ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-15/19 от 14.05.2019 Полесского районного суда (Калининградская область)

№5-15/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Полесск 14 мая 2019 года

Судья Полесского районного суда Калининградской области Лахонин А.П., при секретаре Птахиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «Полесский городской округ» ФИО1 по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключён муниципальный контракт на оказание услуг по предоставлению кредитных средств в форме открытия кредитной линии бюджету муниципального образования «Полесский городской округ» с установлением предельного размера выборки средств в объёме 10 000 000 (десять миллионов) рублей по ставке 9,9392 процента годовых, что на 1,4392 процентных пункта превышает ключевую ставку Банка России плюс один процентный пункт, в нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 93.3 БК РФ, абзаца 1 подпункта 11 пункта 19 Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утверждённых Постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2010 №220, подпункта «з» пункта 3.2 раздела 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении МО «Полесский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета на сумму 2 000 000 рублей.

Должностное лицо – глава администрации МО «Полесский городской округ» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, поскольку условия предоставления муниципальному образованию бюджетного кредита, установленные статьёй 93.2 Бюджетного кодекса РФ и Законом Калининградской области от 19.12.2017 №128 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» он не нарушал, правоотношения по предоставлению бюджетного кредита носят гражданско-правовой характер и не основаны на властном подчинении одной стороны другой; кредитная линия ПАО «Сбербанк» не использовалась для исполнения обязательств по бюджетным кредитам.

Заслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, показания свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами Контрольно-счетной палаты Калининградской области проводилась проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Калининградской области в части исполнения обязательств муниципальным образованием «Полесский городской округ» по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета Калининградской области в 2017-2018 годах.

В ходе проверки был выявлен факт нарушения муниципальным образованием бюджетного законодательства, а именно нарушение условий предоставления бюджету городского округа из бюджета Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ бюджетного кредита, в связи с чем в отношении должностного лица – главы администрации МО «Полесский городской округ» ФИО1 был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.1 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от 26.12.2016 № 139 (далее также – Устав), муниципальное образование "Полесский городской округ" Калининградской области (далее также - Полесский городской округ, городской округ) наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 18 октября 2016 года N 5 "Об объединении поселений, входящих в состав Полесского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории".

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 30 Устава администрация муниципального образования "Полесский городской округ" (далее также - администрация округа) является исполнительно-распорядительным органом городского округа и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.

Администрация округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, имеет свою печать, угловой штамп, бланки и другие реквизиты (п.2 ст.30 Устава).

Согласно п. 3 ст. 18 Устава органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением городского округа, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 29 Устава главой администрации округа является лицо, назначаемое на должность главы администрации округа Советом депутатов округа по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности.

В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 29 Устава глава администрации округа обеспечивает осуществление администрацией округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области.

ФИО1 назначен на должность главы администрации МО «Полесский городской округ» решением Совета депутатов МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения конкурса на замещение указанной должности. Муниципальное образование «Полесский городской округ» в лице главы городского округа ДД.ММ.ГГГГ заключило с ФИО1 контракт, согласно п.1 которого, ФИО1 принял на себя обязательства, связанные с замещением должности муниципальной службы главы администрации МО «Полесский городской округ».

Согласно п.3 Контракта глава администрации городского округа ФИО1 назначен на должность на срок полномочий Совета депутатов (до дня начала работы Совета депутатов нового созыва) и приступил к исполнению полномочий ДД.ММ.ГГГГ.

Глава администрации является муниципальным служащим, возглавляет администрацию на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции (п.5 и п.9 Контракта).

Согласно п. 9 Контракта глава администрации обладает, в том числе, следующими полномочиями: обеспечивает своевременное и качественное исполнение всех договоров и иных обязательств администрации; организует осуществление закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд; организует осуществление в муниципальном образовании эффективной финансовой, налоговой и инвестиционной политики.

В соответствии с распоряжением главы администрации МО «Полесский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации ФИО1 назначен пользователем прикладного программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства с использованием подсистемы СУФД с наделением его правом первой подписи (электронной подписи).

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (абз.3 п.1 ст.93.2 БК РФ).

Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением (п.4 ст.93.2 БК РФ)

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.5 ст.93.2 БК РФ).

До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса (абз.1 п.6 ст.93.2 БК РФ).

