ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-159/20 от 02.04.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 5-159/20

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

(<...>)

02 апреля 2020 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, в отношении начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, являясь должностным лицом – начальником управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, по адресу: <...>, действуя от лица органа местного самоуправления – администрации г.Хабаровска, 26.08.2018 заключил соглашение – муниципальные контракты № с целью устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «<данные изъяты>» до автомобильной дороги по ул.Новая в г.Хабаровске» (далее по тексту – Объект), без проведения торгов, что является нарушением п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), поскольку привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Ходатайств о рассмотрении дела с его обязательным участием, а также об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, не поступало.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, ввиду соблюдения установленных законом прав на участие в судебном разбирательстве.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 7 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий

В качестве санкции за совершение указанного правонарушения, для должностных лиц, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с планом-графиком реализации мероприятий по созданию объектов инфраструктуры ТОР «Хабаровск» по результатам электронного аукциона 09.10.2017 между управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска (далее по тексту – Управление дорог) с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по Объекту с максимальной ценой контракта 1 772 135, 42 рублей. В соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с календарным планом выполнения работ.

Из писем КГБУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заказчику стало известно о возникших недостатках в выполнении подрядчиком проектной документации и необходимости устранения таких недостатков.

07.05.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта и размещено на официальном сайте в единой информационной системе (далее по тексту – ЕИС).

Согласно сведениям из ЕИС, 18.05.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. Контракт признан расторгнутым.

28.06.2018 Управлением дорог с ООО «<данные изъяты>» заключены 12 муниципальных контрактов на устранение замечаний государственной экспертизы проектной документации по Объекту.

В период с 13.06.2018 по 19.06.2018 Управлением дорог направлялись запросы о предоставлении информации о стоимости работ по устранению замечаний КГБУ «<данные изъяты><данные изъяты>» проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края». Ответы поступили от ООО «<данные изъяты>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и ЗАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенного мониторинга цен 28.06.2018 муниципальные контракты заключены с ООО «<данные изъяты>»,

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 97 700 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «сметная документация» по Объекту.

Этапы проведения работ: устранение замечаний в проектной документации, полученных с отрицательным заключением экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, получение положительного заключения до проектной документации и результатам инженерных изысканий на линейный Объект и предоставлением проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы заказчику.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 98 700 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «гидравлические расчеты мостового сооружения, искусственные сооружения» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 98 300 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 97 500 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «инженерно-гидрологические изыскания» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 97 600 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «разработка вариантов схем моста и опор фундаментов» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 99 300 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «расчеты основных конструктивных элементов моста» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 98 500 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «ТКР линейного объекта» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 97 400 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «Стоимость строительства. Составление сопоставительной ведомости изменений сметной стоимости и корректировки ведомостей объема с учетом внесенных изменений в сметные расчеты» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 98 800 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от 13,06.2018 по разделу «расчеты опор моста» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 97 200 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «инженерно-экологические изыскания» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 99 100 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «полоса отвода» по Объекту.

Контракт со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ и ценой – 96 400 рублей, предметом которого является устранение замечаний, сделанных единой государственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края по заключению от ДД.ММ.ГГГГ по разделу «проект организации строительства» по Объекту.

В результате надлежащего исполнения ООО «<данные изъяты>» договорных обязательств в полном объеме заказчиком получены положительные заключения КГБУ «Единая <данные изъяты> проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края» по проектной и сметной документации указанного объекта. Акты от 13.07.2018 приемки выполненных работ по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ подписаны заказчиком и исполнителем, указана дата окончания работ – 15.07.2018. От Управления дорог акты подписаны его начальником ФИО1, от Общества – директором ФИО4 По результатам выполненных ООО «<данные изъяты>» работ заказчиком получено положительное заключение экспертизы проектной документации и результатам инженерных изысканий по Объекту от 27.09.2018 и положительное заключение линейного объекта капитального строительства «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «<данные изъяты>» до автомобильной дороги по ул.Новая в г.Хабаровске (строительство)» от 01.10.2018.

Из аналитического отчета по результатам проведенного 26.10.2018 Хабаровским УФАС России в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что временной интервал определен периодом 2017 года и 9 месяцев 2018 года; продуктовыми границами товарного рынка является деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа; географические границы определены территорией города Хабаровска. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, работы (услуги), указанные в контрактах от ДД.ММ.ГГГГ, относятся к разделу «деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа» – код 71.1. Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях по коду 71.1. Аналогичную деятельность на территории города Хабаровска осуществляют 12 хозяйствующих субъектов. Таким образом, рынок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельности в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа, является конкурентным.

Согласно ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе), под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком либо подрядчиком, исполнителем.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе).

