Резолютивная часть оглашена **.**.2021 года
Дело № 5-1595/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.**. 2021 года г. Псков, ул. Петровская, д. 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» З.М., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителя Псковской таможни С.Э., выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), юридический адрес: <адрес>, ранее не привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,
УСТАНОВИЛ:
**.**.2020 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), юридический адрес: <адрес>, составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Определением от **.**.2021 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» З.М. в судебное заедании пояснил, что настоящее административное правонарушение было совершено при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения и его последствиями, а именно халатным отношением водителя-экспедитора М.Е. к своим должностным обязанностям и сокрытием информации о том, где именно и при каких обстоятельствах им была повреждена шина. В то же время, в действиях водителя-экспедитора отсутствовал умысел, заключающийся в возе на территорию Российской Федерации запрещенных отходов, так как действия водителя были направлены на то, чтобы предоставить колесо, поврежденное на территории Эстонии, в качестве доказательства того, что оно действительно было повреждено и требовало замены. Кроме того, представитель перевозчика указал, что в настоящее время Обществом приняты меры по предупреждению данных правонарушений в будущем. Так, Общество провело мероприятия в виде беседы с водителями-экспедиторами в отношении ситуаций, при которых во время осуществления международных перевозок на транспортном средстве происходит взрыв шины, а также был вынесен внутренний Приказ, в котором описаны действия, которые необходимо осуществлять водителям-экспедиторам в случаях разрыва/повреждения покрышки на колесе автовоза. Также, представитель перевозчика, указав в судебном заседании, что колесо, изъятое в качестве предмета административного правонарушения, не представляет для Общества какого-либо интереса, не возражал против назначения наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Представитель Псковской таможни С.Э. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просила признать перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» виновным в совершении настоящего правонарушения, и назначить перевозчику наказание в пределах санкции статьи.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 27 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с п.п.. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В силу п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для прибытия товаров на таможенную территорию Союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Как следует из материалов дела, **.**.2020 года на таможенный пост МАПП Куничина Гора Псковской таможни (<адрес>) в зону таможенного контроля прибыло транспортное средство – тягач «М», регистрационный знак №*, с прицепом «L», регистрационный знак №*, под управлением гражданина Российской Федерации М.Е., **.**.**** года рождения.
Автомашина следовала из Эстонии в Россию с товаром – «автомобили новые», заявленным количеством грузовых мест – 6, заявленным весом брутто – 10 985 кг. Товар перевозился по товаросопроводительным документам: CMR №* от **.**.2020 года, Invoice №* от **.**.2020 года, Invoice №* от **.**.2020 года.
Документы представлялись на основании требований ст. 89 ТК ЕАЭС.
Отправитель товара: "M" AG, <адрес>.
Получатель товара: АО "M", <адрес>.
Перевозчик товара: ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)», ОГРН: №*, ИНН: №*, КПП: №*.
В результате проведенного таможенного досмотра (АТД №*) в передней части грузового отсека прицепа «L» на раме был обнаружен следующий товар: шина бывшая в употреблении, со следами износа (боковой порез), марка/модель «BRIDGESTUNE», размер 245/70R17.5, M+S, в количестве – 1шт., весом – 30,6 кг.
Из объяснения водителя М.Е. от **.**.2020 года следует, что покрышка в рейсе была повреждена и принадлежит ООО «Р», ИНН №*.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц было установлено, что Общество с ИНН №* зарегистрировано ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)».
На основании решения о назначении таможенной экспертизы №* от **.**.2020 года был составлен акт отбора проб и (или) образцов от **.**.2020 года №*.
Согласно заключению таможенного эксперта от **.**.2020 года №*, исследованный образец товара представляет собой шину пневматическую из полимерного материала черного цвета (предположительно резины) для грузового АТС, с видимыми следами эксплуатации и дефектами в виде: износа по всей поверхности беговой дорожки протектора, механическими повреждениями беговой дорожки, расслоениями в надбортовой зоне, повреждениями пятка борта закраиной обода колесного диска, полученным в процессе эксплуатации шины. На поверхности шины выявлены повреждения, свидетельствующие об утрате исследуемой шиной своих потребительских свойств и невозможности ее дальнейшего использования по назначению. Остаточная глубина протектора исследованного образца товара составила от 2,1 мм до 4,1 мм.