В силу абз.1 п.2 ст.93.3 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации (абз.2 ст.93.3 БК РФ)

Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (абз.4 п.2 ст.93.3 БК РФ).

Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам в Калининградской области в 2018 году осуществлялось в соответствии с Законом Калининградской области от 19.12.2017 №128 «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Законом Калининградской области от 10.10.2017 №173 «О бюджетном процессе», «Порядком предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета», утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2010 № 220.

В частности, в соответствии с п.1 ст.15 Закона Калининградской области от 19.12.2017 №128 в 2018 году бюджетные кредиты местным бюджетам предоставлялись из областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита областного бюджета, на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов и покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Калининградской области (п.3 ст.15 Закона Калининградской области от 19.12.2017 №128), с соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации (пп.2 п.4 ст.15 указанного Закона).

В соответствии с п.7 Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2010 №220 (далее также – Порядок), при возникновении необходимости привлечения кредитных средств из областного бюджета уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления) вправе обратиться в Министерство за предоставлением бюджетного кредита.

Обращение получателя о предоставлении бюджетного кредита (далее - обращение) подписывается должностным лицом органа местного самоуправления и представляется в Министерство с приложением документов, установленных настоящим порядком (п.8 Порядка).

По результатам рассмотрения обращения Министерство готовит заключение о предоставлении бюджетного кредита (далее - положительное заключение) или об отказе в предоставлении бюджетного кредита (далее - отрицательное заключение) (п.17 Порядка).

Согласно п. 19 Порядка в случае положительного заключения, Министерство заключает с органом местного самоуправления соглашение по форме, устанавливаемой Министерством, в котором должно быть установлено наименование муниципального образования - получателя бюджетного кредита (пп.1), сумма бюджетного кредита (пп.2), цели бюджетного кредита (пп.3), обязательства муниципального образования, исполнение которых осуществляется за счет средств бюджетного кредита (пп.4), срок предоставления бюджетного кредита (пп.5), график погашения бюджетного кредита (пп.6), размер платы за пользование бюджетным кредитом (пп.7), порядок перечисления и возврата бюджетного кредита (пп.8), ответственность за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением (пп.9), согласие муниципального образования на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Калининградской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетного кредита (пп.10).

На основании пп. 11 п. 19 Порядка в вышеуказанном соглашении также должно быть установлено обязательство муниципального образования по обеспечению при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процентный пункт.

Материалами настоящего дела подтверждается, что на основании положительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов Калининградской области принято решение о предоставлении бюджету муниципального образования «Полесский городской округ» бюджетного кредита на сумму 2 000 000 рублей, для чего ДД.ММ.ГГГГ между Министерством финансов Калининградской области и муниципальным образованием «Полесский городской округ», в лице главы администрации МО «Полесский городской округ» ФИО1, было заключено соглашение о предоставлении МО «Полесский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета муниципального образования на сумму 2 000 000 рублей (далее также – Соглашение).

Из содержания пп. «з» пункта 3.2 раздела 3 Соглашения усматривается, что муниципальное образование «Полесское городское поселение» приняло на себя обязательство, предусмотренное пп.11 п.19 «Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета», а именно: обеспечить с даты подписания Соглашения при осуществлении закупок услуг по предоставлению кредитных средств кредитными организациями, соответствия начальных (максимальных) цен муниципальных контрактов процентной ставке, не превышающей ключевую ставку Банка России, увеличенную на один процент.

В п. 8.3 Соглашения стороны согласовали условие о том, что в случае нарушения Получателем кредита обязательств, вытекающих из Соглашения, а также связанных с Соглашением обязательств, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, Получатель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотренные кредитным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 2 000 000 рублей получены городским округом и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ были направлены на погашение задолженности по бюджетному кредиту (основного долга).

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (п.1 ст.310 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Тем не менее, по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Полесский городской округ» в лице главы администрации ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключила муниципальный контракт с ПАО «Сбербанк России» на оказание услуг по предоставлению кредитных средств в форме открытия кредитной линии бюджету муниципального образования с установлением предельного размера выборки средств в объёме 10 000 000 рублей при учете ставки по кредиту в размере 9,9392 процента годовых (п.1.2 муниципального контракта).

