ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-15/19 от 14.02.2019 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело №5-15/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Большой Камень 14 февраля 2019 г.

Судья Шкотовского районного суда Приморского края (<...>) Рогачева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Эдельвейс», ИНН/КПП <***>/250301001,ОГРН <***>, дата регистрации 12.12.2008 г., юридический адрес: 692806, с.Суходол г.Большой Камень Приморского края, ул.Пионерская, д.19,

УСТАНОВИЛ:

В период с 28.11.2018 г. по 24.12.2018 г. в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Эдельвейс» по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения при осуществлении купли-продажи драгоценных металлов, установлено неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а именно:

- в нарушение требований пунктов 3, 6, 12, подпункта «а» пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203) в проверяемый период с 28.11.2017 г. по 28.11.2018 г. генеральным директором, главным бухгалтером ООО «Эдельвейс» не пройдено обучение в форме целевого инструктажа, повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ специального должностного лица – ФИО1 по истечении трех лет с момента обучения (с 2014 г.) не осуществлялось;

- в нарушение требований пунктов 2, 3, 6, 7, 8, 9 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «Эдельвейс» не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и порядок учета прохождения работниками ООО «Эдельвейс» обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Журналы прохождения работниками ООО «Эдельвейс» целевого инструктажа, обучения в виде дополнительного инструктажа, а также вводного инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ не представлены;

- в нарушение требований подпунктов «а», «б» п.32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 30.06.2012 г. №667), ООО «Эдельвейс» не представлены отчеты по результатам проведения внутренних проверок, содержащие сведения о выявленных в организации нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля, подтверждающих проведение в проверяемый период не реже 1 раза в полугодие внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», а также принятия мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений;

- в нарушение п.п.1 пункта 1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», пункта 28 Положения о требованиях по идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утверждено Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 г. №59), в организации не осуществлена идентификация клиента – юридического лица, а именно ПАО «Сбербанк России». В ходе проверки анкета клиента юридического лица ПАО «Сбербанк России» не представлена;

- в нарушение п.п.7 пункта 1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», за проверяемый период информация в виде формализованных электронных сообщений 3-ФМ (ежеквартальная), в соответствии с пунктом 7.1 главы 7 Инструкции Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110 о результатах проверок наличия среди своих клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в Росфинмониторинг не направлялась. За проверяемый период не направлено 4 формализованных электронных сообщений по форме 3-ФМ;

- в нарушение п.п.4 пункта 1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», п.п. «а» пункта 3 и п.п. «а» пункта 4 Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (утвержденного постановлением Правительства от 19.03.2014 г. №209), п.п. «а» п.1.4, п.5.1 и п.5.4 Инструкции о предоставлении ф Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ, ООО «Эдельвейс» за проверяемый период в Росфинмониторинг не были направлены 8 формализованных электронных сообщений в соответствии со структурой 1-ФМ об операциях, подлежащих обязательному контролю по факту поступления платежей за реализованные драгоценные металлы.

В судебное заседание представитель ООО «Эдельвейс» не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, в связи с чем имеются основания рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи,

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В силу пп. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению или от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.

В соответствии с пп. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Пунктом 7 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного Приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. N 203 (далее - Положение), установлено, что в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, специальным должностным лицом проводится вводный инструктаж при приеме на работу.

В соответствии с п. 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что обучение в форме целевого инструктажа лица, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Пунктом 12 Положения предусмотрено, что повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходит специальное должностное лицо организации (филиала), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 настоящего Положения.

В силу п. 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. N 667, в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматривается проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов.

Из материалов дела следует, что ООО «Эдельвейс» состоит на специальном учете в Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора, осуществляет следующий вид деятельности: добыча руд и песков драгоценных металлов (ОКВЭД 07.29.41).

На основании распоряжения начальника Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора от 20.11.2018 г. №110 в период с 28.11.2018 г. по 24.12.2018 г. проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Эдельвейс» с целью осуществления периодического государственного контроля в части исполнения указанной организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

По результатам проведенной проверки (проверяемый период с 28.11.2017 г. по 28.11.2018 г.) установлено, что в соответствии с договорами №526/17 от 27.02.2017 г., №576/18 от 09.02.2018 г. ООО «Эдельвейс» осуществлена отправка 12723,2 гр. минерального сырья для выполнения ОАО «Красцветмет» работ по производству драгоценных металлов из минерального сырья, содержащего 8850,1 гр. золота и 3617,3 гр. серебра.

В 2017 г. между ООО «Эдельвейс» (продавец) и ПАО «Сбербанк России» (покупатель) был заключен договор купли-продажи золота в слитках №06-З/8635-2017 от 17.03.2017 г. Согласно указанному договору публичное акционерное общество «Сбербанк России» купило у ООО «Эдельвейс» золото в виде мерных и стандартных слитков, произведенных на аффинажном предприятии – ОАО «Красцветмет» общей массой в химической чистоте 18 кг в течение 2017 г.

Также в 2017 г. между ООО «Эдельвейс» (продавец) и ПАО «Сбербанк России» (покупатель) был заключен договор купли-продажи серебра в слитках №03-С/8635-2017 от 11.09.2017 г. Согласно указанному договору публичное акционерное общество «Сбербанк России» купило у ООО «Эдельвейс» серебро в виде мерных и стандартных слитков, произведенных на аффинажном предприятии – ОАО «Красцветмет» общей массой в химической чистоте 7 кг в течение 2017 г.

В 2018 г. между ООО «Эдельвейс» (продавец) и ПАО «Сбербанк России» (покупатель) был заключен договор купли-продажи золота в слитках №02-З/8635-2018 от 13.03.2018 г. Предметом договора является покупка до 24.12.2018 г. ПАО «Сбербанк России» у ООО «Эдельвейс» золота в виде мерных и стандартных слитков, произведенных на аффинажном предприятии – ОАО «Красцветмет» общей массой в химической чистоте 22,2 кг в течение 2017 г.

Таким образом, в ходе своей деятельности ООО «Эдельвейс» совершает операции по продаже аффинированных драгоценных металлов, соответственное указанное юридическое лицо обязано соблюдать требования, установленные нормативно-правовыми актами по принятию мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий, проведенных в отношении ООО «Эдельвейс» на основании распоряжения начальника Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора от 20.11.2018 г. №110, выявлены нарушения требований законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Так, в ООО «Эдельвейс» не утвержден перечень работников, обязанных проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; не представлены журналы прохождения работниками ООО «Эдельвейс» целевого инструктажа, обучения в виде дополнительного инструктажа, а также вводного инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; руководителем организации – генеральным директором ООО «Эдельвейс», главным бухгалтером не пройдено обучение в форме целевого инструктажа в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; не осуществлялось повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ специального должностного лица – ФИО1 по истечении трех лет с момента обучения (с 2014 г.).

Выявлен факт отсутствия отчетов по результатам проведения не реже 1 раза в полугодие внутренних проверок, содержащих сведения обо всех выявленных в организации нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации в целях осуществления внутреннего контроля, а также сведения по мерам, направленным на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.

В ООО «Эдельвейс» не осуществлена идентификация клиента – ПАО «Сбербанк России», анкета ПАО «Сбербанк России» отсутствует.

В проверяемый период не осуществлялись с установленной периодичностью проверки наличия среди клиентов юридических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; информация о результатах проверок в Росфинмониторинг не направлялась.

Кроме того, ООО «Эдельвейс» в проверяемый период без информирования Росфинмониторинга, по договорам купли-продажи №06-З/8635-2017 от 17.03.2017 г., №02-З/8635-2018 от 13.03.2018 г., совершено 8 операций продажи золота (драгоценного металла), подлежащих обязательному контролю, т.е. с суммой операции свыше 600 000 руб.: 04.12.2017 г. – продажа золота на сумму 2 378 752,10 руб.; 18.06.2018 г. – продажа золота на сумму 7 803 470,03 руб.; 28.06.2018 г. – продажа золота на сумму 1 568 157,46 руб.; 20.07.2018 г. – продажа золота на сумму 3 552 442,00 руб.; 16.08.2018 г. – продажа золота на сумму 3 078 566,32 руб.; 19.09.2018 г. – продажа золота на сумму 1 965 991,05 руб.; 10.10.2018 г. – продажа золота на сумму 1 350 437,28 руб.; 08.11.2018 г. – продажа золота на сумму 1 265 019,76 руб. В установленный срок - не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, ООО «Эдельвейс» не направило в Росфинмониторинг 8 формализованных электронных сообщений в соответствии со структурой 1-ФМ о вышеуказанных операциях.

Вина ООО «Эдельвейс» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24.12.2018 г.; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 20.11.2018 г. №110 в отношении ООО «Эдельвейс»; актом проверки от 24.12.2018 г. с изложением выявленных в ходе проверки нарушений; объяснением уполномоченного лица ООО "Эдельвейс" ФИО1, в котором не оспариваются выявленные нарушения; уведомлением о постановке ООО «Эдельвейс» на специальный учет с присвоением учетного номера ЮЛ2500401292; картой специального учета юридического лица, согласно которой ООО «Эдельвейс» осуществляет деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов; выпиской из ЕГРЮЛ; лицензией на пользование недрами ВЛВ 02384 БЭ; договорами купли-продажи №06-З/8635-2017 от 17.03.2017 г., №03-С/8635-2017 от 11.09.2017 г., №02-З/8635-2018 от 13.03.2018 г.; выписками операций по лицевому счету, принадлежащему ООО «Эдельвейс»; актами приема драгоценных металлов, платежными поручениями, счетами-фактурами, подтверждающими осуществление и сумму операций с драгоценными металлами; информационным письмом и.о. руководителя Росфинмониторинг от 23.08.2018 г.; сведениями о застрахованных лицах ООО «Эдельвейс», приказом о назначении ФИО1 ответственным за работу в личном кабинете Росфинмониторинга, свидетельство о прохождении обучения в форме целевого инструктажа от 21.06.2014 г.

Принимая во внимание изложенное, виновность ООО «Эдельвейс» нашла своё подтверждение совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств и его действия необходимо квалифицировать по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ – как неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

При назначении административного наказания, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административное наказание, в судебном заседании не установлено.

Учитывая отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд полагает назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.15.27 КоАП РФ для юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Эдельвейс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы в Шкотовский районный суд Приморского края.

Судья А.В. Рогачева

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная Государственная инспекция пробирного надзора)

ИНН <***>

КПП 272102001

р/с <***> в Отделении Хабаровск г.Хабаровск,

БИК 040813001

КБК 092 1 16 900 10 01 7000 140

ОКТМО 08701000

УИН 0

В строке назначение платежа следует указать номер и дату постановления об административном правонарушении.

Платежный документ об уплате штрафа необходимо представить в Шкотовский районный суд Приморского края.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Срок предъявления исполнительного документа на исполнение составляет 2 года со дня вступления в законную силу.