ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-159/19 от 14.02.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-159/2019,

76RS0014-02-2019-000570-13

Резолютивная часть оглашена 02.10.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ярославль 4 октября 2019 года

Судья Кировского районного суда города Ярославля Соболевский М.Г., при секретаре Овсянниковой А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора департамента транспорта Ярославской области Моисеева Евгения Анатольевича, <данные изъяты>

установил:

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Ярославской области и Контрольно-счетной комиссии Гаврилов-Ямского муниципального района в ходе проведенной в период с 15.04.2019 по 11.06.2019 проведена проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Гаврилов-Ямского муниципального района, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

В ходе проверки установлено, что постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2014 №496-п утверждена государственная программа «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области» на 2014-2025 годы. В перечень подпрограмм указанной государственной программы входит ведомственная целевая программа «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» (далее также – ВЦП «Сохранность дорог»), утвержденная приказом департамента транспорта Ярославской области (далее также – Департамент) от 22.03.2018 № 6, которой предусмотрено предоставление субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности (с объемом финансирования Гаврилов-Ямскому муниципальному району за счет средств областного бюджета в сумме 15 000 000 рублей).

Департаментом транспорта Ярославской области, Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района и Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям 22.03.2018 заключено соглашение №02-15/18-4-ПР о предоставлении бюджету поселения субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности (далее также – Соглашение о предоставлении субсидии от 22.03.2018 №02-15/18-4-ПР), а также дополнительное соглашение №1 к нему от 28.09.2018. Приложением к данному соглашению «Перечень объектов, финансируемых за счет субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности» предусмотрено финансирование работ по ремонту ул. Мичурина г.Гаврилов-Ям, в том числе от дома № 23 до городского кладбища городского поселения Гаврилов-Ям (ремонт дорожного покрытия, съездов, проезжей части, устройство тротуаров).

Средства субсидии перечислены департаментом транспорта Ярославской области Управлению ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района платежными поручениями от 01.11.2018 №431 на сумму 5 000 000 рублей, от 01.11.2018 № 481 на сумму 5 293 507 рублей 67 копеек, от 06.11.2018 № 486 на сумму 4 706 492 рублей 33 копейки.

Предоставление указанной субсидии осуществлено с нарушением установленного порядка предоставления и распределения бюджетных средств, в связи с чем начальником контрольно-методического отдела Контрольно-счетной палаты Ярославской области ФИО1 10.09.2019 в отношении директора департамента транспорта Ярославской области ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - начальник контрольно-методического отдела Контрольно-счетной палаты Ярославской области ФИО1, консультант-юрист контрольно-методического отдела Контрольно-счетной палаты Ярославской области ФИО2 просили привлечь Моисеева Е.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Моисеев Е.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился.

Защитник Моисеева Е.А. на основании доверенности ФИО3 возражала против привлечения Моисеева Е.А. к административной ответственности.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Механизмом реализации ВЦП «Сохранность дорог» предусмотрено, что предоставление вышеназванной субсидии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2017 №667-п «Об утверждении Методики предоставления и расходования субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности» (далее также – Методика № 667-п), согласно положениям которой условиями предоставления и расходования субсидии являлись, в том числе, наличие подписанного Департаментом и администрацией соответствующего муниципального образования области соглашения о предоставлении субсидии; соответствие выполняемых работ на дорожных объектах, финансируемых за счет субсидии, утвержденной проектной документации. Указанной методикой также предусмотрено, что при невыполнении муниципальным образованием области данных условий субсидия не предоставляется.

В соответствии с п.7 Методики предоставления и расходования субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2017 №667-п, для заключения соглашения в департамент представляется утвержденная в соответствии с действующим законодательством проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорожных объектов, финансируемых за счет субсидии. Соглашение заключается только в части тех дорожных объектов, в отношении которых представлен полный комплект документов.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2018 №02-15/18-4-ПР одним из условий предоставления субсидии являлось соответствие выполняемых работ на дорожных объектах, финансируемых за счет субсидии, утвержденной проектной документации. Условиями данного соглашения предусмотрено перечисление департаментом транспорта Ярославской области субсидии в размере 15 000 000 рублей в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Ярославской области от 25.12.2017 №65-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и в соответствии с Методикой предоставления и расходования субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2017 №667-п.

В соответствии с пунктом 13 Методики предоставления и расходования субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2017 №667-п, и пунктом 2 соглашения обязанностями Департамента являются, в том числе:

- рассмотрение в течение 10 рабочих дней с даты регистрации документов, предоставленных Администрацией поселения, на соответствие их условиям соглашения. В случае выявления несоответствия представленных документов условиям соглашения Департамент в трехдневный срок с момента окончания проверки соответствия документов условиям настоящего Соглашения принимает решение об их возврате;

- осуществление перечисления субсидии в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований в пределах кассового плана областного бюджета в течение 30 календарных дней с момента регистрации документов в Департаменте при условии их соответствия условиям соглашения.

Пунктом 3.1. Соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2018 №02-15/18-4-ПР установлено, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств по данному соглашению либо исполнение их ненадлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Методики предоставления и расходования субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2017 №667-п, контроль за соблюдением муниципальными образованиями области условий предоставления и расходования субсидии осуществляется департаментом транспорта Ярославской области и департаментом финансов Ярославской области.

Вместе с тем, при планировании, размещении заказа, заключении и исполнении муниципальных контрактов, выполнении и приемке работ по ремонту ул. Мичурина г.Гаврилов-Ям проектная документация не разрабатывалась, объемы и стоимость работ определялись локальными сметными расчетами, представленными в государственное автономное учреждение Ярославской области «Государственная экспертиза в строительстве» (далее также – ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза»). При этом, письмом ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» от 17.05.2017 № 01-16/ОС-252 муниципальное учреждение «Управление городского хозяйства» Администрации городского поселения Гаврилов-Ям проинформировано о необходимости разработки в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности проектной документации и проведения государственной экспертизы в отношении представленной документации по объекту «Ремонт дорожного покрытия ул. Мичурина городского поселения Гаврилов-Ям», однако указанным учреждением направлена ответная просьба произвести проверку сметной стоимости работ по ремонту ул. Мичурина.

В соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, выполненные МУ «Управление городского хозяйства» как заказчиком работы на дорожных объектах по ул. Мичурина, в том числе от дома № 23 до городского кладбища городского поселения Гаврилов-Ям, относятся к работам по капитальному ремонту.

Согласно ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В соответствии с ч.2 ста.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации в зависимости от содержания работ.

В соответствии с п.33 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, проектная документация на линейные объекты капитального строительства (в том числе автомобильные дороги) состоит из 10 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 34-42, в том числе «Пояснительная записка», «Проект полосы отвода», «Технологические и конструктивные решения линейного объекта», «Искусственные сооружения».

В нарушение указанных требований, а также требований ст.ст. 139, 158 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 5, 7 Методики № 667-п, департаментом транспорта Ярославской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии от 22.03.2018 № 02-15/18-4-ПР о предоставлении бюджету городского поселения субсидии на капитальный ремонт дорожных объектов муниципальной собственности, при отсутствии проектной документации, определяющей виды и перечни работ по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства по ул. Мичурина, в том числе от дома № 23 до городского кладбища городского поселения Гаврилов-Ям, и положительного заключения государственной экспертизы в строительстве на их проведение.

Частью 1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и статьей 15.14 КоАП РФ.

В период заключения Соглашения о предоставлении субсидии от 22.03.2018 №02-15/18-4-ПР и перечисления предусмотренных данным соглашением денежных средств исполнение обязанностей директора департамента транспорта Ярославской области было возложено на Моисеева Е.А. В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Положения о департаменте транспорта Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 30.10.2015 № 1167-п, в этот период на Моисеева Е.А. были возложены обязанности по руководству данным департаментом, организации и контролю его деятельности, обеспечению соблюдения финансовой и учетной дисциплины.

Платежные поручения от 01.11.2018 №431 на сумму 5 000 000 рублей, от 01.11.2018 № 481 на сумму 5 293 507 рублей 67 копеек, от 06.11.2018 № 486 на сумму 4 706 492 рублей 33 копейки, в соответствии с которыми перечислены средства субсидии, подписаны первой подписью Моисеева Е.А.

Согласно подпункту 10 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Моисеев Е.А., в соответствии с возложенными обязанностями по должности директора департамента транспорта Ярославской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ был обязан организовать работу Департамента в части соблюдения, условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Таким образом, Моисеевым Е.А. как должностным лицом главного распорядителя средств областного бюджета – департамента транспорта Ярославской области (по адресу: 150000, <...>) 01 и 06 ноября 2018 года осуществлены виновные действия по перечислению суммы трансферта (субсидии) из областного бюджета в отсутствие проектной документации, что является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Таким образом, Моисеевым Е.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.15.3 КоАП РФ.

Вина Моисеева Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ подтверждается совокупностью представленных доказательств: протокол об административном правонарушении от 10.09.2019 №03-02/2019-12; распоряжение Губернатора Ярославской области от 29.06.2017 № 229-рм «О возложении обязанностей»; Положение о департаменте транспорта Ярославской области, утвержденное постановлением Правительства области от 30.10.2015 № 1167-п; соглашение о предоставлении бюджету поселения субсидии на капитальный ремонт и ремонт дорожных объектов муниципальной собственности от 22.03.2018 № 02-15/18-4-ПР; дополнительное соглашение от 28.09.2018 № 1; платежные поручения департамента транспорта Ярославской области от 01.11.2018 № 431, от 01.11.2018 №481, от 06.11.2018 №486; письмо департамента финансов Ярославской области от 01.02.2019 № ИХ.33-0461/19 «О предоставлении информации»; акт совместной проверки от 11.06.2019; письмо Администрации Гаврилов-Ямского района от 19.06.2019 № их. 0701-1549/19 «Пояснения по Акту».

Оценив указанные доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, полагаю, что они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Моисеева Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.

По результатам исследования доказательств прихожу к выводу о том, что у Моисеева Е.А. имелась возможность для недопущения указанного выше нарушения, однако достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства им не принято.

В силу требований ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае состав административного правонарушения образуют факты перечисления денежных средств (платежные поручения Департамента от 01.11.2018 № 431, от 01.11.2018 №481, от 06.11.2018 №486), в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Установленные КоАП РФ основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.

Учитывая специфику бюджетных правоотношений и предусмотренные законодательством повышенные меры охраны данных правоотношений (значительный срок давности привлечения к административной ответственности, возможность назначения должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации), оснований для признания совершенного Моисеевым Е.А. правонарушения малозначительным также не усматриваю.

Оценивая характер совершенного Моисеевым Е.А. административного правонарушения, личность виновного лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая обстоятельства дела, считаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты при назначении Моисееву Е.А. наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оснований для назначения более строгого наказания не усматриваю.

Полагаю, что такое наказание будет являться справедливым и соразмерным содеянному; в полной мере соответствовать общим началам назначения административного наказания, предусмотренным ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать директора департамента транспорта Ярославской области Моисеева Евгения Анатольевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

<данные изъяты>

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 ст.32.2, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.Г. Соболевский