При этом на момент заключения данного муниципального контракта действовала ключевая ставка в размере 7,50% годовых, установленная решением Совета директоров Банка России ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, процентная ставка по кредиту, предусмотренная муниципальным контрактом с ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, была на 1,4392 процентных пункта выше ключевой ставки Банка России плюс один процентный пункт (9,9392% - (7,5%+1), и тем самым должностным лицом – главой администрации городского округа ФИО1 было допущено нарушение условий, предусмотренных пп. «з» пункта 3.2 раздела 3 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Полесскому городскому округу бюджетного кредита из областного бюджета.

Свидетель Свидетель №1, являющийся инспектором Контрольно-счётной палаты Калининградской области, сообщил, что, несмотря на то обстоятельство, что правоотношения по предоставлению бюджетного кредита носят гражданско-правовой характер, к ним применяются положения бюджетного законодательства. Ограничение ставки по кредиту на уровне ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, увеличенной на один процентный пункт, основано на требованиях п.п. «е» п. 11 постановления Правительства РФ от 13.12.2017 №1531, положений постановления Правительства Калининградской области №220 от 22.04.2010.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Свидетель №2, аудитор Контрольно-счётной палаты Калининградской области, поведала, что в ходе проведения плановой проверки муниципального образования «Полесский городской округ» ей было выявлено, что муниципальное образование привлекает кредитные средства коммерческого банка по процентной ставке, превышающей размер, установленный постановлением Правительства Калининградской области №220 от 22.04.2010. О данном факте в ходе проверки было сообщено начальнику финансового отдела администрации и главе муниципального образования ФИО1 Несмотря на предупреждение, в ходе проведения проверки муниципальный контракт всё же был заключён, в связи с чем сведения о данном нарушении отражены в акте проверки. В ходе проверки муниципального образования было установлено, что на счетах администрации имелись остатки денежных средств, в связи с чем необходимости в привлечении кредитных денежных средств коммерческих банков не имелось.

В ходе рассмотрения дела чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению главой администрации муниципального образования «Полесский городской округ» условий предоставления кредита, судом не установлено, соответственно ссылка лица, в отношении которого ведется производство по делу, о заключении муниципального контракта с ПАО «Сбербанк» на рыночных условиях с учётом поступивших заявок на электронном аукционе не свидетельствуют о принятии с его стороны достаточных и необходимых мер, и невозможности надлежащего исполнения условий соглашения о предоставлении МО «Полесский городской округ» из средств областного бюджета бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита бюджета муниципального образования на сумму 2 000 000 рублей.

Доказательств крайней необходимости заключения муниципального контракта с ПАО «Сбербанк России» по смыслу ст. 2.7 КоАП РФ суду не представлено и таковых обстоятельств не установлено.

Информация Министра финансов Калининградской области, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии нарушений условий получения администрацией муниципального образования «Полесский городской округ» бюджетного кредита из областного бюджета по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, является лишь позицией ведомства по существу дела об административном правонарушении и не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку представленная информация опровергается положениями п. 1.2 муниципального контракта с ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ и положениями абзаца 1 подпункта 11 пункта 19 Порядка предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Калининградской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утверждённых Постановлением Правительства Калининградской области от 22.04.2010 №220, подпункта «з» пункта 3.2 раздела 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Совокупность допустимых доказательств, исследованных в судебном заседании, суд признает достаточной для вывода о наличии в действиях должностного лица – главы администрации муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ - нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Смягчающим обстоятельством является наличие у ФИО1 на иждивении трёх несовершеннолетних детей. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч.3 ст.4.5 КоАП РФ, составляет один год, и на момент рассмотрения дела не истёк.

С учетом вышеуказанных обстоятельств в своей совокупности, в целях предупреждения совершения новых правонарушений суд полагает необходимым назначить должностному лицу ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

постановил:

должностное лицо – главу администрации муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф следует перечислить по следующим реквизитам:

УФК по Калининградской области (Контрольно-счетная палата Калининградской области л/сч )

р/сч.

БИК

Отделение Калининград

ИНН /

КБК «Денежные взыскания, (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации)».

Разъяснить должностному лицу – главе администрации МО «Полесский городской округ» ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 15 мая 2019 года.

Судья подпись А.П. Лахонин