5-160/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Суздаль 11 декабря 2017 года
Судья Суздальского районного суда Владимирской области Воронкова Ю.В., рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.13, ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская», юридический адрес: <...>,
установил:
*** главным специалистом - экспертом, юристом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО1 в отношении ООО «СНРППМ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, согласно которому при проведении в период с *** по *** работ на объекте культурного наследия федерального значения «Входные ворота», ХVII в., расположенном по адресу: <...>, ООО «СНРППМ» допущено отклонение от согласованной научно-проектной документации и выданного разрешения на производство работ, заключающееся в проведении строительных работ по вычинке и перекладке кирпичной клади на участках ограды по северной, восточной и южной сторонам памятника без разрешения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, что привело к нарушению порядка производства работ на вышеназванном памятнике и является нарушением п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В тот же день главным специалистом - экспертом, юристом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО1 в отношении ООО «СНРППМ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому при проведении в период с *** по *** работ на объекте культурного наследия федерального значения «Входные ворота», ХVII в., расположенном по адресу: <...>-а, ООО «СНРППМ» на прилегающем земельном участке внутри ограды с восточной стороны (выходящем на р. Нерль) проведены земляные работы по устройству траншеи без разработанного раздела проекта по обеспечению сохранности объекта культурного наследия (объекта археологического наследия) федерального значения «Городище ХI-ХII вв.», что является нарушением п. 5 ст. 5.1, п. 2.3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Вышеназванные протоколы вместе с приложенными к ним материалами поступили в Суздальский районный суд 13.10.2017 года.
Определением Суздальского районного суда от 27.10.2017 года материалы объединены в одно производство, рассмотрение объединенного дела назначено на 15.11.2017 года.
В судебном заседании представитель ООО «СНРППМ» - генеральный директор юридического лица ФИО2 пояснил, что заблуждался относительно при определении объемов и видов работ, исходя из локальных сметных расчетов, которые являются неотъемлемым приложением к заключенному посредством электронных торгов контракту, содержание которых свидетельствовало о необходимости проведения работ на всей ограде. Пояснил, что лицо, осуществлявшее архитектурный надзор - ФИО4, каких-либо претензий к проводимым обществом работам не предъявляло. Указал, что земляные работы по устройству траншеи были продиктованы аварийным состоянием восточной части ограды и согласовывались с ФИО4, подчеркнул, что устройство аналогичной траншеи предусмотрено проектом. Указал, что в настоящее время им получены необходимые разрешения на производство всего объема проведенных им работ, 08.11.2017 года работа в полном объеме сдана заказчику.
Представитель Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ФИО1 настаивал на наличии в действиях ООО «СНРППМ» составов вмененных административных правонарушений, подтвердив то обстоятельство, что в настоящее время необходимые разрешения на все проведенные ООО «СНРППМ» работы на объекте культурного наследия получены.
Выслушав объяснения представителей ООО «СНРППМ» и Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, исследовав материалы дела об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ст. 7.14. КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из положений п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
При этом, согласно п. 5 ст. 5.1 названного Федерального закона предусматривает, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Статьей 36 Закона регламентируется, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
При этом указано, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» памятник «Городище ХI-ХII вв.», расположенный по адресу: Владимирская область, Суздальский район, с. Кидекша, сев.-вост. Часть села, близ ц. Бориса и Глеба, правый берег р. Нерль, а также памятник «Входные ворота» ХVII в., расположенный по адресу: <...>, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
Приказом Министерства культуры РФ от 16.12.2016 года № 66330-р памятник «Входные ворота» ХVII в., входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс церквей Бориса и Глеба в Кидекше, 1152 г. - ХVII в.», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации с присвоением регистрационного номера 331610410650046.
*** года ФГБУК Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» приняло на себя обязательства по обеспечению сохранности объекта культурного наследия Входные ворота» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», ХVII в. (охранное обязательство № 15-ф).
В 2011 году ОАО «Владспецреставрация» по заказу ФГБУК Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» разработан проект реставрации Входной группы западной стены памятника «Входные ворота» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», ХVII в. в соответствии с контрактом № 3/О от 07.07.2011 г. При этом проектной документацией предусмотрено проведение работ по реставрации фрагмента западной стены кирпичной ограды ансамбля церкви Бориса и Глеба.
В 2014 году ЗАО «Ивановореставрация» по заказу ФГБУК Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» разработан проект реставрации Святых врат памятника «Входные ворота» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», ХVII в., которым предусмотрено проведение работ по реставрации входной группы западной стены памятника - непосредственно Святых ворот.
04.12.2014 года вышеуказанная научно-проектная документация рассмотрена и согласована Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (согласование № 15).
26.09.2016 года по результатам проведения электронного аукциона между ФГБУК Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и ООО «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская» заключен контракт ###на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия «Входные ворота» (Святые ворота с оградой).
При этом п. 1.2 контракта предусматривал необходимость проведение указанных работ в соответствии с проектами реставрации, которые являются неотъемлемой частью контракта и аукционной документации.
01.03.2017 года между ФГБУК Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» и ВНП АО «Владспецреставрация» заключен договор № 1/03 на оказание услуг авторского надзора и научного руководства за выполнением работ по реставрации вышеназванного объекта культурного наследия.
09.06.2017 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ООО «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская» выдано разрешение № 10 на проведение работ по сохранению вышеназванного объекта культурного наследия.
Как следует из акта осмотра, проведенного должностными лицами Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области 24.07.2017 года, при осмотре объекта культурного наследия «Входные ворота, ХVII в.» в составе комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше, установлено, что осуществлен демонтаж и перекладка кирпичной кладки части ограды с восточной стороны, на земельном участке, примыкающем к ограде с восточной стороны, устроена траншея размерами 7 метров на 70 см, глубиной 1 метр.
В аналогичном акте от 09.08.2017 года зафиксированы проведенные при отсутствии соответствующей научно-проектной документации работы по реставрации ограды (вычинка и перекладка кирпичной кладки ограды) с применением современного кирпича и разборке фрагмента ограды со стороны реки Нерль с разрытием траншеи.
Согласно являющихся приложениями к актам осмотра планов-схем ограды зафиксированы места проведения работ без разрешения органа охраны объектов культурного наследия - по северной, восточной и южной участкам ограды, а также место проведения земляных работ - вдоль восточной стены ограды. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к актам фотоматериалами и не оспаривается представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Помимо признательных показаний генерального директора ООО «СНРППМ» ФИО2 о проведении при реставрации объекта культурного наследия «Входные ворота» работ, не предусмотренных документацией, факты осуществления юридическим лицом земляных работ по устройству траншеи, примыкающей к ограде памятника «Входные ворота» с восточной стороны, без разработанного раздела проекта по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Городище ХI-ХII вв.», а также проведения строительных работ по вычинке и перекладке кирпичной кладки на участке ограды по северной, восточной и южной сторонам памятника «Входные ворота» подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств, а именно: протоколами об административном правонарушении №№ 28, 29 от ***, актами осмотра от 24.07.2017 года, от 09.08.2017 года с приложенными к ним планами-схемами и фотоматериалами, проектом реставрации Входной группы западной стены памятника «Входные ворота» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», ХVII в., разработанным ОАО «Владспецреставрация» в 2011 году, проектом реставрации Святых врат памятника «Входные ворота» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», ХVII в., разработанным ЗАО «Ивановореставрация» в 2014 году, контрактом ### на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия «Входные ворота» (Святые ворота с оградой), постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», которым памятник «Городище ХI-ХII вв.», расположенный по адресу: Владимирская область, Суздальский район, с. Кидекша, сев.-вост. Часть села, близ ц. Бориса и Глеба, правый берег р. Нерль, а также памятник «Входные ворота» ХVII в., расположенный по адресу: <...>, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, иными исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СНРППМ» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ - ввиду проведения строительных работ по вычинке и перекладке кирпичной кладки на участке ограды по северной, восточной и южной сторонам объекта культурного наследия федерального значения «Входные ворота», ХVII в. без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, а также административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - ввиду производства земляных работ по устройству траншеи, примыкающей к ограде памятника «Входные ворота» с восточной стороны, без разработанного раздела проекта по обеспечению сохранности объекта археологического наследия федерального значения «Городище ХI-ХII вв.».
Вместе с тем, судом установлено, что *** Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области ООО «СНРППМ» выдано разрешение № 29 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения - «Входные ворота», ХVII в.» (Святые ворота с оградой) комплекса церквей Бориса и Глеба в Кидекше», виды работ: наружные отделочные работы по кирпичной кладке, рядовое покрытие стен оцинкованной сталью, *** - разрешение № 31 на проведение работ по сохранению вышеназванного объекта культурного наследия, виды работ: реставрация барабана, главки, кровли, установка креста Святых ворот, установка ворот западной стены.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая разъяснение названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, требования указанных норм права, конкретные обстоятельства, при которых совершены административные правонарушения, в том числе, отношение к содеянному руководителя юридического лица, причины совершения данных незаконных действий и их легализацию в настоящее время, а также тот факт, что совершенные заявителем деяния хотя формально и содержат признаки составов административных правонарушений, но с учетом их характера и роли правонарушителя, отсутствия причиненного вреда и вредных последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, имеются основания для признания административных правонарушений малозначительными.
В связи с этим, исходя из целей и общих принципов назначения наказания, полагаю возможным по данному делу применить статью 2.9 КоАП РФ, освободить общество с ограниченной ответственностью «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская» от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13, ст. 7.14 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст. 2.9, п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская» по ч. 1 ст. 7.13, ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенных административных правонарушений.
Объявить ООО «Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд подачей жалобы в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.
Судья Ю.В. Воронкова