Частью ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещено совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании частей 1 и 2 ст.24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Судом установлено, что Управлением дорог с ООО «<данные изъяты>» в один день 28.06.2018 заключено 12 контрактов на общую сумму 1 176 500 рублей. При этом этапы работ у всех контрактов аналогичные, а предметом всех контрактов является устранение замечаний государственной экспертизы проектной документации по Объекту.

В ходе рассмотрения дела комиссией Хабаровского УФАС России с учетом тождественности предметов контрактов, их заключения в один день, их единой цели и характера выполняемых работ, установлено, что данная закупка была намеренно разбита на 12 муниципальных контрактов на сумму до 100 000 рублей каждая, в целях обеспечения формальной возможности ухода от конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком. При этом общая сумма контрактов составила 1 176 500 рублей, что превышает предельно допустимый размер стоимости закупаемых услуг, при размещении которых его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии со ст.16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами. Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения и такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом, исходя из конструкции данного положения закона, заключенное соглашение может быть признано противоречащим статье 16 Закона о защите конкуренции, если оно нарушает принципы конкуренции, либо создает угрозу их нарушения (например, в будущем). То есть достаточно возможности наступления негативных последствий для конкуренции.

По результатам рассмотрения указанного дела комиссией Хабаровского УФАС России принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о признании заключенного Управлением дорог с ООО «<данные изъяты>» соглашения – муниципальных контрактов №№ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по Объекту, без проведения торгов, приведшее к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, нарушающим п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции».

ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

Распоряжением администрации города Хабаровск от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на главную должность муниципальной службы начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска.

Как следует из его должностной инструкции, начальник управления обязан, в том числе, организовывать размещение в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» муниципального заказа на поставку товаров, выполнения работ (оказание услуг), необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию управления (п.2.2.4), заключать от имени администрации города Хабаровска в соответствии с представленными полномочиями договоры и иные соглашения, касающиеся деятельности управления (п.2.5), подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции (п.2.8), подписывать приказы и распоряжения, изданные в пределах компетенции (п.2.9), начальник управления является распорядителем средств, выделяемых из бюджета города Хабаровска и других источников, в пределах функции, возложенных на управление (п.2.25).

04.03.2020 начальником отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России ФИО2 по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что ответственным за совершение указанных действий является начальник Управления дорог ФИО1, и установленный в судебном заседании факт заключения Управлением дорог с ООО «<данные изъяты>» соглашения – заключения муниципальных контрактов № от ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по проекту «Приведение в нормативное состояние двухполосной автомобильной дороги от границ земельного участка площадки «<данные изъяты>» до автомобильной дороги по <адрес>», без проведения торгов, это привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, что нарушает п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции.

Устанавливая вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, суд исходит из имеющихся в материалах дела доказательств: протокола об административном правонарушении от <адрес>; решения от ДД.ММ.ГГГГ УФАС России по Хабаровскому краю о признании заключенного Управлением дорог с ООО «<данные изъяты>» соглашения – заключения муниципальных контрактов №№ от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения замечаний государственной экспертизы проектной документации по Объекту без проведения торгов, приведшим к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов; распоряжении о назначении ФИО1 на должность и его должностной инструкции; трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; личной карточки государственного (муниципального) служащего ФИО1; вступившего в законную силу постановления заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 подвергнут наказанию в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ; муниципальных контрактов № и актов выполненных работ по ним; аналитического отчета по результатам проведенного анализа состояния конкуренции товарном рынке работ (услуг), выполняемых в рамках заключены контрактов от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; соглашений о расторжении вышеуказанных муниципальных контрактов; заключения об обстоятельствах дела от ДД.ММ.ГГГГ; положительного заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ; положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ; отрицательного заключения от ДД.ММ.ГГГГ; отрицательного заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ; договора КСС от ДД.ММ.ГГГГ; договора от ДД.ММ.ГГГГ и муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше доказательства принимаются судом, как допустимые и в своей совокупности достаточные для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ.

В силу требований ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться, в том числе, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При определении вида и размера наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, с учетом отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также факта увольнения ФИО1 с занимаемой должности, суд полагает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в минимальном, предусмотренном санкцией ч.7 ст.14.32 КоАП РФ размере.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность ФИО1 за совершение данного административного правонарушения, не установлено. Оснований для исключения представленных судье доказательств, как добытых с нарушением закона не имеется.

С учетом обстоятельств совершенного ФИО1 правонарушения, судом не усматривается оснований для признания его малозначительным и применения положений статьи 2.9. КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.14.32, 29.9 – 29.11, КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее состоявшим в должности начальника управления дорог и внешнего благоустройства администрации <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.14.32 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

<данные изъяты>

Не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Хабаровский краевой суд, через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Я.Ю.Сидоров