларацию на товары №, товаротранспортную накладную (СМR) № от Дата, счет-фактуру (invoice) № от Дата, квитанцию взвешивания № от Дата, согласно которым от отправителя товара ООО «<данные изъяты>» в адрес получателя «<данные изъяты>) перемещался товар: фанера клееная многослойная лиственная общего назначения (берёзовая), в количестве 24 грузовых мест, общим весом брутто 22767,00 кг, общим объемом 27,864м3, общей стоимостью 12817,44 Евро, код товара 4412330000.
Согласно графам 14, 54 декларации на товары № лицом, подавшим таможенному органу ДТ, декларант ООО «Свеза-Лес» (<данные изъяты>) гражданка РФ У (<данные изъяты>).
В ДТ № заявлен товар (код ТНВЭД 4412330000) фанера клееная, многослойная лиственная общего назначения, в количестве 27,86 м3, общим весом брутто 22767,00 кг.
В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №, досмотр окончен Дата в 19 час. 20 мин.), было установлено, что в грузовом отсеке перемещается товар: фанера клееная, в листах размерами – толщиной от 6,4 мм, до 7,4 мм, длиной 1220 мм, шириной 2440 мм (1 пачка по 65 листов), закрепленных в единую пачку (грузовое место). Всего 24 грузовых мест. Всего перемещается 24 пачки (24 грузовых места), общим объемом 32,533 м3. В результате таможенного досмотра установлено, что товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует ТСД. Общий вес нетто всей товарной партии фактически на 328,8 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий вес брутто (с учетом веса нижнего основания, пластиковых лент, упаковочной фанеры, без учета веса деревянных (транспортировочных) брусков) на 227 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий вес брутто (с учетом веса нижнего основания, пластиковых лент, упаковочной фанеры, деревянных (транспортировочных) брусков (вес брусков 52 кг) на 279 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий объем всей товарной партии фактически на 4,669 м3 больше, чем заявлено в ТСД.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, ООО «СВЕЗА-Лес» ФИО1 пояснила, что при проведении досмотра расчет объема производился не верно, поскольку были осуществлены замеры высоты пачки целиком, а толщина фанерного листа определялась посредством деления высоты пачки на количество листов в ней, что в дальнейшем привело к установлению объемов товара в большем значении, чем это есть по факту. Однако, в данном случае необходимо учитывать, что в сформированной пачке листы фанеры прилегают не плотно друг к другу, образуя между собой воздушную полость, в результате чего высота пачки становится больше, нежели чем производить расчет ее высоты путем математических действий путем умножения фанеры толщиной в 5 мм на число листов в пачке. Замеры объема таможенным органом не соответствуют также ГОСТ 3916.1-2018 Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия (с Поправкой) (далее ГОСТ 3916.1-2018), по которому толщина фанеры должна рассчитываться следующим способом: «7.3 Толщину измеряют на расстоянии не менее 25 мм от кромок и посередине каждой стороны листа с погрешностью не более 0,1 мм толщиномером по ГОСТ 11358 или микрометром по ГОСТ 6507. За фактическую толщину листа принимают среднеарифметическое значение результатов четырех измерений. Разнотолщинность в одном листе фанеры определяют как разницу между наибольшей и наименьшей толщиной четырех измерений».
В ГОСТ 3916.1-2018 также устанавливаются предельные допуски на нешлифованную фанеру (п. 3.2. ГОСТ 3916.1-2018). В соответствии с СТО №, а также ГОСТ 3916.1-2018 на нешлифованную фанеру допуск максимальный +0,8 от номинальной толщины.
Вес брутто груза рассчитывается автоматически при формировании отгрузочных документов в учетной системе SAP ERP. В системе производятся автоматические расчеты веса исходя из данных технологов по результатам контрольных взвешиваний продукции. Вес брутто груза был определен расчетным путем. Несовпадение фактического веса с обозначенным в документах весом брутто связано с тем, что расчет веса пачки фанеры производится от веса сухого шпона и объема наносимого клея, а также зависит от плотности березы, которая зависит от условий произрастания растения, зависит от количества слоев шпона в листе фанеры, ее геометрических размеров и количества листов фанеры в пачке и веса используемых брусков при упаковке. Исходя из этого, фактический вес пачки фанеры может иметь погрешность от расчетного до 5 %. Кроме того, товар является гигроскопичным.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
На основании п. 7 ст. 256 ТК ЕАЭС, товары, не являющиеся товарами для личного пользования, как в данном случае, перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством.
Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в электронной или письменной форме с использованием таможенной декларации. Ст. 83 ТК ЕАЭС определяет, что декларантами являются лица, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Ст. 84 ТК ЕАЭС определяет, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством ЕЭАС; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ЕАЭС, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 84 ТК ЕАЭС, в соответствии с законодательством государств-членов ЕЭАС.
