ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1610/18 от 23.10.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-1610/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 октября 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л:

19 сентября 2018 года Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором Дуюновым В.А. вынесено постановление о возбуждении в отношении министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направлено для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.

Изучив материалы дела, выслушав защитников ФИО1 – Смирнову А.Л. и Некрасова С.А., возразивших против наличия в его действиях состава административного правонарушения, прокурора Усенко А.А., настаивавшую на привлечении его к административной ответственности, прихожу к следующему.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что влечет для должностных лиц наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24 и 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган и должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, 2 июня 2018 года на территории Охинского лесничества Тунгорского участкового лесничества действовало 2 пожара в кварталах . При этом, пожар в квартале был ликвидирован 6 июня 2018 года, площадь, пройденная огнем, составила 364 га.

В июне 2018 года Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка полноты и своевременности принятых органами лесного контроля и органами местного самоуправления мер по локализации и ликвидации лесных пожаров, в том числе, и в указанном районе, по результатам которой в адрес министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Так, в представлении, в числе прочих нарушений, прокурором указано, что:

в нарушение пунктов 2, 63 и 65 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года № 313, не были приняты меры по направлению заявки о продлении регламента работы аэропорта <адрес>, что исключило возможность использования воздушного судна в день локализации лесного пожара;

в нарушение пунктов 16, 17, 23 и 26 названных Правил имела место ненадлежащая организация тушения лесного пожара. Так, по информации министерства, руководил тушением пожара начальник укрупненного авианаземного отделения ОАУ «Сахалинская база авиационной охраны лесов» ФИО, тогда как сам ФИО и работники Охинского лесничества и ОАУ «Сахалинская база авиационной охраны лесов» указали, что тушением пожара руководил директор департамента лесов министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области ФИО2, прибывший на место тушения 4 июня 2018 года;

в нарушение пунктов 36-38 и 40-41 Правил тушения лесных пожаров схема тушения лесного пожара была составлена единожды, на схеме отсутствовала вся необходимая для тушения пожара информация, выполнена была схема без использования установленных Правилами цветов, со схемой не были ознакомлены лица, участвующие в тушении пожара.

В представлении прокурор потребовал: безотлагательно его рассмотреть с участием сотрудника прокуратуры и принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых допущены изложенные в представлении нарушения закона; о месте и времени рассмотрения настоящего представления заблаговременно уведомить природоохранную прокуратуру; о результатах принятых мер сообщить в природоохранную прокуратуру в письменной форме в установленный законом месячный срок с направлением копии приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (в случае их привлечения).

9 июля 2018 года представление прокурора министерством рассмотрено, о чем в природоохранную прокуратуру направлен ответ за подписью министра ФИО1

3 августа 2018 года представление повторно рассмотрено, по факту приведенных нарушений Правил тушения лесных пожаров и.о. министра прокурору дан аналогичный ответу министра ответ.

Посчитав, что меры по устранению вышеназванных нарушений министром не приняты, прокурором в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела видно, что прокурор был уведомлен о дате и времени рассмотрения представления, его рассмотрение проведено в присутствии сотрудника природоохранной прокуратуры, о результатах рассмотрения представления в установленный срок сообщено прокурору в письменной форме по каждому обозначенному прокурором нарушению.

В этой связи порядок рассмотрения представления министром соблюден.

Анализируя материалы дела, судья полагает, что вывод прокурора о непринятии министром мер к устранению выявленных нарушений является необоснованным.

По смыслу статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора должно содержать требования в адрес должностного лица, правомочного устранить допущенные нарушения и провести мероприятия по их устранению, а сами требования прокурора должны быть реально исполнимы.

Исполнимость представления является важным требованием к данному виду прокурорского реагирования и одним из элементов его законности, поскольку представление исходит от прокурора, обладающего властными полномочиями, для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Вместе с тем, адресованное ФИО1 требование прокурора устранить нарушения закона, допущенные при ликвидации пожара в Охинском районе, в данном конкретном случае являлось неисполнимым.

В частности, указание прокурора на то, что несвоевременное решение министерством вопроса об использовании воздушного судна при тушении пожара, а также несогласованность действий в части определения руководителя тушения пожара создало условия для перехода пожара в категорию «крупный», носит предположительный характер и не подтверждено материалами дела, соответственно, исключение таких нарушений, а также их причин и условий находится вне контроля министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, а поскольку все процедуры по локализации, тушению, ликвидации пожара и оформлению результатов указанных действий в настоящее время завершены, ежедневное составление схем в ходе производства работ по тушению пожара, а также внесение изменений в существующую схему является невозможным.

Более того, по каждому пункту обозначенных в представлении нарушений министром прокурору дан мотивированный ответ.

При таких обстоятельствах основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось несогласие прокурора с содержанием данного ему ответа, оценкой изложенных в нем фактов и позицией министра, что не может являться основанием для привлечения министра к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях министра состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

производство по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление по делу может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша