дело №5-160/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Орск 7 июля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2018года
Мотивированное постановление изготовлено 7 июля 2018 года
Судья Советского районного суда г.Орска Оренбургской области Смирнова Н.В., при секретаре Резник Е.Е.,
с участием представителя ЗАО «ОРМЕТ» Гори О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «ОРМЕТ», юридический адрес: Оренбургская область, г. Орск ул. *** д. ***,
установил:
В результате плановой документарной проверки ЗАО «ОРМЕТ», проведенной Поволжской государственной инспекции пробирного надзора 3 мая 2017 года, установлены нарушения Федерального закона от 7 августа 2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон №115-ФЗ).
Основным видом деятельности Общества является добыча и обогащение медной руды, дополнительные виды деятельности: производство драгоценных металлов, торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами, добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).
В целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Общество применяет Правила внутреннего контроля, утвержденные руководителем ЗАО «ОРМЕТ» 2 апреля 2017 года.
Приказом генерального директора № *** от 6 мая 2013 года специальным должностным лицом и ответственными лицами по подготовке и направлению информации в Росфинмониторинг назначены главный бухгалтер Общества А.Е.П. и инженеры по учету сырья и готовой продукции отдела технического контроля З.О.В., М.А.М. соответственно.
Указанные должностные лица прошли обучение по программе « Повышение уровня знаний в целях противодействия и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В нарушение пункта 31 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 №667, в организации не обеспечивается осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов.
После проведения на регулярной основе, согласно утвержденному Правилу внутреннего контроля Общества – не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения Обществом настоящих правил, требований ФЗ и иных нормативных актов, в период с 26 июня 2017 по 24 марта 2018 года Обществом не приняты меры по устранению нарушения в частности не информирования уполномоченный орган в установленный законом срок.
ЗАО «ОРМЕТ» в рамках договоров купли-продажи (золото, серебро) № ***, №*** от 7 апреля 2017 года, № ***, № *** от 22 июня 2017 года и дополнительные соглашения № *** к *** от 14 февраля 2018 года, поставлялись АО «Газпромбанк» драгоценные металлы ( золото, серебро) в стандартных и/или мерных слитках.
Данные факты подтверждаются товарными накладными поставки (отгрузки) партий товара в период с 31 января 2017 года по 23 марта 2018 года (л.д. 47-70), а также актами приема-передачи драгоценных металлов ( л.д.71-76).
В рамках указанных договоров, в период с 26 июня 2017 года по 24 марта 2018 года Обществом совершено 20 поставок партий товара с имуществом, подлежащим обязательному контролю.
ООО «ОРМЕТ», в нарушении пп.4,7 п.1 ст. 7 Закон №115-ФЗ документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган в установленный Законом срок 20 формализованных электронных сообщений по совершенным операциям с имуществом, подлежащим обязательному контролю).
В судебном заседании представитель ЗАО « ОРМЕТ» Гори О.М. факт не представления сведений по операциям с имуществом, подлежащим обязательному контролю не отрицала, однако пояснила, что не согласна с возбуждением в отношении Общества дела об административном правонарушении, поскольку в действиях ЗАО «ОРМЕТ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ. Считает, что ст. 6 Закона №115-ФЗ обязывает сообщать о сделках с денежными средствами или иным имуществом подлежащим обязательному контролю. По указанным сделкам Общество представило сведения в уполномоченный орган по денежным средствам. Кроме этого до составления протокола об административном правонарушении Общество зафиксировало и предоставило сведения о тридцати операциях с иным имуществом по поставкам драгоценных металлов.
Несмотря на непризнание вины представителем ЗАО « ОРМЕТ», факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается следующими письменными доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 23 мая 2017 года ( л.д.1-6);
- распоряжением о проведении плановой документарной проверки юридического лица № *** от 27 марта 2018 года ( л.д.20);
- сообщением генеральному директору ЗАО «ОРМЕТ» о проведении проверки соблюдения Закона №115-ФЗ (л.д.23);
- актом проверки № *** от 3 мая 2018 года, в котором отражены выявленные нарушения Закона №115-ФЗ( л.д. 24-29);
- правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании. Терроризма, утвержденные руководителем ЗА «ОРМЕТ» 2 апреля 2018 года ( л.д. 34-39);
- договорами купли-продажи металла и дополнительными соглашениями к ним (л.д.33-46);
-товарными накладными, актами приема-передачи драгоценных металлов ( л.д.47-70, 71-76);
-распечаткой электронных сообщений за период с 1 января 2017 по 27 марта 2018 года ( л.д.78).
Оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд признает их относимыми, достоверными и допустимыми, а их совокупность – достаточной для признания вины ЗАО «ОРМЕТ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В силу пп. 4 ч. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В соответствии с пп. 7 ч. 1 ст. 7 Закорна №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Как установлено из материалов дела, в период с 5 апреля по 3 мая 2018 года, на основании распоряжения начальника инспекции Поволжской государственной инспекцией пробирного надзора от 27 марта 2018 года, была проведена плановая документарная проверка ЗАО «ОРМЕТ» с целью контроля соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По итогам проверки выявлены нарушения пунктов 4,7 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, выразившееся в том, что Общество не зафиксировало и не представило в 3-х дневный срок в уполномоченный орган формализованные электронные сообщения по 20 операциям с иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
Данный факт подтверждается актом проверки договорами купли-продажи драгоценных металлов (золота и серебра), товарными накладными, актами приема-передачи драгоценных металлов, а также распечаткой электронных сообщений за период с 1 января 2017 по 27 марта 2018 года.
Довод представителя ЗАО «ОРМЕТ» о том, что требования пп.4 п.1 ст. 7 Закона 115-ФЗ распространяются либо на операции с денежными средствами либо на операции с иным имуществом, основаны на неверном толковании законодательства.
В соответствии с абз.6 пп. 4 п.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение).
Статьей 3 Закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации или индивидуального предпринимателя, в соответствии с пп.4 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.
Из анализа вышеуказанных норм законодательства РФ следует, что обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
Таким образом, режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая вышеизложенное, прохожу к выводу о доказанности вины юридического лица ЗАО «ОРМЕТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, совершенное в форме бездействия.
Вопреки доводам представителя Общества о том, что до составления протокола об административном правонарушении, ЗАО «ОРМЕТ» представило сообщение о тридцати операциях с иным имуществом в уполномоченный орган, данный факт не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности. При этом необходимо учитывать, что на момент проверки 3 мая 2018 года требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не были выполнены юридическим лицом по 20 операциям с драгоценными металлами, с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ.
При назначении вида и размера административного наказания в соответствии с ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о назначении ЗАО «ОРМЕТ» административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ
П О С Т А Н О В И Л :
Закрытое акционерное общество «ОРМЕТ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит уплате в срок не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам на счет получателя: Управление Федерального Казначейства Республики Башкортостан ( Поволжская ГИПН, КПП 027502001), КБК 092 1 16 90010 01 7000 140, р/с <***>, БИК 048073001, ОКАТО 80401000000, ОКТМО 80701000.
Протокол об административном правонарушении №*** от *** года.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Н.В. Смирнова