Дата в 23 часа 18 минут на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска (далее - т/п МАПП) <адрес> Выборгской таможни (<данные изъяты>) по выезду из России в Финляндию прибыло грузовое транспортное средство (далее - т/с) марки «<данные изъяты>» (далее – т/с) регистрационный № (далее – рег. №) №, с полуприцепом рег.№ №, под управлением гражданина РФ Д, с товаром – фанера клееная.
В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №, досмотр окончен Дата в 19 час. 20 мин.), было установлено, что в грузовом отсеке перемещается товар: фанера клееная, в листах размерами – толщиной от 6,4 мм, до 7,4 мм, длиной 1220 мм, шириной 2440 мм (1 пачка по 65 листов), закрепленных в единую пачку (грузовое место). Всего 24 грузовых мест. Всего перемещается 24 пачки (24 грузовых места), общим объемом 32,533 м3. В результате таможенного досмотра установлено, что товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует ТСД. Общий вес нетто всей товарной партии фактически на 328,8 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий вес брутто (с учетом веса нижнего основания, пластиковых лент, упаковочной фанеры, без учета веса деревянных (транспортировочных) брусков) на 227 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий вес брутто (с учетом веса нижнего основания, пластиковых лент, упаковочной фанеры, деревянных (транспортировочных) брусков (вес брусков 52 кг) на 279 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий объем всей товарной партии фактически на 4,669 м3 больше, чем заявлено в ТСД.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.
Результаты проведения таможенного досмотра оформляются путем составления акта таможенного досмотра, форма которого определяется Комиссией, либо оформляются иным способом, предусмотренным в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Акт таможенного досмотра составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям, если эти лица установлены.
Пунктом 3.2.1 Письма ФТС России от 04.02.2016 N 01-11/04772 "О направлении методических рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров" установлено, что таможенный досмотр проводится в объеме и степени таможенного досмотра, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении, в порядке, установленном Методическими рекомендациями.
При этом положениями п. 3.3 Письма ФТС России от 04.02.2016 N 01-11/04772 "О направлении методических рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров" установлено, что в ходе таможенного досмотра при определении количественных показателей товаров должны применяться только пригодные к применению средства измерения, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы (при их наличии).
При определении количественных показателей товаров методиками (методами) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, как единицы товара, так и упаковок (ящиков, штабелей, бункеров и т.п.), производство замеров должно осуществляться в соответствии с требованиями аттестованных методик (методов) измерений (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Положениями ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" определено, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Поручением на таможенный досмотр № от Дата определена степень досмотра в виде полного взвешивания товара, пересчета грузовых мест с выборочным вскрытием, пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Между тем, при проведении таможенного досмотра должностными лицами таможенного органа не было проведено полное взвешивание товара, общий вес брутто товара был определен расчетным методом.
Определение объема товара было проведено недопустимым способом путем умножения длины листы фанеры на ширину листа фанеры на высоту пачки, измеряемую рулеткой для каждой пачки отдельно.
Тогда как п. 7.3 ГОСТа 3916.1-2018 «Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия» предусмотрено, что толщина фанеры должна рассчитываться следующим способом: «Толщину измеряют на расстоянии не менее 25 мм от кромок и посередине каждой стороны листа с погрешностью не более 0,1 мм толщиномером по ГОСТ 11358 или микрометром по ГОСТ 6507. За фактическую толщину листа принимают среднеарифметическое значение результатов четырех измерений. Разнотолщинность в одном листе фанеры определяют как разницу между наибольшей и наименьшей толщиной четырех измерений».
Учет фанеры березовой производится в кубических метрах. Установление фактического объема производится путем умножения длины на ширину и на номинальную толщину одного фанерного листа с последующим умножением на количество листов в пачке.
Таким образом, таможенным органом не только проведены измерения, не предусмотренные поручением на досмотр, но и при определении объема товара применена не предусмотренная законом методика измерений, не учтены применяемые допуски на толщину листа фанеры, в связи с чем, полученные измерения не могут быть признаны достоверными.
Следовательно, акт таможенного досмотра является недопустимым доказательством.
Изложенное свидетельствует о неустранимом существенном нарушении установленного порядка получения доказательств, которое невозможно устранить на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Признание акта таможенного досмотра свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «СВЕЗА-Лес» состава административного правонарушения.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СВЕЗА-Лес» подлежит прекращению, а изъятый товар - возвращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16.2, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «СВЕЗА-Лес» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Снять арест с товара: фанера клееная, в листах размерами – толщиной от 6,4 мм, до 7,4 мм, длиной 1220 мм, шириной 2440 мм (1 пачка по 65 листов), закрепленных в единую пачку (грузовое место). Всего 24 грузовых мест. Всего перемещается 24 пачки (24 грузовых места), общим объемом 32,533 м3, наложенный Дата, товар возвратить ООО «СВЕЗА-Лес».
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения, вручения копии постановления.
Судья Р.Ю. Петров