Классификация товара осуществляется в подсубпозиции 4004 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины), порошки и гранулы, полученные из них).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года №330 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение Коллегии) утвержден раздел 2.3 «Опасные отходы» Единого перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Единый перечень товаров).
В раздел 2.3 «Опасные отходы» Единого перечня товаров включена позиция:
- «26. Отходы, обрезки и скрап резины (за исключением твердой резины)», код ТН ВЭД ЕАЭС 4004 00 000 0, код вида отхода по классификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года – объединенный перечень отходов А, В: В3040, В3080;
- «27. Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении», код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000 9, код вида отхода по классификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года – объединенный перечень отходов А, В: В3040, В3140.
Примечанием к разделу 2.3 «Опасные отходы» Единого перечня определено, что для целей данного раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
В соответствии со статьей 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1989 года), под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положением национального законодательства.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что одним из основных критериев отнесения товаров к отходам производства и потребления является утрата ими потребительских свойств.
Из пункта 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 25.11.1994 года №49-ФЗ, следует, что под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства» (далее - Закон об отходах) определяет:
- «отходы производства и потребления (далее - отходы)» - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- «удаление» означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции). Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.
Согласно понятию, определенному в статье 1 Федерального закона №89-ФЗ, «утилизация отходов» - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), захоронение отходов, изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Учитывая изложенное, анализируя положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года №30, Базельской конвенции и Федерального закона №89-ФЗ, под отходами, в том числе для целей применения Положения, следует понимать товары, отвечающие следующей совокупности признаков: данные товары являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства либо потребления, утратили свои потребительские свойства и предназначены для удаления.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (Приложение №7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года №30) ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года №199 (далее - лицензия), или заключения разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года №45 (далее заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Согласно пункта 3 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (Приложение №7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года №30), запрещается осуществлять: а) ввоз и (или) вывоз физическими лицами опасных отходов в качестве товаров для личного пользования; б) вывоз опасных отходов, включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня, на территорию государства, не являющегося стороной Базельской конвенции, а также ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня, с территории государства, не являющегося стороной Базельской конвенции, за исключением случая, когда государство-член и государство, не являющееся стороной Базельской конвенции, заключили международный договор о трансграничном перемещении опасных отходов (информация о государствах, являющихся сторонами Базельской конвенции, а также о заключенных международных договорах размещена на официальном сайте Базельской конвенции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.basel.int). В этом случае перемещение опасных отходов осуществляется в соответствии с настоящим Положением и Базельской конвенцией; г) ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня, в целях захоронения и обезвреживания.
Согласно требованиям пунктов 5, 6, 7, 8 и 9 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (Приложение №7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года №30), помещение опасных отходов под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии. Помещение опасных отходов под таможенные процедуры переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, реимпорта, реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа). Помещение опасных отходов под таможенные процедуры таможенного склада, таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до внутреннего таможенного органа, а также для перевозки от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза осуществляется при наличии лицензии или заключения (разрешительного документа), представленных для помещения опасных отходов под иные таможенные процедуры. Помещение опасных отходов под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключений (разрешительных документов), выданных уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов на выдачу заключений (разрешительных документов) органами государственной власти всех государств-членов (далее - уполномоченные на выдачу заключений (разрешительных документов) органы государств-членов), через территории которых будет осуществляться перевозка этих опасных отходов. Помещение опасных отходов под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства, свободной таможенной зоны, свободного склада не допускается.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №1567-р от 23.09.2010 года в Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз отходов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Таким образом, на основании вышеизложенного, товар, включенный в раздел 2.3 Единого перечня, является запрещенным при его ввозе физическим лицом (в соответствии с пунктом 3 Положения), ограниченным при ввозе/вывозе его юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (в соответствии с пунктом 48 Положения).
В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, усмотрев в действиях фирмы-перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» достаточные данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, **.**.2020 года должностным лицом таможенного поста МАПП Куничина Гора Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении фирмы-перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В тот же день, товар: шина с видимыми следами эксплуатации, со следами износа (боковой порез), марка/модель «BRIDGESTUNE», размер 245/70R17.5, M+S, в количестве – 1шт., весом – 30,6 кг, был изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни <адрес>), согласно акту приема-передачи вещественных доказательств от **.**.2020 года.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Характеризуя состав административного правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ следует отметить, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выступают порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу.
В соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением установленных запретов и ограничений.
Согласно п. 5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что ввозом товаров на таможенную территорию Союза является совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для прибытия товаров на таможенную территорию Союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении лицом установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, Российской Федерации.
Объективная сторона данного административного правонарушения охватывает действия (бездействие) виновного, направленные на игнорирование, несоблюдение запретов, ограничений, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Действие перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» при перевозке товара, в отношении которого установлены ограничения при ввозе, при отсутствии действительного документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, является несоблюдением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию и ЕАЭС, и, соответственно, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, является лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений.
Согласно п.п. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.
В указанной ситуации в качестве перевозчика выступало юридическое лицо ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)», как предприятие, осуществляющее международную автомобильную перевозку, и указанное в графе международной товаротранспортной накладной (CMR).
К обязанностям перевозчика в указанном случае относится организация выполнения международной перевозки за вознаграждение, что является предпринимательской деятельностью в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Как следует из статьи 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Нормы федерального законодательства Российской Федерации и международных соглашений Таможенного союза и ЕАЭС носят публичный характер, относятся к неограниченному кругу лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Деятельность по организации перевозки товаров за вознаграждение с территории Российской Федерации, либо через ее территорию не может исключать необходимость соблюдения перевозчиком запретов и ограничений, установленных в соответствии с нормами, установленными международными договорами государств-членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза.
Таким образом, перевозчик ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» является надлежащим субъектом административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в том, что лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В соответствии с п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 года №10, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, в рассматриваемом случае, ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» вступая в правоотношения, как перевозчик, не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных законодательством Евразийского экономического союза, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2001 года №7-П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично - правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».
Как следует из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем отношении перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» к соблюдению публично-правовых обязанностей в сфере запретов и ограничений на ввоз продукции на территорию Российской Федерации (ЕАЭС), отсутствии со стороны перевозчика той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, возникающих в связи с перемещением товаров и, соответственно, о наличии субъективной стороны административного правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что перевозчиком ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в Российскую Федерацию.
Вина перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, полностью подтверждается следующими доказательствами: копией объяснения М.Е. от **.**.2020 года (л.д.6); копиями паспорта М.Е. и свидетельств о регистрации транспортных средств (л.д.7); копией CMR №* от **.**.2020 года (л.д.8); копией поручения на таможенный досмотр №* от **.**.2020 года (л.д.9); копией акта таможенного досмотра №* от **.**.2020 года (л.д.10-14); копией акта отбора проб и (или) образцов товаров №* от **.**.2020 года (л.д.15-17); копией решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы №* от **.**.2020 года (л.д.18-20); копией заключения таможенного эксперта №* от **.**.2020 года (л.д.23-30); копией служебной записки отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от **.**.2020 года №* о предоставлении консультации по соблюдению запретов и ограничений и классификации товара (л.д.31-35); выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице - ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» (л.д.36-59); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от **.**.2020 года (л.д.60-61); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Псковской таможне от **.**.2020 года (л.д.63); справкой о таможенной стоимости товара по делу об административном правонарушении (л.д.64).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцененных судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Принимая во внимание, что одним из субъектов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, является перевозчик, на которого возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, суд находит вину перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, доказанной, в связи с чем, за совершение настоящего административного правонарушения, перевозчик должен быть подвергнут административному наказанию.
При назначении наказания, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым суд относит совершение перевозчиком административного правонарушения в области таможенного дела впервые, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к перевозчику ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Оснований для освобождения перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Перевозчика ООО «ЭН УАЙ КЕЙ АУТО ЛОДЖИСТИКС (РУС)» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Псковской таможне от **.**.2020 года): «шина с видимыми следами эксплуатации, со следами износа (боковой порез), марка/модель «BRIDGESTUNE», размер 245/70R17.5, M+S», в количестве – 1 шт., весом – 30,6 кг.
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Псковской таможни по адресу: <адрес>, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко