ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 апреля 2019 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 04.04.2019 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
рассмотрев материалы дела №5-15/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <данные изъяты> в ходе проведения плановой документарной, выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца», осуществляющей образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, выявлено, что эта деятельность Организации осуществляется с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившимся в следующем:
1) по адресу места осуществления образовательной деятельности: <данные изъяты> отсутствует в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территории, здания, строений, сооружений, помещений и оборудования, используемых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым на момент проверки программам дополнительного образования детей и взрослых: дополнительной общеразвивающей программой по спортивным бальным танцам «Спортивный бальный танец в общеобразовательной школе»; дополнительной предпрофессиональной программой по спортивным бальным танцам «Танцевальный спорт», что не соответствует требованиям п. «ж» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966;
2) квалификация следующих работников учреждения не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761 н:
-у преподавателя <данные изъяты> при наличии среднего общего образования отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
-у преподавателя <данные изъяты> отсутствует среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (представлена справка об обучении в Филиале ФГБОУ высшего образования <данные изъяты> на 5 курсе; обучается на 2 курсе по заочной форме обучения в Филиале названного университета по программе переподготовки);
-у преподавателя <данные изъяты> при наличии высшего профессионального образования по специальности экономика отсутствует дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении (обучается на 2 курсе по заочной форме обучения в Филиале ФГБОУ высшего образования «<данные изъяты> по программе переподготовки);
-у преподавателя <данные изъяты> при наличии высшего профессионального образования по специальности «управление персоналом» отсутствует дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении (обучается на 2 курсе по заочной форме обучения в Филиале ФГБОУ высшего образования <данные изъяты>);
-у преподавателя <данные изъяты> отсутствует среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (представлена справка об обучении в ФГБОУ высшего образования «Байкальский государственный университет» на 4 курсе; обучается на 2 курсе по заочной форме обучения в Филиале ФГБОУ высшего образования <данные изъяты>),
что не соответствует требованиям п. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966.
Законный представитель Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца» в судебном заседании просила учесть, что организация занимается социально-значимой деятельностью, отсутствие санитарного заключения никаких негативных последствий не повлекло, поскольку обучение осуществляется в помещении средней школы, соответствующем санитарным нормам правилам, при этом <данные изъяты>. и <данные изъяты> обладают необходимым уровнем образования, а часть педагогов получила такое образование после проведенной проверки.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении правонарушения при изложенных выше обстоятельствах нашла свое подтверждение.
Из материалов дела следует, что Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца» является юридическим лицом, созданным в целях пропаганды танцевальной культуры среди населения, развития образовательных услуг для населения в области танцевальной культуры.
ДД.ММ.ГГГГ Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области учреждению по месту его нахождения: <данные изъяты>, выдана бессрочная лицензия № на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии (л.д.<данные изъяты>).
С целью выполнения ежегодного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на <данные изъяты> г., распоряжением руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области (далее также по тексту – Служба) от ДД.ММ.ГГГГ№, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная, выездная проверка в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца» (л.д.<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ в 14.30 ч., должностными лицами, проводившими проверку, составлен Акт проверки №-а, с изложенными в нем выявленными нарушениями в деятельности названного юридического лица, и.о. директора учреждения ознакомлен с Актом в этот же день (л.д<данные изъяты>).
По факту нарушения Учреждением требований ст.17, п.2 ст.40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.41 Федерального закона «Об образовании в РФ» должностным лицом Административного органа ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.<данные изъяты>).
Исследовав протокол об административном правонарушении, оценивая результаты проверки, изложенные в Акте, иные материалы дела, судья находит эти доказательства допустимыми и относимыми, полученным в строгом соответствии с законом, а также достаточными для разрешения дела по существу. Порядок организации проверки соблюден, распоряжение вынесено надлежащим должностным лицом, проведение проверки поручено лицам, имеющим надлежащую квалификацию.
Протокол об административном правонарушении составлен на основании Акта проверки надлежащим лицом, в присутствии законного представителя юридического лица, с отражением всех значимых обстоятельств дела, с приведением описания события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно Примечанию к этой статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу п. 9 Положения "О лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных под. «д», «ж» п. 6 данного Положения.
Согласно под. "д" п. 6 Положения "О лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащий раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Названным нормативным правовым актом к преподавателями предъявляются следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В нарушение вышеуказанных положений:
- у преподавателя <данные изъяты> имеется только среднее общее образование и ею пройдены курсы подготовки преподавателей;
- преподаватель <данные изъяты> на момент проверки являлась студентом 5 курса ФГБОУ высшего образования <данные изъяты> и 2 курсе по заочной форме обучения в Филиале названного университета по программе переподготовки;
- преподаватель <данные изъяты> на момент проверки имела только диплом ФГБОУ ВПО <данные изъяты> по специальности экономика;
- преподаватель <данные изъяты> на момент проверки имела только диплом ФГБОУ ВПО <данные изъяты> по специальности управление персоналом.
- преподаватель <данные изъяты>. на момент проверки являлась студентом ФГБОУ ВО <данные изъяты>
Между тем, судья приходит к выводу, что следует исключить вменение в в вину организации отсутствие у преподавателей <данные изъяты>. и <данные изъяты> соответствующего образования, поскольку судье представлены Диплом с отличием <данные изъяты> согласно которому <данные изъяты> имеет среднее профессиональное образование, полученное в <данные изъяты> по специальности преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области ритмики и хореографии, а <данные изъяты> имеет аналогичное образование по специальности преподавание в начальных классах, присвоена квалификация учитель начальных классов, учитель ритмики и хореографии (Диплом <данные изъяты>).
В силу пп. "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона N 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона по адресу места осуществления образовательной деятельности: <данные изъяты> отсутствует в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территории, здания, строений, сооружений, помещений и оборудования, используемых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым на момент проверки программам дополнительного образования детей и взрослых: дополнительной общеразвивающей программой по спортивным бальным танцам «Спортивный бальный танец в общеобразовательной школе»; дополнительной предпрофессиональной программой по спортивным бальным танцам «Танцевальный спорт», что не соответствует требованиям п. «ж» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966.
В силу п. 9 Положения "О лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных под. "д" «ж» п. 6 данного Положения.
Указанные нарушения образуют вмененный учреждению состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учреждение имело возможность для соблюдения указанных выше правил и норм, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья приходит к выводу, что АНО «Школа танца», имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства, не приняло все зависящие от него меры для его своевременного исполнения, в связи с чем, такое бездействие юридического лица образует состав вмененного организации административного правонарушения.
При решении вопроса о мере наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, способствовавшие его совершению, наступившие последствия, а также конституционные принципы, содержащие критерии наказания, а именно, необходимость, пропорциональность и соразмерность, в соответствии с которыми меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание сведения о привлекаемом юридическом лице, относящемся к некоммерческим организациям, его имущественное положение и сферу деятельности, отсутствие наступивших последствий от противоправного деяния в виде ущерба объекту охраны, судья считает возможным применить положения ч. 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, находя указанные обстоятельства исключительными, и назначить учреждению наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, находя его соразмерным содеянному и справедливым, не усматривая, при этом оснований к приостановлению деятельности предприятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Иркутская школа спортивного бального танца» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для внесения административного штрафа: Управление Федерального Казначейства по Иркутской области (Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области л/с <***>), ИНН <***>, КПП 381101001, БИК 042520001, Отделение Иркутск, г. Иркутск, р/с <***>, КБК 07711607000016000140.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: С.В. Почепова