ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-15/19 от 13.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2019-000601-97

дело № 5-15/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 марта 2019 года г. Нижний Тагил

Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,

с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев на основании ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Высокогорский горно-обогатительный комбинат», <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике,

установил:

открытым акционерным обществом «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» (далее - ОАО «ВГОК») 8 февраля 2019 года нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - цеха обогатительного Высокогорской площадки ОАО «ВГОК», расположенного по адресу: <адрес>.

Так, при проведении внеплановой выездной проверки ОАО «ВГОК» установлены факты эксплуатации цеха обогатительного Высокогорской площадки ОАО «ВГОК», регистрационный номер <...>, III класс опасности, с нарушениями требований промышленной безопасности, которые привели 25 января 2019 года к несчастному случаю со смертельным исходом, а именно:

- не обеспечена полнота сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Не исключены из сведений, характеризующих данный объект, технические устройства, выведенные из состава объекта и не участвующие в технологическом процессе, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности), п. 1 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 494;

- допускаются к выполнению работ на опасном производственном объекте подрядные организации (ООО «Монтажэнергоремонт», ООО «НПП «Ресурс», ООО «ПромТехМонтаж») без подготовки и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности, что является нарушением ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Закона о промышленной безопасности, п. п. 27 и 40 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599 (далее - Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности);

- ограждения приводных и натяжных станций ленточных конвейеров № № 1, 3, 4, 146, 147, 90, 12, 14, 14а, 15, 16а, 18, 92, 94, 95, 152, 154, 155, 156, 157, 100, 102, 102а, 103, 16б, 57, установленных в корпусе среднего и мелкого дробления и корпусе сухой магнитной сепарации, не сблокированы с приводом конвейера, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности, п. 58 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- не работают аспирационные установки (АУ-11, АУ-6, АТУ-2) в корпусе магнитной сепарации, АУ-18 в корпусе среднего и мелкого дробления УД-2, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности, п. 805 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- не осуществляется производственный контроль 1 ступени - не выявляются нарушения требований промышленной безопасности с записью в дневнике по охране труда (течь масла в помещении маслостанции дробилок из маслоблока дробилки <...>, отсутствие первичных средств пожаротушения и пожарного инвентаря в помещении маслостанций дробилок; не проверяются ежемесячно агрегатные журналы технических устройств ВОЦ ОАО «ВГОК» контролирующими лицами: главным механиком подразделения и заместителями начальника структурного подразделения по ТО и Р), что является нарушением ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности, п. п. 10 и 53 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.

Защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признали полностью и пояснили, что во исполнение предписания Уральского управления Ростехнадзора ОАО «ВГОК» частично устранило выявленные нарушения: выполнило ограждения ленточных конвейеров, восстановило работоспособность аспирационных установок. Также издан приказ, в котором определены мероприятия (сроки и исполнители) по исполнению всех пунктов предписания, в частности, готовятся документы для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов, запрещен допуск подрядных организации без подготовки и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности.

Из пояснений защитников также следует, что Высокогорский обогатительный цех является основным звеном в технологической цепочке и схеме материальных потоков ОАО «ВГОК» и его остановка повлечет необратимые последствия для хозяйственной деятельности предприятия, окажет огромное негативное воздействие на финансовое положение общества, а также на социально-психологический климат трудового коллектива. Просили с учетом положений ч. 3, ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить предприятию минимально возможное наказание.

Выслушав защитников юридического лица ФИО1 и ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что вина ОАО «ВГОК» в совершении административного правонарушения установлена и доказана, при этом суд исходит из следующего.

Частью 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

На основании п. 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, разрабатывать положения о производственном контроле. Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Ответственность за осуществление производственного контроля несут должностные лица, на которых возложена ответственность за осуществление производственного контроля. В установленных законодательством Российской Федерации случаях организации, ведущие горные работы и работы по переработке полезных ископаемых, обязаны разрабатывать системы управления промышленной безопасностью.

Согласно п. 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в установленных законодательством Российской Федерации случаях организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны обеспечить подготовку и аттестацию руководителей и специалистов в области промышленной безопасности.

В соответствии с п. 40 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности подрядные организации, выполняющие работы на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых, обязаны соблюдать требования настоящих Правил.

Пунктом 53 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности предусмотрено, что производственные и подсобные помещения, установки, сооружения и склады, а также места хранения горюче-смазочных материалов должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем.

В силу п. 58 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности технические устройства, находящиеся в эксплуатации, должны быть исправны, оснащены в соответствии с требованиями заводов-изготовителей и настоящих Правил сигнальными устройствами, контрольно-измерительной аппаратурой, устройствами, отключающими привод при забивке разгрузочных течек, воронок, желобов и иметь защиту от перегрузок, переподъема.

Движущиеся части механизмов должны быть ограждены, за исключением частей, ограждение которых невозможно из-за их функционального назначения.

Приводные, натяжные и концевые станции ленточных конвейеров, а также загрузочные и разгрузочные устройства должны иметь ограждения, исключающие возможность производить ручную уборку просыпающегося материала у барабанов во время работы конвейера и должны быть сблокированы с приводом конвейера.

Согласно п. 805 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности обезвреживание цианосодержащих промышленных стоков с применением хлоропродуктов и других реагентов должно осуществляться в герметизированном оборудовании, обеспеченном аспирацией, приборами контроля и дистанционным управлением.

Во время работы технологического оборудования основные приточно-вытяжные вентиляционные и аспирационные установки должны работать непрерывно.

При неисправных системах вентиляции эксплуатация технологического оборудования, работа которого сопровождается выделением пыли и газа, запрещается.

Как видно из материалов дела, Уральским управлением Ростехнадзора в период с 31 января 2019 года по 8 февраля 2019 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - цеха обогатительного Высокогорской площадки ОАО «ВГОК» на основании распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от 28 января 2019 года № Св-395-р.

В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 8 февраля 2019 года № Св-395-р/а, установлено, что ОАО «ВГОК» нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО «ВГОК» протокола об административном правонарушении.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2019 года (л.д. 9-13), актом проверки от 8 февраля 2019 года № Св-395-р/а (л.д. 22-27, 60-181), распоряжением от 28 января 2019 года № Св-395-р (л.д. 45-52), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 6 февраля 2019 года (л.д. 53-55).

В протоколе об административном правонарушении имеется подпись должностного лица, составившего протокол, и протокол соответствует требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не доверять сведениям, указанным в протоколе, а также в иных документах, имеющихся в материалах дела, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления виновности ОАО «ВГОК» в совершении инкриминируемого деяния.

Совокупность проанализированных в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств суд находит достаточной для установления вины ОАО «ВГОК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд квалифицирует действия ОАО «ВГОК» по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов проверки видно, что правонарушение совершено виновно: оснований полагать, что соблюдение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ОАО «ВГОК» при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения предусмотренной законом обязанности, не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает частичное добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также признание вины (ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установил обстоятельств, в силу которых ОАО «ВГОК» следует назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

Суд соглашается с защитниками ОАО «ВГОК» в том, что Высокогорский обогатительный цех является основным звеном в технологической цепочке и схеме материальных потоков ОАО «ВГОК» и его остановка повлечет необратимые последствия для хозяйственной деятельности предприятия, окажет огромное негативное воздействие на финансовое положение общества, а также на социально-психологический климат трудового коллектива.

На основании ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 настоящего Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Принимая во внимание характер административного правонарушения, представленные в материалы дела документы о крайне негативном финансовом положении ОАО «ВГОК», отсутствие отягчающих обстоятельств, то обстоятельство, что сумма штрафа, предусмотренная статьей, для ОАО «ВГОК» является значительной, судья приходит к выводу о возможности назначения предприятию наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с соблюдением требований ч. 2 ст. 4.4, ч. 3.3 ст. 4.1 настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, данные об имущественном и финансовом положении юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, полагаю, что назначение наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

открытое акционерное общество «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу на счет: УФК по Свердловской области (Уральское Управление Ростехнадзора), ИНН <***>, КПП 667101001, ОКТМО 65701000001, БИК 046577001, номер счета получателя платежа 40101810500000010010, ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК 498 116 450 000 16 000 140, УИН 49866711900180037052.

Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области, расположенный по адресу: <...>.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленный срок, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до 1 месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до 3 месяцев.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, защитником, опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.

<...>

<...>

Судья - И.О. Григорьев